Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

7.5. Работа над продуктивными видами речевой деятельности. Говорение, письмо

Говорение как вид речевой деятельности

Умение говорить - одно из основных коммуникативных умений. Психологи (И.Зимняя, О.Леонтьєв, Н.Менчинська и др.) отмечают, что формированию этого умения способствует наличие определенных способностей - вербальная память, развиты до автоматизма механизмы мгновенного отбора необходимых языковых средств, коммуникабельность и т.д. Поэтому на уроках украинского языка совершенствования этих способностей становится ведущим направлением деятельности учителя-словесника.

Говорение осуществляется в двух формах - диалогическом речи и монологическом речи. Покажем их особенности с помощью таблицы.

 

Теоретическими принципами совершенствование диалогической речи учащихся является стираемые психолінгвістів (Л.Айдарової, Б.Ананьєва, Л.Виготського, М.Жинкіна, І.Зимньої. О.Леонтьєва, Є.Пассова, О.Синиці и др.), лингвистов (Т.Винокур, О.Земської, О.Сиротиніної и др.), лінгводидактів (А.Богуш, М.Вашуленка, Є.Голобородько, А.Ляшкевич, В.Мельничайка, Е.Палихати, М.Пентилюк и др.).

Как и любой другой вид речевой деятельности, диалогическая речь всегда мотивированное, однако в учебных условиях мотив возникает не всегда. Таким образом, перед учителем стоит задача - создать условия, которые бы побуждали ученика что-то сказать, выразить чувства и т.д.

Важной психологической особенностью диалогической речи является его ситуативность, поскольку часто его смысл можно понять лишь с учетом той ситуации, в которой оно происходит. Ситуации, которые во время обучения побуждают к речи, называют коммуникативными. Моделирование таких ситуаций способствует усовершенствованный диалогической речи учащихся.

Формирование диалогической речи начинается с семейного воспитания, во время которого дети дошкольного возраста пользуются преимущественно бытовыми диалогами в семьях и в начальную школу приходят с определенными умениями и навыками вести простые диалоги бытового характера. Когда начинается системное обучение родного языка и диалогической речи в частности, важную роль играет учебный диалог, - своеобразная форма общения между участниками педагогического процесса по условий учебной ситуации, в течение которой и происходит информационно-смысловой обмен между партнерами и регулируются их отношения.

К основным функциям учебного диалога относятся: а) передача информации, социального опыта и культурного наследия человечества и конкретного окружения адекватными средствами, в результате чего и формируется определенное мировоззрение; б) регулирование отношений, возникновение взаимопонимания как результата диалогической коммуникации; в) обеспечение саморегуляции и саморазвития личности на основе внутреннего диалога. Еще одна важная функция учебного диалога - развивающее. Цель учителя в учебном диалоге заключается в оптимизации процесса решения учащимися конкретной учебной задачи путем эффективного руководства их деятельностью; создании соответствующих условий для стимуляции интеллектуального развития учащихся; содействие нравственному и личностному развитию школьников.

Любой диалог состоится при условии, если собеседники будут в нем активное участие. Но есть факторы, которые мешают нормальному ходу диалога, например: бестактный прерывания па полуслове; неоправданное лишение кого-нибудь возможности высказать свое мнение и т.д. Поэтому особое внимание следует обратить на соблюдение школьниками украинского речевого этикета.

Существенное значение в жизни каждого человека имеют умения и навыки ориентироваться в любом диалоге. Обучение всех видов диалога происходит па основе педагогического взаимодействия субъектов воспитательного влияния (семьи, учителей).

Упражнения на моделирование помогают организовать речевую деятельность учащихся, способствуют их личностному и речевому развитию, накоплению в них социального опыта взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях.

В связи с тем, что в последнее время активно развиваются технические средства-посредники, позволяющие общаться на больших расстояниях, лингвисты выделяют такие виды диалогов, как контактный и дистантний. Диалогическая общения на расстоянии при условии использования посредников называется дистантним, в отличие от контактного, что предполагает личное присутствие коммуникантов.

Необходимо в школьном курсе украинского языка усвоить особенности соблюдения норм речевого этикета с тем, чтобы подготовить учащихся к конструктивному диалогического общения в обоих видах диалогов.

Важным условием эффективности обучения является систематичность и системность, означает включение упражнений, которые способствуют формированию в диалогической речи учащихся, в определенной последовательности с нарастанием сложности, а также привлечение школьников к активной коммуникативной деятельности.

Совершенствование умений диалогической речи учащихся происходит в тесном взаимосвязи с совершенствованием их монологического вещания.

В течение последнего десятилетия совершенствование монологического речи учащихся рассматривается в следующих аспектах: основные закономерности развития речи (І.Зимня, О.Леонтьєв, М.Львов, Л.Федоренко и др.); разработка языкового компонента общеобразовательной подготовки учащихся (О.Біляєв, М.Вашуленко, Є.Голобородько, І.Ґудзик, Л.Мацько, Г.Михайловська, Л.Скуратівський, О.Хорошковська, Г.Шелехова и др.); обогащение словаря учащихся ( І.Голуб, Т.Коршун, Л.Кутенко, Т.Левченко), коммуникативный подход к изучению отдельных разделов украинского языка (О.Біляєв, Т.Донченко, С.Караман, Г.Онкович, М.Пентилюк и др.), обучение речевого этикета (С.Богдан, М.Пентилюк, М.Стельмахович, Н.Формановська и др.), совершенствование монологического речи учащихся 5-7 классов (О.Глазова, Г.Дідук, Д.Кравчук, Л.Попова и др.).

Качество работы по совершенствованию монологического речи учащихся в определенной степени зависит от того, насколько они владеют языком, ее виражально-изобразительными средствами, умеют определять вид монолога в зависимости от ситуации общения и создавать собственные монологи разных типов и стилей вещание. Достичь этого можно, придерживаясь функционально-стилистического направленности в обучении языку и добиваясь усвоения украинской стилистике. Это предопределяет направленность упражнений и задач на усвоение стилистических оттенков языковых единиц, стилистических колоритов текстов разных типов и стилей речи, необходимых знаний о выразительные средства, которые являются знаковой природе искусства и носителями информации текста.

Система работы по совершенствованию монологического вещания должна содержать упражнения и задания, рассчитанные на постоянное привлечение учащихся к активным формам общения, способствовать развитию их речевой компетенции. Такие упражнения помогают глубоко усвоить речевые понятия, обеспечивающих формирование речевых умений, прививают навыки критической оценки сказанного и написанного.

Совершенствование речи учащихся происходит как на аспектных уроках, так и на уроках развития речи, в процессе которых учащиеся получают знания, необходимые для создание коммуникативно правильных текстов. Покажем это с помощью модели:

С целью подготовки учащихся среднего звена к сдаче научных и публицистических монологов необходимо использовать задания аналитико-речевой характера на основе текстов научного и публицистического стиля, предусматривающие анализ текстов-образцов, во время которого учащиеся формулируют микротема текста, выясняют их влияние па формулировка темы, определяют тип и стиль речи, выделяют языковые средства, которые указывают па основные признаки стиля, оценивают их использования в тексте, составляют план текста и его продолжение.

Одним из показателей богатства речи являются качественный и количественный показатель словарного запаса человека, поэтому в процессе анализа текстов-образцов особая внимание уделяется словарной работе, ведь важно, чтобы ученик усваивал слово во всем разнообразии его значений, чтобы ему было доступно и метафорическое употребление слова. Такие задания используются на уроках развития связной вещание и на аспектных параллельно с изучением, повторением, систематизацией, обобщения языкового материала.

Основными обще-дидактическими принципами, на которых строится работа с совершенствование речевой компетенции учащихся является систематичность, последовательность, доступность, эмоциональность и др.

Для успешного структурирования высказываний необходима целенаправленная постоянная речевая практика, которая основывается на умении выбирать нужные слова, конструкции с учетом условий ситуации общения. Введение активных форм речевой коммуникации повышает уровень мотивации речевых действий. Повторение теоретического материала должно происходить в контексте эффективного общения между людьми.

Важную роль на уроках украинского языка занимает имитационное моделирование ситуаций, благодаря чему ученик оказывается в условиях, приближенных к реальным, где он имеет возможность объективно оценить свои знания, убедиться в необходимости их обогащения.

 

 

В этом случае обучение осуществляется через разнообразные образцы монологического и диалогической речи: учащиеся в каждой конкретной ситуации должны советоваться друг с одним, соглашаться, возражать, аргументировать собственные взгляды, слушать собеседника и т.д. Когда ученик отстаивает свой взгляд, выражает свои предположения и т.п., его речь приобретает монологического характера. Поэтому важной составной частью системы учебных упражнений есть упражнения ситуативного характера, направленные на развитие образного мышления (задания на сопоставление словесных и музыкальных образов, сочинения на разнообразные темы, в частности в форме различных фольклорных жанров; эмоциональной стороны речи; развитие интонационной выразительности устной речи, произведений, которые передают настроение, чувства детей и т.д.). Например:

Представьте, что Вы - скульптор, однако не обычный, а сказочный. Создайте памятник слову. Подумайте: котором слову вам хотелось бы создать памятник и почему? Каким вы представляете себе этот памятник и почему именно таким? Составьте устно текст на тему: "Памятник родному Слову".

Попробуйте составить монолог Правды, в котором бы она обращалась к Несправедливости, или Доброжелательность к Жестокости и наоборот. В монологе старайтесь раскрыть их характерные признаки. А также попробуйте выразить собственное отношение к этим понятиям.

Прослушайте музыкальное произведение "Времена года" П.чайковского. Напишите размышление о весне за впечатлениями от прослушанного.

Попробуйте составить словесный портрет человека, к которому хорошо относитесь, так, чтобы ваше отношение оказалось в отборе языковых средств.

Представьте, что вы в зоопарка. Рассказывая, кого вы там видели, попробуйте описать редких животных.

Имитационное моделирование ситуаций часто требует включения учащихся в диалог, что требует от них гибкости, мобильности, соблюдение норм этикета. Это соответствует требованиям действующей программы: занятия с украинского языка надо буду ваты так, чтобы каждый из проведенных видов работ выкапывал свою роль в формировании определенного коммуникативного умения, чтобы учащиеся успешно овладевали и монологичным, и діалогічним речью, опираясь на знания о тексте, стили, типы, жанры речи, ситуацию общения, приобретали культуры речи (внимательно, не перебивая, слушали собеседника, были вежливыми, убедительно и тактично отвечали на вопрос и т.п.).