Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 9. ЭНДОКРИННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК 58. Значение эндокринной системы в поддержании гомеостаза и адаптации организма

 

Образовательная цель: обобщить и углубить знания о эндокринную систему и ее значение в поддержании гомеостаза и адаптации организма.

Основные понятия и термины: гомеостаз, адаптация.

Оборудование: таблицы «Кровеносная система», «Железы внутренней секреции».

Структура урока, основное содержание и методы работы

I. Актуализация опорных знаний учащихся.(Беседа по вопросам).

- Что такое эндокринная система?

- Какие железы входят в эндокринной системы?

- Какие функции желез эндокринной системы?

II. Изучение нового материала.

1. Внутренняя среда организма и его значения. (Рассказ учителя с элементами беседы и составлением схемы).

 

 

Особенности внутренней среды организма:

- Относительное постоянство его состава, физических и химических свойств. Значение внутренней среды:

- Транспорт веществ.

2. Гомеостаз и его значение. (Рассказ учителя с элементами беседы). Гомеостаз - постоянство условий жизнедеятельности клеток во внутренней среде.

В организме человека на постоянном уровне поддерживается:

- температура тела;

- кровяное давление;

- осмотическое давление;

- кислотно-щелочное равновесие.

Постоянство внутренней среды обеспечивается:

- непрерывной работой органов дыхания;

- кровообращением;

- пищеварением;

- выделением;

- поддерживается с помощью нервно-гуморальной регуляции.

3. Адаптация организма. (Рассказ учителя с элементами беседы).

Адаптация - это приспособление организма к окружающей среде в результате действия естественного отбора.

4. Значение эндокринной системы в поддержании гомеостаза. (Рассказ учителя с элементами беседы и использованием таблицы).

Железы внутренней секреции и их продукты - гормоны, поступая в кровь, разносятся по всему организму и изменяют деятельность органов, возбуждая или тормозя их работу.

Гормоны влияют на:

- рост;

- обмен веществ и энергии;

- физическое развитие;

- психическое развитие;

- половое созревание.

Под влиянием гормонов меняются физиологические процессы, морфологические процессы, направленные на сохранение стабильности среды обитания клеток организма - гомеостаза.

5. Механизм управления устойчивостью параметров гомеостаза. (Рассказ учителя).

Механизм управления устойчивостью параметров гомеостаза связан:

- с нейрогуморальним влиянием автономной нервной системы;

- с изменениями поведения организма.

Ядра гипоталамуса, получая информацию от рецепторов внутренней среды, определяющие характер и степень нарушения гомеостаза и с помощью нервных и гуморальных механизмов эффективно влияют на исправление отклонений, возникающих в организме.

Гипоталамус регулирует деятельность гипофиза, а через него и деятельности других желез внутренней секреции.

6. Значение эндокринной системы в адаптации организма. (Рассказ учителя с элементами беседы).

III. Закрепление знаний учащихся. (Беседа по вопросам).

- Что такое гомеостаз?

- Какое значение гомеостаза?

- Чем обеспечивается гомеостаз?

- Что такое адаптация?

IV. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.