Основы философских знаний
Раздел первый ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
6. Философия XX в.
Философские идеи Владимира Ильича Ленина.
С развитием экономической теории марксизма формировалась и политическая теория с акцентом внимания на вопросы власти, стратегии и тактики пролетарского движения. Развитие теории марксизма связан, прежде всего, с деятельностью Владимира Ильича Ленина (1870 - 1924). Поэтому и не удивительно, что в XX в. марксизм вошел в историю как марксизм - ленинизм. Значительное внимание уделялось философии марксизма, рассматривалась как методология решения практических задач общественного развития.
Основным философским трудом Владимира Ильича Ленина есть «Материализм и эмпириокритицизм», где рассматривается теория познания. Противопоставляя субъективизма и агностицизма идею о познании как диалектическое отражение действительности, Владимир Ленин развивает положение о практике как основе познания; уточняет ряд философских категорий, дает философское определение материи; указывает на гносеологические основы «физического идеализма». В «Философских тетрадях» Ленин продолжает разрабатывать гносеологические проблемы. Превратив диалектику на объект исследования, выдвигает и обосновывает идею о единстве диалектики, логики и гносеологии, что позволило поставить вопрос о соотношении объективного в познании. Эти и другие положения стали методологической основой исследования общественного развития. В книге «Империализм, как высшая стадия капитализма» Владимир Ленин подчеркивает, что империализм - это высшая и последняя стадия капитализма, канун социалистической революции. И прогнозы не утвердились. Диалектический метод познания имел определенные недостатки. В дальнейшем капитализм проявил способность находить внутренние резервы и адаптироваться к новым условиям, преодолевая свои классические формы.
Если Карл Маркс видел задачу в том, чтобы осуществить реформу общественного сознания, объяснить миру собственные действия и раскрыть суть и содержание последствий деятельности, считал, что в такой способ можно вынести мир из грез, в которые попал, то Владимир Ленин поставил цель воплотить теорию марксизма в практику социальной революции и построения общества на принципах социальной справедливости, равенства, гуманизма, широкого демократизма. Для Владимира Ленина социальная революция - обязательная смена капитализма на социализм путем коренной ломки общественного бытия и общественного сознания, а также решением вопроса о политической организации будущего общества. Владимир Ленин разделяет позицию Фридриха Энгельса о том, что первым шагом пролетарского государства должно стать преобразование приватнокапіталістичної собственности на государственную. Практическое воплощение такого положения марксизма создало основу «административного социализма» со всеми недостатками. Правда, осознав впоследствии безнадежность и бесперспективность таких реалий, в последних статьях Ленин пытался обосновать новые формы политической активности народных масс, которая могла бы блокировать бюрократизм и узурпацию власти, восстановить единство и построить демократию. Итак, социализм рассматривается уже не как государственный монополизм, повернутый лицом к интересам народа, а как общество цивилизованных (культурных) кооператоров на базе общественной собственности на средства производства. Отдается уже преимущество не государственному социализму, а самоуправляемой социализму как системе, что сама организуется, убедившись на практике «военного коммунизма», что государство может выступить не столько системой жизнедеятельности людей, сколько системой самообеспечения (удовлетворение потребностей и интересов чиновников). Государство может стать средством ликвидации существующих форм отчуждения, а может стать инструментом производства и закрепления новых, еще более одиозных форм, которые приводят к агонии природы, распада общества, утраты человеком человеческого.
Первые шаги социалистического строительства продемонстрировали и низкий уровень производительных сил, и несовершенство производственных отношений. Россия еще слишком далека от того уровня производительных сил, когда капитализм сам создает естественную почву для перехода к социализму. Итак, история распорядилась так, что, с одной стороны, Россия еще не дозрела до социализма, а с другой - низы не хотели жить по-старому. Надо искать выход, имея материально-техническую базу и своеобразные человеческие ресурсы, до края заражены нетерпением и нетерпимостью, принципу «здесь и только сейчас». Выход из ситуации Владимир Ленин усматривал в новой экономической политике на основе подлинной культурной революции, которая должна была обеспечить человеческое в человеке. Идея культурной революции и социализма как общества культурных кооператоров, к сожалению, не нашла понимания у последователей.
Канонизация марксизма началась вскоре после смерти Карла Маркса, Фридриха Энгельса. Определенную акцию в канонизацию внес Владимир Ленин. Достаточно вспомнить известное положение: «Учение Маркса всесильно, потому что верно». Такой подход превозносил марксизм, превращал в абсолютную истину. Любые попытки уточнить или пересмотреть отдельные положения подвергались анафеме, хотя Маркс явно недооценил возможности саморазвития капиталистической экономики, роль и место товарно-денежных отношений при социализме; абсолютизировал классовую борьбу и диктатуру пролетариата; рассматривал человека как социальную функцию, а духовную культуру - как производное от материального производства. И судьба философского и политического завещания оказалась драматичной. Ленинизм подменено сталинизмом. Стоит отметить недопустимое отношение критиков к современных прогрессивных обществоведов, философов, социологов, политологов и др. Чего стоят такие высказывания: «общая паталогичность», «пороки мышления», «люди из народа» оказались не в состоянии «осилить высоты европейской общественной мысли». Здесь отражено много ложных стереотипов: несостоятельность обобщений, високомірства, европейские представления о враждебности России, Украины, Беларуси Мероприятия. И дело здесь не столько в том, что в науку пришли «выдвиженцы», сколько в том, что настоящая наука не нужна деспотии. Иногда кое-кто из философов занимается донкіхотством. Введением режима партийно-государственной власти вся серьезная теоретическая деятельность приостановлена. В 30-х годах выгоняют из страны Льва Троцкого, заставляют замолчать Николая Бухарина. Селективный «отбор» интеллигенции привел к определенной потере критического отношения к миру.
Философия рассматривалась не как отрасль культуры, а как форма отражения классового интереса. Постепенно превратилась в инструмент формирования в массовом сознании определенных стереотипов поведения. В среде философов нехватка научной аргументации в дискуссиях компенсировался навешиванием всевозможных ярлыков. Единственной отраслью, где еще теплилась философская мысль, была история философии. Осуждение культа личности, произвола и беззакония обеспечил «оттепель 50 - 60-х годов». Перед философией открылись новые перспективы.
Начиная с 60-х годов XX в. по-другому складывалась судьба философии марксизма в Европе, что пережила и торжество, и поражение фашизма. В Восточной Европе по советскому образцу формировалась мировая социалистическая система, а на Западе - капитализм, преодолев классические формы, переживал фазу за фазой больше всего подъема. В измененном мире марксизм как особый пласт культуры оставался объектом пристального внимания. По-разному к марксизму относились представители различных философских систем, концепций, теорий - Дени Лукач, Карл Корш, Анри Лефевр, Антонио Грамши, Вальтер Беньямин, Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Жан-Поль Сартр, Лео Альтюссер, Лоренцо Колетті, Юрген Хабермас и др. Общее, что характеризует их, - это розкріпачене отношение к марксизму. Существенно изменился приоритет проблем, сформировался своеобразный философский направление «западный марксизм» - неомарксизм.
Неомарксизм - течение западной социально-философской мысли, представители которого, интерпретируя философию Маркса в духе неогегельянства, фрейдизма «философии жизни», экзистенциализма и структурализма, выступают с критикой «слева» позитивистского толкования марксизма теоретиками II Интернационала (Карл Маркс и др.). Основоположниками неомарксизма считаются Дени Лукач, Карл Корш. С конца 20-х - начале 30-х годов неомарксизм активно развивается теоретиками франкфуртской школы - Эрихом Фроммом, Гербертом Маркузе, Максом Хоркхаймером и Теодором Адорно. Во Франции после Второй мировой войны до неомарксизма присоединяются Анри Лефевр, Жан-Господь Сартр, Люсьен Гольдман. В англоязычных странах неомарксизм формировался под влиянием немецких и французских версий на основе социальной философии. Чарльз Миллс, Алвин Голднер, Илья Горовітц, Норман Бирнбаум и др. Основная тенденция неомарксизма как социально-философское направление заключается в сочетании философских понятий с политэкономическими и загальносоціологічними. Основной в неомарксизмі выступает категория отчуждения. Результатом отчуждения оказывается не только социальная структура антагонистических общественных форм, но и субстанціональний содержание мира, его предметно-вещественный характер и др. Ученые Германии, а впоследствии и США фактически отмежевались от политики. Теодор Адорно усилил разрыв между теорией и практикой, сделал ставку только на интеллектуальную деятельность. Специфика общественного развития Франции и Италии стала другой, чем в Германии, однако освоение марксизма и его развитие стояли в стороне от практики и большой политики. Политическая лояльность представителей «неомарксизма» чаще всего не имела никакой связи с их интеллектуальной деятельностью. Затухание рабочего движения на Западе привели к возникновению теоретической традиции с ее критическим отношением к марксизма, отрицанием наличия у современного промышленного рабочего класса любого социалистического потенциала. В поле критики попало и современное общество, что вызывает деперсонализацию человека и ликвидирует ее индивидуальность. Критическая настроенность западного марксизма и особые условия становления обеспечили смещение акцента из области экономики и политики в область философии.
В поисках философского фундамента делаются попытки синтезировать марксизм и гегельянство, марксизм и экзистенциализм, марксизм и фрейдизм, марксизм и феноменологию, марксизм и герменевтику. С помощью теории Маркса осуществляется пересмотр устаревших форм буржуазного общества.