Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 9. ЭНДОКРИННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК 57. Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма

 

Образовательная цель: раскрыть общие принципы регуляции функций организма, связь организма с внешней средой в согласовании работы органов и обеспечении единства процессов жизнедеятельности, углубить знания о строении и функции нервной системы, рефлексы, рефлекторное дугу, нервные импульсы, раздражители.

Основные понятия и термины: нервная регуляция, гуморальная регуляция, нервные импульсы, раздражители, раздражимость, рецепторы.

Оборудование: таблицы «Нервная система и схема рефлекторной дуги», «Железы внутренней секреции».

Структура урока, основное содержание и методы работы

I. Актуализация опорных знаний учащихся. (Беседа по вопросам).

- Какие особенности строения нервной ткани?

Строение нейрона?

- Что такое гормоны?

- Что такое орган?

- Какие физиологические системы органов в организме человека?

II. Изучение нового материала.

1. Способы регуляции функций организма. (Рассказ учителя с составлением схемы.)

 

 

2. Особенности регуляции. (Рассказ учителя с элементами беседы).

У человека ведущую роль играет нервная регуляция, а гуморальные

факторы играют важную роль в самой нервной деятельности.

Нервная регуляция - регуляция жизнедеятельности организма с помощью нервной системы.

Гуморальная регуляция осуществляется за участии гуморальных факторов (гормоны, Са2+, С02 и т.д.), которые переносятся кровью, лимфой и тканевой жидкостью.

Гуморальная регуляция возникла раньше от нервной.

3. Взаимосвязь нервных и гуморальных процессов. (Рассказ учителя с элементами беседы и использованием таблицы).

Нервная система влияет на образование биологически активных веществ (гипоталамус влияет на образование гормонов гипофиза).

Гуморальные факторы действуют на нервную систему, вызывают определенные изменения в организме (углекислый газ, образующийся в процессе обмена веществ, поступает в кровь, влияет на дыхательный центр головного мозга).

Поэтому эти регуляции объединяют в одну нейрогуморальную.

Гуморальная регуляция подчинена нервной регуляции и составляет с ней единую систему нейрогуморальной регуляции.

4. Рецепторы, их виды и роль в обеспечении функций регуляторных систем организма. (Рассказ учителя с элементами беседы и составление схемы).

Рецепторы - это конечные структуры чувствительных нервных волокон, воспринимающие раздражение и преобразующие его энергию в нервный импульс.

 

 

Рецепторы каждой из этих групп избирательно чувствительны только к определенным раздражениям.

 

 

III. Закрепление знаний учащихся. (Беседа по вопросам).

- Что такое нейрогуморальная регуляция?

- Что такое нервная регуляция?

- Что такое гуморальная регуляция?

- Что такое рецепторы?

- Какие вы знаете рецепторы?

IV. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.