Человек может чувствовать как внешнюю, так и внутреннюю одиночество. Эти ощущения являются следствием пребывания в наружный или внутренний одиночества.
Внешней одиночеством можно считать одиночество, которое является результатом случайной противоречия человека и социальной среды. Внешняя одиночество прежде всего является результатом случая - катастрофы, что физически отделяет человека от других людей, выбрасывая за пределы социума. Архетипом этого одиночества одиночество Робинзона Крузо. Но внешняя одиночество может быть и следствием случае - конфликта, который разворачивается в рамках социума. В этом случае происходит психологическое отделение человека от других людей. И физическая, и психологическая формы внешней одиночества близкие тем, что их причины выступают стихийно-внешними по отношению к человеку. Возможность выйти за пределы внешней одиночества сводится к специфической "техники безопасности", которую можно сформулировать в виде устоявшихся общих правил, которые не зависят от неповторимой специфики личности.
В отличие от внешней, внутренняя одиночество выступает результатом противоречия человека с собой, которая приводит к потери и поиска самотождественности и уже на этой основе - к противоречию человека и общества. И именно противоречие человека с собой, порождая внутреннюю одиночество, может стать предпосылкой действительного разрешения противоречия человека и общества. Как понять это?
Внутренняя одиночество постоянно порождается открытостью личностного бытия человека. В каждый следующий момент времени личность становится другой. Противоречие между предыдущим и последующим состояниями человеческой личности, а также между разными измерениями его бытия и является фундаментальной предпосылкой внутреннего одиночества. Решением этого противоречия выступает обретение личностной самотождественности, в рамках которой концентрируются и разворачиваются все уникальные возможности именно этого человека и которая отрицает самототожність без - личное - такую, что проявляется только через причастность к коллективу. Личностная самототожність развивается только в пространстве внутреннего одиночества и только через нее человек выходит глубинного общения с миром других людей. Наоборот, внешняя одиночество не означает кризиса самотождественности; она не порождается ею и может только усилить ее.
В результате очевидно, что внутреннее одиночество может быть одиночеством в коллективе, в общении, одиночеством с другими. Именно о такой одиночество метко выразился К. Ясперс: "Одиночество не идентична социологически изолированному существованию".
Понимание разницы между внешней и внутренней одиночеством мы находим у М. О. Бердяева, который пишет: "Одиночество не есть явление однородное и одноякісне. Существуют различные формы и ступени одиночества. Удивительно, что дискуссия, борьба и даже ненависть является социальным явлением, что часто преодолевает и ослабляет одиночество". Действительно, внешнее противостояние может на некоторое время притушить чувство внутреннего одиночества. Однако "после этого одиночество делается еще сильнее"3. По мнению М. О. Бердяева, внутренняя одиночество выступает результатом не аутентичной коммуникации, ведь переживается прежде всего как непонятность, как неправильная отражаемость в Другом.
Из всего сказанного следует, что внешнюю одиночество можно назвать случайным, ситуативным, а внутреннюю - экзистенциальной.
Внешняя одиночество преодолевается выходом до нового круга общения, внутренняя - лишь самозміною, овладением новыми проявлениями самотождественности. Выход за пределы внешней одиночества может происходить благодаря общим психологическим рекомендациям; внутренняя одиночество неподвластна никаким общим рекомендациям, выход из ее пространства и времени является всегда уникальным и требует неповторимо-творческого усилия.
Внутренняя одиночество как специфическое бытие и его переживания является противоречивым процессом. С одной стороны, она свидетельствует о глубинные эволюционные изменения в недрах личности, а с другой - выражает невозможность разрешения противоречия между различными измерениями личности. Итак, внутреннее одиночество человека является таким проявлением ее личностного бытия, который означает дисгармонию личностного развития, его самовідчуження и, вместе с тем, показывает его экзистенциальную глубину, возможность выхода к принципиально иного бытия. Она означает разрушение самотождественности и, одновременно, движение к самотождественности в ее обновленной форме.
Внутренняя одиночество является дисгармонией, которая может создать новую гармонию личности. Как потеря самотождественности она приводит к обособленности в социуме, но, только пройдя ее лабиринт, можно говорить о действительном соединения личности и других личностей - о том, что Карл Ясперс называл "экзистенциальной коммуникацией".
Следовательно, внутренняя одиночество - это одиночество, что может проявиться внешне напряженной и развернутой коммуникации. Человек, который вошел в состояние внутреннего одиночества, бездна страдает. Но вместе с тем она находится на пути действительного преодоления одиночества - на пути к тому состоянию, где больше нет отчужденных отношений между людьми.