Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СТИЛИСТИКИ

 

Урок № 58

УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ № 21. УСТНЫЙ ОТЗЫВ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ

 

Цель: углубить знания о видах искусства, повторить понятие отклика как образца оценочного высказывания, совершенствовать умение анализировать тексты публицистического стиля, навыки составления монологического высказывания в публицистическом стиле; развивать умение излагать материал последовательно, логично, с соблюдением стилевых признаков, обогащать словарный запас речи учащихся средствами оценки, расширять кругозор учащихся; воспитывать интерес к произведениям искусства.

Тип урока: урок развития речевых умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока

Вступительное слово учителя

Как вы думаете, для чего человек рождается на свет? Многие философы, отвечая на этот вопрос, провозглашают, что важнейшая цель человека - познать мир, который его окружает. Как человек познает окружающий мир?

Существует два способа познания мира: наука и искусство. Каждый из них позволяет человеку что-то открыть не только в окружающем пространстве, но и в себе самом. В школе вы много внимания уделяете изучению основ наук, но нужно всегда помнить, что есть вещи, которые изучает наука. Каким бывает рассвет на реке? Что чувствует влюбленный человек? Что такое горе? Что такое любовь? Именно на эти вопросы мы ищем ответы в искусстве. Сегодня на уроке мы будем с вами пытаться понять и оценить произведения искусства.

 

III. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

Беседа за вопросами

1. Какие виды искусства вы знаете?

2. Приходилось ли вам составлять отзывы?

3. Какие трудности у вас возникали?

4. Каким требованиям должен соответствовать отклик на произведение искусства?

Материал для учителя. Виды искусства: литература, живопись, музыка, театр, скульптура, хореография, кинематография, архитектура, декоративное искусство и др. Каждый из них воспроизводит окружающий мир разными средствами: литература с помощью слова, музыка - звука, танец - движения и др.

Отзыв - текст, в котором приводится оценка прочитанного, услышанного, увиденного, выражено отношение автора к нему. Языковое оформление отклика зависит от ситуации речи (адресата, цели). Главный признак отклика - оцінність высказывания. Цель отзыва - рассказать личные впечатления о прочитанном, увиденном, услышанном.

 

IV. Выполнение практических упражнений творческого характера с целью развития коммуникативных умений

Учебное аудирование

► Прослушайте увалено текст. Определите стиль речи. Во время слушания составьте план текста.

Каждому человеку свойственно делиться своими впечатлениями и мыслями, вызванных прочитанным произведением, увиденным фильмом или спектаклем и др. Иногда одна и та же книга, один и тот же фильм вызывают у разных людей разные впечатления. Это порождает дискуссии, и они бывают интересными только в том случае, когда собеседники не только высказывают свою точку зрения, но и могут доказать ее. Это делается с помощью отзыва или рецензии. Рецензия строится на анализе произведения искусства.

Отзыв - это обмен мыслями, выражение своего отношения к поступкам героев и изображенных событий, своего мнения об отношении автора к героям. В отзыве можно выделить такие части: 1) выражение мнения о произведении искусства; 2) доказательства, аргументация своего мнения. Но, конечно, содержание отклика, как и его форма, зависит от того, кто его адресат, какова его цель, задачи.

Если цель отзыва - привлечь внимание к произведению, повлиять на мнение других людей, подискутировать о содержании произведения, то такой отзыв может быть написан в форме статьи, в публицистическом стиле. Если цель отзыва - желание поделиться впечатлениями, а адресат далеко, то формой такого отзыва может стать письмо. Письмо отличается большей непринужденностью, «розмовністю» по сравнению со статьей.

Отзыв, цель которого - помочь разобраться в произведении, ближе к рецензии. В нем дается не только оценка произведения, но и частично анализ: обращается внимание на средства раскрытия идейного содержания произведения, роль худояшьо-вираясальних средств.

Иногда в отзыве бывает краткий пересказ содержания или перевод интересного эпизода (По Г. Богдановой).

 

Ситуативные упражнения

► Составьте отзывы по ситуациям:

1. Адресат речи - ваш сверстник, цель - выразить свое впечатление от кинофильма.

2. Адресат речи - ваши родители, цель - объяснить свой выбор любимой музыкальной группы.

 

Анализ составленных отзывов

► Прослушайте несколько отзывов, составленных одноклассниками, и скаяеіть, какие речевые средства они использовали. Что означает этот выбор?

 

Творческое наблюдения публицистического текста с элементами анализа

► Прослушайте отзывы на произведение живописи. Докажите их принадлежность к публицистического стиля. Найдите в тексте предложения, в которых дается описание картин.

Отзыв о картине Т. Яблонской «Лето»

Из многих картин Татьяны Яблонской наибольшее впечатление на зрителей производит «Лето». Это - пейзаж: белые хаты-мазанки под высокими кровлями, деревья в садах. Ивы над водами неширокой реки. Полосатые огороды. За селом на пастбище стадо коров. На переднем плане - девочки в белом.

Сколько таких поселков в Украине! Не сосчитать! Но, на наш взгляд, художница не пыталась изобразить какое-то конкретное село. Для нее, видимо, важно было показать вообще село, вообще лето. Это наше общее лето, воспоминание о нем. Возможно, даже не воспоминание, а настроение - хорошее настроение от всех хороших летних дней, которые были у нас в жизни, но в одиночку даже не запомнились.

Отзыв о картине Т. Яблонской «Жизнь»

Недавно появился в продаже альбом репродукций картин художницы Татьяны Яблонской. Особенно поражает зрителя картина под названием «Жизнь». Почему художница так назвала свое творение? Об этом надо подумать.

Картина, конечно, о том, что старая женщина долгую жизнь прожила, и прожила не зря, о том, что у ее внука все жизнь впереди. Жизнь не останавливается. Колотая человек продолжает дело, которое начали другие. О старых женщин, которые всю жизнь тяжело работали, о наших матерей и бабушек рассказывает картина Яблонской «Жизнь». Старая вместе с внуком сидит возле стены, которая завешана фотографиями. Они зовут нас подумать не только о жизни одной крестьянской семьи, а о жизни всего народа, о его прошлом и будущем.

Большую роль в картине играет свет. Художница намеренно направила его на ту стену, где висят фотографии. Автор картины говорит нам: эта стена самая важная для старой крестьянки, пусть и перед нами откроется жизнь, о которой рассказывают фотографии.

Картина «Жизни» белая, молчаливая. Она заполнена ровным, спокойным светом. Белые стены, на них - белые полотенца. Белый платочек на голове старухи. Белая рубашка внука. Художница умело подобрала оттенки одного цвета. Картина показывает нам великую силу природы, назначения человека на земле.

 

Коллективная работа

► С помощью этого текста и собственного опыта составьте ориентировочный план отклика на произведение искусства.

Материал для учителя. Для отклика как жанра публицистики характерны следующие композиционные части: зачин, краткий пересказ произведения или описание произведения обязательно с элементами оценки в основной части и небольшой вывод.

 

Ориентировочный план

1. Мой любимый художник/композитор/режиссер.

2. Наиболее известная картина/сочинение. История создания. Тема.

3. Описание картины/произведения.

4. Какие цвета использует художник? Почему?

5. Мои впечатления от картины/произведения.

6. Какие мысли пробуждает эта картина/произведение? Общий вывод относительно идейного содержания и эстетичности произведения.

 

Лексическая работа

► Запишите выражения, которые можно использовать в отзыве в публицистическом стиле. Дополните этот перечень.

Особенно интересно ... , очень впечатлило ... , к сожалению, автор ... , утверждается мысль ... , основная мысль раскрывается ... , автор удачно ... , особенно запомнилось ... , картина впечатлила ... , получил признание ... , зрителю кажется ... , на наш взгляд, ... , в произведении ставится такая важная проблема ... , к сожалению, герой ... .

Комментарий учителя. В публицистическом стиле объединяются функция воздействия (агитации и пропаганды) и информативная функция. Особенности: широкое использование многозначности слова, использование эмоционально-экспрессивной лексики, неологизмов, лексики и фразеологии других стилей (даже разговорного), использование средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы, повторы, инверсия, параллелизм построения и др. Публицистическое сочинение характеризуется точностью, последовательностью изложения мыслей, логичностью, а также выразительностью, эмоциональной окраской. Отзыв напоминает открытый лирическое письмо. Его тон - искренний и дружественный. Обязательным является сдержанность, тактичность. Как каждый газетный жанр, отзыв должен быть кратким. Важное значение имеет заголовок, в котором отражено тему или основную мысль.

 

V. Устное составление сочинения-отзыва в публицистическом стиле

► Составьте отзыв на любимое музыкальное произведение или картину. Розкаяеіть об ассоциации, размышления, собственные чувства, вызванные произведением искусства.

 

VI. Итог урока

Коллективная работа - составление алгоритма написания отзыва Как составлять отзыв иа произведение искусства

 

 

VII. Домашнее задание

► Оформите письменно составленный на уроке отзыв.