Письмо как вид речевой деятельности
Письменная речь - это такой вид речевой деятельности, заключающийся в кодировании
информации при помощи графических средств языка. Умение писать - это графически
правильно изображать буквы алфавита, следуя орфографических норм; формулировать
свои мысли в письменной форме.
Трудно переоценить роль письменной речи в жизни современного человека. С его
помощью фиксируются полученные знания, происходит конспектирования, реферирования
источников, интерпретировать исходный текст, создаются собственные высказывания. Поэтому
совершенствование письменной речи учащихся является важным направлением деятельности
учителя-словесника.
Овладеть письменным вещанием - значит научиться точно и грамотно выражать
собственные мысли в разных жанрах, типах и стилях речи.
Правила написания слов, расстановки знаков препинания определяет украинский
правописание. Смысловую сторону письма рассматривается методике связной речи,
прежде всего методикой написания изложений и сочинений.
К умений и навыков монологического речи (устный или письменный перевод, устный
или письменное произведение) принадлежат:
□
строить высказывания определенного объема, подбирая и упорядочивая необходим
для реализации замысла материала;
□
учитывать тему высказывания;
□
выразительно отражать основную мысль, различая главный и второстепенный материал;
□
использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачи;
□
придерживаться норм литературного произношения:
□
сохранять единство стиля.
Писание относится к продуктивным видам речевой деятельности. Письмом
(написанием) называют процесс создания текста с его последующей графической
фиксацией. В письме выделяют технику и содержание, оформление которого связано с
овладением правописанием - орфографией и пунктуацией, разновидностями письменной
речи (типы, стили, жанры).
Коммуникативное написания имеет место в случае, когда необходимо передать определенный
содержание некоему адресату. Это направляет работу словесника к составлению текста с
его обязательным адресатом. На уроках развития речи дети учатся составлять
художественные описания, рассказы, включая их в записи дневниковые записи, письма,
заметки в газету и т.д.
Написание может быть полным или сокращенным. В связи с этим программой предусмотрено
такие виды работ по развитию речи, как подробный и краткий пересказ, аннотация
(краткое изложение содержания).
По степени готовности различают черновик и чистовик. Учителя-словесники во
время подготовки к произведениям или других видов письменных работ рекомендуют детям
использовать черновики, что важно для обработки мысли, ее совершенствования. Как и
все виды речевой деятельности, письмо имеет следующую структуру:
1. Этап
предварительного ориентирования. На этом этапе тот, кто пишет, определяет, с какой
целью, кому и что он будет писать.
2. Планирование
деятельности. На этом этапе планируется не только содержание, но и форма речи.
3. Реализация
процесса письма. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный
реципиент и промежуточный обратную связь. Тот, кто пишет, не видит
непосредственной реакции того, кто читает, на каждую фразу. В писемному речи не
задействованы невербальные средства общения (жесты, мимика). Это ужесточает требования к
содержания письменной речи.
4. Контроль
речевой деятельности. Проверяется форма и содержание написанного. Несмотря на
особенности письменной речи, значительную роль играют фазы планирования и
контроля.
Результатом письменной речи как вида речевой деятельности является письменная
высказывания. Во время школьного обучения используются различные подвиды
письменной речи: письменная речь - слушание, письменная речь - чтение,
то есть ученик слушает и пишет (диктанты, переводы, конспекты, тезисы и т.п.), или читает
и пишет (планы, аннотации, планы-конспекты).
Записи способствуют сохранению прослушанного или прочитанного материала, помогают
лучшему его усвоению.
У человека с развитой речевой культурой работа над созданием текста
начинается с осмысления предыдущего плана высказывания, который строится на
основе авторского замысла, определяет основное содержание будущего текста. Этот
план, сначала схематично, не расписан подробно, является точкой отсчета для
развертывание мысли. Во время письма план терпит уточнений, изменений. С учетом
этого плана намечается содержание речевых конструкций, отбираются синтаксические
схемы и лексика. Если какая-то часть текста уже зафиксирована письменно, во время
осмысление следующих частей автором берется во внимание, то, что уже создано.
Конечный результат достигается с помощью сопоставления и критического анализа
"заготовок" текста.
Схарактеризуємо трудности, с которыми встречаются учащиеся при создании письменных
высказываний.
К
ним относится отсутствие мотивации. По мнению Л.Виготського, диалогическую устную
речи возникает у детей из живого общения с другими, оно часто является реакцией
ребенка на то, что происходит вокруг нее. Переходя к письменной речи,
более условного, ребенок не понимает, для чего надо писать. Следовательно, организуя
работу над произведениями важно учитывать психологические факторы, стимулирующие
деятельность учащихся и вызывают творческий подъем. Важнейшим из них является мотив,
что побуждает к деятельности. Формирование устойчивой мотивации - залог успешной
работы детей над самостоятельными письменными высказываниями.
Малый словарный запас, неточное употребление слов мешают ребенку создавать
собственные высказывания и передавать чужие. М.Рибникова писала, что подготовка
письменных работ требует привлечения материала, речевых упражнений.
Рассредоточена лексическая подготовка включает работу над значением и употреблением в
речи новых и частично знакомых слов, объединенных в лексико-семантические и
тематические группы. Группировка слов объясняется тем, что ассоциативные связи, которые
лежат в основе лексико-семантических групп, способствуют активизации словарного
запаса, имеющегося в речевой памяти учащихся.
О.
Казарцевою выделены следующие этапы подготовки учащихся к письменных работ:
1. Моделирование
речевой ситуации, что вызывает у детей потребность в создании письменного текста.
2. Организация
наблюдений за действительностью (отбор фактов, предметов действительности, выбор
точного слова, называет факт, событие и т.п.).
3. Организация
работы по систематизации материала высказывание.
4. Организация
предварительной подготовки текстов (черновиков).
5. Написание
текста.
6. Организация
редактирования.
7.6.
Анализ текста
Работа по развитию речи учащихся обеспечивает тесную связь лингвистической теории
с практикой и основывается на обработке текстов разных стилей и типов речи
на анализе их содержания, структуры и языковых средств. Лингвистический анализ текста
обеспечивает коммуникативно-деятельностный и функционально-стилистический подходы к
обучение языку: анализируя текст, учащиеся усваивают его коммуникативные качества (роли
в общении), стилистическую принадлежность и функции языковых единиц, а следовательно
формируют и совершенствуют свою языковую и речевую компетенцию.
В ходе анализа учащиеся убеждаются, что объект лингвистики - текст (лат. textum - ткань, сочетание,
вязь) является функционально завершенным речевым целым, основные задачи которого
определяется определенной целью речевой деятельности. Текст рассматривается как
промежуточное звено общения, как совокупность фраз и как смысловая структурная
единство. Монолог или диалог считаются текстом, если они имеют соответствующую
содержательную организацию, функционально направленную на достижение определенной цели,
решение определенного коммуникативного задания.
Анализируя текст, необходимо учесть такие лингвистические понятия, как устные ее
письменные тексты, художественные и не художественные, прозаические и стихотворные, монологические ii диалогические
повествование, описание, размышление, абзац, макротекст и микротекст, контекст и другие. Устный текст - продукт живого
речи, письменный - продукт письма или печатания. Каждый из них имеет соответственно
свойства устной или письменной речи. Устный текст воспринимается на слух,
письменный -
визуально
(зрением).
Во время анализа текста выделяются его признаки - семантика и
функционально-коммуникативная значимость, выражающиеся соответствующим набором
языковых средств.
Основными параметрами анализа текста являются:
□
определение
темы и основной мысли текста;
□
выделение
абзацев (мікротем);
□
определение
стиля и типа речи;
□
анализ
структуры текста;
□
анализ
языковых средств (лексических, грамматических, стилистических).
Для анализа следует отбирать тексты разных стилей, однако, как свидетельствует практика,
чаще всего используют тексты (отрывки) художественного стиля.
Действующими программами с украинского языка рекомендуется практиковать анализ текста
с младших классов, постепенно усложняя приемы анализа и содержание анализируемых
текстов. Лингвистический анализ художественного текста опирается на следующие принципы: 1) пространственно-временной
соотнесенности текста с действительностью; 2) авторского отношения к изображаемому; 3) жанровой
принадлежности текста; 4) учета особенностей ідіостилю писателя; 5) смысловой и структурно-грамматической
организации текста; 6) анализа текста по уровням языка; 7) выявления
конкретных средств создания образности. Придерживаясь данных принципов,
осуществляем комплексный или частичный лингвистический анализ текста.
Формирование умений анализировать текст - процесс длительный и охватывает все этапы обучения языку в
средней школе. Элементы такого анализа широко применяются на уроках
украинского языка во время изучения теоретического материала на текстовой основе,
постепенно входит в практику работы учителей-словесников. Комплексный
лингвистический анализ текста широко используется на уроках связной
вещания различных видов устных и письменных переводов и произведений.
Покажем применение такого анализа на конкретных примерах. Предлагаем отрывок
из рассказа О.Копиленка "Сады цветут" во время проработки темы
"Текст" в 5 классе.
Как будто густым молоком облитые фруктовые деревья. Вот виструнчились в весеннем
наряде вишни, сливы, черешни, груши. И глаз от них не одведеш! Тянет к ним,
подойдешь, любуешься и не намилуєшся.
Радость и для неутомимых тружениц - пчел. Они неспешно собирают нектар. Это первый весенний
взяток.
А на земле -
уйма
уже настоящих весенних цветов. Недаром же этот месяц называется апрель.
Перед чтением (аудированием) текста предлагаем ряд вопросов (они могут быть
записанными на доске), что поможет ученикам, опираясь на знания, приобретенные в
младших классах или на предыдущих уроках, определить тему и основную мысль
текста, тип и стиль речи, свои впечатления от текста.
1.
О чем
говорится в тексте?
2.
Которую
картину рисует автор?
3.
С
скольких частей состоит текст?
4.
О чем
говорится в каждой части?
5.
Или
соответствует ли заголовок содержанию текста?
6.
Которую
мнение высказывает автор этим текстом?
7.
Или
можно назвать этот текст художественным и почему? Какой это стиль?
8.
Которое
впечатление вызывает у вас этот текст? Почему?
9.
Как
доказать, что это текст художественного стиля?
После внимательного прочтения (прослухання) текста в ходе беседы необходимо
выяснить, что это текст, а не сумма слов или предложений. Работу над определением темы текста
начинаем с заголовка "Сады цветут". Ученики могут предложить свои
варианты
- "Пора цветения
сады", "Сады в цвету", "Цветут сады".
Темой произведения является изображение поры цветения садов, картины весеннего сада. В тексте
есть ряд слов и выражений (ключевых слов), которые раскрывают его содержание - сады, облитые
молоком, весенний наряд, нектар, весенние цветы, апрель.
Далее обращаем внимание детей на то, как автор раскрывает тему текста: он сочетает
описание фруктовых деревьев, цвета с эмоциональным выражением своего восхищения увиденным
картиной, продолжает рассказом о тружениц-пчел и завершает обобщением
про лучшую весеннюю пору - месяц называется апрелем. Рассмотрев таким образом все
компоненты текста, приходим к выводу, что тема сочинения - это сгусток его
содержания, выраженный одним предложением (а может быть и словом). Но содержание текста
конкретизирует, детализирует тему. Следовательно, в нем есть микротема. В анализируемом тексте
их три (три абзаца). Каждый из них несет дополнительную и более подробную информацию
о цветении садов. Первая микротема - картина цветущего сада и восхищение ею автора. Здесь
выделяются детали содержания (виды фруктовых деревьев, их внешний вид),
восхищение этой картиной (глаз не одведеш, любуешься и не намилуєшся). Первая
микротема наиболее точно раскрывает общую тему текста и по содержанию ближайшая к
его заголовка. Вторая микротом. (второй абзац) - рассказ о пчел-тружениц и первый весенний взяток - нектар. Эта
рассказ дополняет информацию, представленную в первой мікротемою: действительно тяжелые
представить себе расцветший сад без насекомых, особенно пчел, что перелетают с
цветочка на цветочек и собирают целебный нектар. Автор будто "оживляет"
картину, органично сочетая элементы флоры и фауны - неотъемлемые атрибуты
живой природы, но вводит их в определенные пространственно-временные границы. Третья микротема (третий абзац)
- общая картин,
весеннего пространства, покрытого цветами. И логический вывод - так же апрель.
В анализируемом тексте главная мысль достаточно прозрачна. Это счастливая пора
пробуждение природы, радость ее восстановления, вечность всего сущего на земле,
вера в необыкновенную красоту всего, что нас окружает. Определяя главную мысль,
обращаем внимание на то, что иногда она может быть заголовком к тексту. В нашем
случае -
не
подтекст, обеспечен темой и содержанием произведения. Автор свое восхищение красотой
весеннего сада, апрельской порой передает нам, и уже с первых слов текста в нашей
сознании формируется мысль "Господи, какая прекрасная наша земля, особенно весной. Спасибо тебе, Боже,
за эту красоту и за все, что ты сотворил для нас, таких неблагодарных детей Твоих. Люди! Радуйтесь всему, что
окружает нас, любите все, что радует нас, берегите все, что служит нам".
Рассматривая структуру текста, обращаем внимание на смысловые связи между абзацами
(мікротемами). Автор "ведет" читателя (слушателя) от созерцания картины
цветение сада (конкретного) к обобщенному выводу - весна. Логические
переходы от одного абзаца к следующему создают единство конкретного (первый
и второй абзацы) и обобщения (третий абзац). Этому способствует монологическая форма
текста. Пользуясь случаем, акцентируем, что монологическая форма текста способствует органическому
связи темы и основной мысли произведения. Этому же служат средства связи в тексте. Прежде всего это
ключевые слова-тематический словарь: сады, фруктовые деревья, цветут, пчелки,
нектар, цветы, апрель. Однако есть в этом тексте и другие средства смысловой связи
предложения, что обеспечивает его смысловую целостность. Таким повтор слова
"весенний" (в весеннем наряде, весенний взяток, весенних цветах в) в
каждом абзаце.
Лингвистический анализ текста предполагает определение функций языковых единиц разных
уровней и их влияние на стиль текста. Поскольку анализируется художественный текст, то
следует обратить внимание учащихся на то, какое впечатление вызывает текст и за счет чего
автор этого достигает. Итак, анализ языковых средств текста подчиняем его
образно-эстетической функции. Дети должны понять, что автор берет обычные
языковые средства, но вводит их в такой контекст, где они выигрывают теми
эстетическими гранями, которые вызывают у читателя (слушателя) удивление, восхищение,
приносят ему наслаждение.
Рассмотрение лексического материала текста позволяет установить, что в художественном стиле
в основном используется общеупотребительная лексика, которая в сочетании со
словами, для которых свойственна коннотация, служит средством создания художественного
образа весны. Анализируя текст, стоит обратить внимание и на особенности
синтаксиса. В тексте есть комплекс единиц, выражающих пространственно-временную его
признак: сравнительный оборот "как будто густым молоком облитые фруктовые
деревья" сразу вызывает в воображении картину цветущего сада. Восхищение красотой
цветение фруктовых деревьев автор передает рядом односоставных предложений "И глаз
от них не одведеш! Тянет к ним, подойдешь, любуешься и не намилуєшся". Размеренную рассказ
про пчелок-тружениц (второй абзац) автор строит с помощью двусоставных
полных и неполных (эллиптических) предложений. Такие же предложения использованы и в
итоговом третьем абзаце, является заключительной частью рассказа о весне,
пленила все окружающее пространство.
Анализ текста дает целостное представление о его идейно-смысловую нагрузку и
систему языковых средств, которые его выражают. В процессе обучения украинского языка
комплексный лингвистический анализ текста применяется сравнительно редко, хотя
современная лингводидактика ориентирует учителя на текстовую основу уроков,
использование текстов для усвоения лексических, грамматических, стилистических явлений.
Следовательно, возникает потребность в систематическом применении элементарного анализа
текста, что обеспечивает понимание функций языковых единиц в речи и формирование
коммуникативных умений и навыков учащихся на разных этапах обучения.