7.5. Работа над продуктивными видами речевой деятельности.
Говорение, письмо
Говорение как вид
речевой деятельности
Умение говорить - одно из основных коммуникативных умений. Психологи (И.Зимняя, О.Леонтьєв,
Н.Менчинська и др.) отмечают, что формированию этого умения способствует наличие
определенных способностей - вербальная память, развиты до автоматизма механизмы
мгновенного отбора необходимых языковых средств, коммуникабельность и т.д. Поэтому на
уроках украинского языка совершенствования этих способностей становится ведущим направлением
деятельности учителя-словесника.
Говорение осуществляется в двух формах - диалогическом речи и монологическом речи. Покажем их
особенности с помощью таблицы.
Теоретическими
принципами совершенствование диалогической речи учащихся является стираемые психолінгвістів
(Л.Айдарової, Б.Ананьєва, Л.Виготського, М.Жинкіна, І.Зимньої. О.Леонтьєва,
Є.Пассова, О.Синиці и др.), лингвистов (Т.Винокур, О.Земської, О.Сиротиніної
и др.), лінгводидактів (А.Богуш, М.Вашуленка, Є.Голобородько, А.Ляшкевич,
В.Мельничайка, Е.Палихати, М.Пентилюк и др.).
Как и любой другой вид речевой деятельности, диалогическая речь всегда
мотивированное, однако в учебных условиях мотив возникает не всегда. Таким образом,
перед учителем стоит задача - создать условия, которые бы побуждали ученика что-то
сказать, выразить чувства и т.д.
Важной психологической особенностью диалогической речи является его ситуативность,
поскольку часто его смысл можно понять лишь с учетом той ситуации, в
которой оно происходит. Ситуации, которые во время обучения побуждают к речи,
называют коммуникативными. Моделирование таких ситуаций способствует усовершенствованный
диалогической речи учащихся.
Формирование диалогической речи начинается с семейного воспитания, во время
которого дети дошкольного возраста пользуются преимущественно бытовыми диалогами в
семьях и в начальную школу приходят с определенными умениями и навыками вести
простые диалоги бытового характера. Когда начинается системное обучение
родного языка и диалогической речи в частности, важную роль играет учебный
диалог, - своеобразная форма общения между участниками педагогического процесса по
условий учебной ситуации, в течение которой и происходит информационно-смысловой
обмен между партнерами и регулируются их отношения.
К основным функциям учебного диалога относятся: а) передача информации,
социального опыта и культурного наследия человечества и конкретного окружения
адекватными средствами, в результате чего и формируется определенное мировоззрение; б)
регулирование отношений, возникновение взаимопонимания как результата диалогической
коммуникации; в) обеспечение саморегуляции и саморазвития личности на
основе внутреннего диалога. Еще одна важная функция учебного диалога -
развивающее. Цель учителя в учебном диалоге заключается в оптимизации процесса
решения учащимися конкретной учебной задачи путем эффективного руководства
их деятельностью; создании соответствующих условий для стимуляции интеллектуального
развития учащихся; содействие нравственному и личностному развитию школьников.
Любой диалог состоится при условии, если собеседники будут в нем
активное участие. Но есть факторы, которые мешают нормальному ходу диалога,
например: бестактный прерывания па полуслове; неоправданное лишение
кого-нибудь возможности высказать свое мнение и т.д. Поэтому особое внимание следует
обратить на соблюдение школьниками украинского речевого этикета.
Существенное значение в жизни каждого человека имеют умения и навыки ориентироваться в
любом диалоге. Обучение всех видов диалога происходит па основе
педагогического взаимодействия субъектов воспитательного влияния (семьи, учителей).
Упражнения
на моделирование помогают организовать речевую деятельность учащихся, способствуют
их личностному и речевому развитию, накоплению в них социального
опыта взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях.
В связи с тем, что в последнее время активно развиваются технические
средства-посредники, позволяющие общаться на больших расстояниях, лингвисты
выделяют такие виды диалогов, как контактный и дистантний. Диалогическая
общения на расстоянии при условии использования посредников называется
дистантним, в отличие от контактного, что предполагает личное присутствие
коммуникантов.
Необходимо в школьном курсе украинского языка усвоить особенности соблюдения
норм речевого этикета с тем, чтобы подготовить учащихся к конструктивному
диалогического общения в обоих видах диалогов.
Важным условием эффективности обучения является систематичность и системность,
означает включение упражнений, которые способствуют формированию в диалогической речи учащихся,
в определенной последовательности с нарастанием сложности, а также привлечение школьников к
активной коммуникативной деятельности.
Совершенствование умений диалогической речи учащихся происходит в тесном
взаимосвязи с совершенствованием их монологического вещания.
В течение последнего десятилетия совершенствование монологического речи учащихся
рассматривается в следующих аспектах: основные закономерности развития речи
(І.Зимня, О.Леонтьєв, М.Львов, Л.Федоренко и др.); разработка языкового компонента
общеобразовательной подготовки учащихся (О.Біляєв, М.Вашуленко, Є.Голобородько,
І.Ґудзик, Л.Мацько, Г.Михайловська, Л.Скуратівський, О.Хорошковська, Г.Шелехова
и др.); обогащение словаря учащихся ( І.Голуб, Т.Коршун, Л.Кутенко, Т.Левченко),
коммуникативный подход к изучению отдельных разделов украинского языка (О.Біляєв,
Т.Донченко, С.Караман, Г.Онкович, М.Пентилюк и др.), обучение речевого
этикета (С.Богдан, М.Пентилюк, М.Стельмахович, Н.Формановська и др.),
совершенствование монологического речи учащихся 5-7 классов (О.Глазова, Г.Дідук,
Д.Кравчук, Л.Попова и др.).
Качество работы по совершенствованию монологического речи учащихся в определенной степени
зависит от того, насколько они владеют языком, ее
виражально-изобразительными средствами, умеют определять вид монолога в зависимости от
ситуации общения и создавать собственные монологи разных типов и стилей
вещание. Достичь этого можно, придерживаясь функционально-стилистического
направленности в обучении языку и добиваясь усвоения украинской стилистике. Это
предопределяет направленность упражнений и задач на усвоение стилистических оттенков
языковых единиц, стилистических колоритов текстов разных типов и стилей речи,
необходимых знаний о выразительные средства, которые являются знаковой природе искусства и
носителями информации текста.
Система работы по совершенствованию монологического вещания должна содержать упражнения и
задания, рассчитанные на постоянное привлечение учащихся к активным формам общения,
способствовать развитию их речевой компетенции. Такие упражнения помогают
глубоко усвоить речевые понятия, обеспечивающих формирование речевых умений,
прививают навыки критической оценки сказанного и написанного.
Совершенствование речи учащихся происходит как на аспектных уроках, так и на
уроках развития речи, в процессе которых учащиеся получают знания, необходимые для
создание коммуникативно правильных текстов. Покажем это с помощью модели:
С целью подготовки учащихся среднего звена к сдаче научных и публицистических
монологов необходимо использовать задания аналитико-речевой характера на
основе текстов научного и публицистического стиля, предусматривающие анализ
текстов-образцов, во время которого учащиеся формулируют микротема текста, выясняют их
влияние па формулировка темы, определяют тип и стиль речи, выделяют языковые
средства, которые указывают па основные признаки стиля, оценивают их использования в
тексте, составляют план текста и его продолжение.
Одним из показателей богатства речи являются качественный и количественный показатель
словарного запаса человека, поэтому в процессе анализа текстов-образцов особая
внимание уделяется словарной работе, ведь важно, чтобы ученик усваивал слово
во всем разнообразии его значений, чтобы ему было доступно и метафорическое
употребление слова. Такие задания используются на уроках развития связной
вещание и на аспектных параллельно с изучением, повторением, систематизацией,
обобщения языкового материала.
Основными обще-дидактическими принципами, на которых строится работа с
совершенствование речевой компетенции учащихся является систематичность, последовательность,
доступность, эмоциональность и др.
Для успешного структурирования высказываний необходима целенаправленная постоянная
речевая практика, которая основывается на умении выбирать нужные слова,
конструкции с учетом условий ситуации общения. Введение активных форм
речевой коммуникации повышает уровень мотивации речевых действий. Повторение
теоретического материала должно происходить в контексте эффективного общения
между людьми.
Важную роль на уроках украинского языка занимает имитационное моделирование
ситуаций, благодаря чему ученик оказывается в условиях, приближенных к реальным, где
он имеет возможность объективно оценить свои знания, убедиться в необходимости
их обогащения.
В
этом случае обучение осуществляется через разнообразные образцы монологического и
диалогической речи: учащиеся в каждой конкретной ситуации должны советоваться друг
с одним, соглашаться, возражать, аргументировать собственные взгляды, слушать
собеседника и т.д. Когда ученик отстаивает свой взгляд, выражает свои
предположения и т.п., его речь приобретает монологического характера. Поэтому важной
составной частью системы учебных упражнений есть упражнения ситуативного характера, направленные
на развитие образного мышления (задания на сопоставление словесных и музыкальных
образов, сочинения на разнообразные темы, в частности в форме различных фольклорных жанров;
эмоциональной стороны речи; развитие интонационной выразительности устной речи,
произведений, которые передают настроение, чувства детей и т.д.). Например:
■ Представьте, что Вы -
скульптор, однако не обычный, а сказочный. Создайте памятник слову. Подумайте:
котором слову вам хотелось бы создать памятник и почему? Каким вы представляете себе
этот памятник и почему именно таким? Составьте устно текст на тему: "Памятник
родному Слову".
■ Попробуйте составить
монолог Правды, в котором бы она обращалась к Несправедливости, или Доброжелательность к
Жестокости и наоборот. В монологе старайтесь раскрыть их характерные признаки.
А также попробуйте выразить собственное отношение к этим понятиям.
■ Прослушайте
музыкальное произведение "Времена года" П.чайковского. Напишите размышление о весне
за впечатлениями от прослушанного.
■ Попробуйте составить
словесный портрет человека, к которому хорошо относитесь, так, чтобы ваше отношение
оказалось в отборе языковых средств.
■ Представьте, что вы в
зоопарка. Рассказывая, кого вы там видели, попробуйте описать редких животных.
Имитационное моделирование ситуаций часто требует включения учащихся в диалог, что
требует от них гибкости, мобильности, соблюдение норм этикета. Это соответствует
требованиям действующей программы: занятия с украинского языка надо буду ваты так, чтобы
каждый из проведенных видов работ выкапывал свою роль в формировании определенного
коммуникативного умения, чтобы учащиеся успешно овладевали и монологичным, и діалогічним
речью, опираясь на знания о тексте, стили, типы, жанры речи,
ситуацию общения, приобретали культуры речи (внимательно, не перебивая,
слушали собеседника, были вежливыми, убедительно и тактично отвечали на
вопрос и т.п.).