РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 9. ЭНДОКРИННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ
ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
УРОК 57. Нейрогуморальная регуляция
физиологических функций организма
Образовательная цель: раскрыть общие
принципы регуляции функций организма, связь организма с внешней средой
в согласовании работы органов и обеспечении единства процессов жизнедеятельности,
углубить знания о строении и функции нервной системы, рефлексы, рефлекторное
дугу, нервные импульсы, раздражители.
Основные понятия и термины: нервная
регуляция, гуморальная регуляция, нервные импульсы, раздражители, раздражимость,
рецепторы.
Оборудование: таблицы «Нервная система
и схема рефлекторной дуги», «Железы внутренней секреции».
Структура урока, основное содержание и
методы работы
I. Актуализация опорных знаний
учащихся. (Беседа по вопросам).
- Какие особенности строения нервной
ткани?
Строение нейрона?
- Что такое гормоны?
- Что такое орган?
- Какие физиологические системы органов
в организме человека?
II. Изучение нового материала.
1. Способы регуляции функций
организма. (Рассказ учителя с составлением схемы.)
2. Особенности регуляции. (Рассказ
учителя с элементами беседы).
У человека ведущую роль играет
нервная регуляция, а гуморальные
факторы играют важную роль в
самой нервной деятельности.
Нервная регуляция - регуляция
жизнедеятельности организма с помощью нервной системы.
Гуморальная регуляция осуществляется за
участии гуморальных факторов (гормоны, Са2+, С02 и т.д.),
которые переносятся кровью, лимфой и тканевой жидкостью.
Гуморальная регуляция возникла раньше
от нервной.
3. Взаимосвязь нервных и
гуморальных процессов. (Рассказ учителя с элементами беседы и использованием
таблицы).
Нервная система влияет на образование
биологически активных веществ (гипоталамус влияет на образование гормонов
гипофиза).
Гуморальные факторы действуют на нервную
систему, вызывают определенные изменения в организме (углекислый газ, образующийся в
процессе обмена веществ, поступает в кровь, влияет на дыхательный центр головного
мозга).
Поэтому эти регуляции объединяют в одну
нейрогуморальную.
Гуморальная регуляция
подчинена нервной регуляции и составляет с ней единую систему
нейрогуморальной регуляции.
4. Рецепторы, их виды и роль в
обеспечении функций регуляторных систем организма. (Рассказ учителя с
элементами беседы и составление схемы).
Рецепторы - это конечные структуры
чувствительных нервных волокон, воспринимающие раздражение и преобразующие его
энергию в нервный импульс.
Рецепторы каждой из этих групп
избирательно чувствительны только к определенным раздражениям.
III. Закрепление знаний учащихся.
(Беседа по вопросам).
- Что такое нейрогуморальная регуляция?
- Что такое нервная регуляция?
- Что такое гуморальная регуляция?
- Что такое рецепторы?
- Какие вы знаете рецепторы?
IV. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.