ТЕКСТ. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА
УРОК № 57
Тема. Компоненты текста. Абзац
Цель: дать учащимся понятие об абзаце как о стилистико-композиционной единице текста; формировать умения и навыки делить текст на абзацы, а также правильно разбивать на абзацы собственные письменные высказывания; совершенствовать устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать и делать выводы; воспитывать культуру речи.
Оборудование: различные виды текстов.
ХОД УРОКА
В делах человеческих разбирается не тот, кто больше прожил, а тот, кто больше наблюдал.
О. Граф
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Беседа с учащимися.
1) Что такое сложное синтаксическое целое?
2) Какие вы знаете средства связи, используемые в сложном синтаксическом целом?
3) Чем сложное синтаксическое целое отличается от сложного предложения?
4) Назовите универсальное средство связи самостоятельных предложений в сложном синтаксическом целом.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Абзац — это стилистико-композиционная единица текста. При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста предложения, содержащие: описание нового этапа в развитии действия, характеристику нового героя, авторское отступление — в художественном произведении; описание нового предмета мысли, следующего этапа в ее развитии, отдельные логические посылки и выводы — в научном труде.
Абзац может состоять из одного предложения, но может включать в себя и значительное количество самостоятельных предложений. В последнем случае все предложения, идущие за первым, связываются с ним по смыслу в каком-либо отношении: или то, о чем говорится в последующих предложениях, происходит во время, обозначенное в первом предложении; или в последующих предложениях рассказывается о том человеке, который назван в первом.
Абзацы, состоящие из нескольких предложений, часто совпадают по своим границам со сложными синтаксическими целыми; однако из этого нельзя сделать вывод о тождестве этих единиц: ведь абзац может состоять из одного предложения или делиться на два-три сложных синтаксических целых. Вот примеры абзацев, состоящих из одного предложения:
Когда потухла спичка, старик, дрожа от волнения, заглянул в маленькое окно. (А. Чехов)
Знакомый кондуктор вошел в вагон и стал зажигать свечи. (А. Чехов)
Стало всходить солнце... (А. Чехов)
Каждое из этих предложений особенно важно для композиции целого текста и поэтому выделено в отдельный абзац.
Композиционно-стилистическая роль первых предложений абзаца становится особенно наглядной, если в каком-либо рассказе прочитать подряд только первые предложения абзацев. Например, вот первые предложения начальных абзацев из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»:
1) На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокопия, расположились на ночлег запоздавшие охотники. (...)
2) Не спали. (...)
3) Рассказывали разные истории. (...) и т. д.
Вот еще несколько первых предложений абзацев из рассказа А. П. Чехова «Ионыч»:
1) Прошло четыре года. (...)
2) Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. (...)
3) От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. (...)
4) За все четыре года после отъезда Екатерины Ивановны он был у Туркиных только два раза по приглашению Веры Иосифовны, которая все еще лечилась от мигрени. (...) И т. д.
Таким образом, первые предложения абзацев как бы намечают основную линию повествования.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Наблюдение за языковым материалом.
• Прочитайте отрывок; подумайте, можно ли его считать абзацем, аргументируйте свой ответ.
У Веры никого не было родных, кроме дедушки и тети; мать умерла уже давно, отец, инженер, умер три месяца назад в Казани, проездом из Сибири. Дедушка был с большой седой бородой, толстый, красный, с одышкой и ходил, выпятив вперед живот и опираясь на палку. Тетя, дама лет сорока двух, одетая в модное платье с высокими рукавами, сильно стянутая в талии, очевидно, молодилась и еще хотела нравиться; ходила она мелкими шагами, и у нее при этом вздрагивала спина.
(А. Чехов)
Образец ответа. В этом абзаце из рассказа А. П. Чехова «В родном углу» второе и третье предложения содержат в себе характеристику оставшихся в живых родственников Веры — дедушки и тети, названных в первом предложении.
3. Лингвистическое исследование (работа в парах или малых группах).
• Прочитайте текст; определите количество абзацев в нем. Каково соотношение абзацев и сложного синтаксического целого в данном отрывке? Какова смысловая нагрузка сложного синтаксического целого в этом отрывке?
В город Калинов приехали к вечеру. В пути проболтались целый день. Дорога растаяла окончательно. Шел дождь. То и дело сани въезжали полозьями в такое месиво, что, казалось, тут им и крышка. Однако выдирались. || Папиросы и спички все вышли, и достать их было негде. Раза два заворачивали в «Деревенские потребительские товарищества», но там, кроме веревок и ведер, других товаров не имелось. || Часа два ждали парома, кричали дикими голосами через речку, не дождались и поехали вброд. Вымокли по колено в сивой воде, где крутились мелкие льдины, едва не утонули. || Совсем уже невдалеке от города, верстах в пяти, конек вдруг остановился на самой середине какого-то горбатого мостика, упрямо расставил дрожащие ноги, раздул живот и ни за что не желал сдвинуться с места ни взад ни вперед — хоть плачь. Уж его и били, и пугали, и тащили под уздцы с грозными воплями — ничего. Вылезли из саней. Не менее часа простоял таким образом конек, отдышался, а потом сам по себе, добровольно двинулся дальше. Версты полторы шли пешком за санями по сверхъестественной грязи, пока конек не отдохнул окончательно, тогда сели. || А уж недалекий лес в сумерках лежал на земле дождевой тучей, и дождевая туча ползла над землей и шумела редким мелколесьем. На железной дороге блеснул зеленый фонарик.
(В. Катаев)
Образец ответа. Данный отрывок из повести В. Катаева «Растратчики» составляет один абзац. В этом абзаце выделяются пять сложных синтаксических целых (они разделены значком ||, в текстах, которые предлагаются учащимся, такой значок отсутствует), в свою очередь состоящих из нескольких предложений.
Все эти сложные синтаксические целые поясняют первое предложение абзаца В город Калинов приехали к вечеру: в них рассказывается, почему так поздно приехали, что происходило в дороге; говорится о едущих и о природе. Таким образом, все четыре сложных синтаксических целых связаны между собой первым предложением абзаца.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Ролевая игра «Микрофон».
• Закончите предложения, записанные на доске.
Сегодня на уроке я научился...
Мне очень понравилось...
Я хотела б усовершенствовать свои навыки в...
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Подобрать для одноклассников задания-тексты различных стилей, которые необходимо будет разбить на абзацы; ввести как один из вариантов задания лексико-семантическую работу.
Пример карточки-задания
Задание по теме «Абзац»
• Прочитайте текст; озаглавьте его; разбейте его на абзацы, используя значок ||.
Старый лес зашумел ровно, неумолчно. Только птичья возня, стук дятла разнообразили этот тягучий и грустный шум. Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Внимание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь вздрогнул, кожа на спине его передернулась, задние ноги еще больше поджались.
(144 сл.) (Б. Полевой)
— При помощи толкового словаря объясните значения выделенных слов.
Лексико-семантическая работа
(Учащиеся выполняют работу прямо в карточках, поэтому она не занимает много времени на уроке.
Количество слов в тексте строго регламентируется учителем.
Задания к тексту, кроме основного (разбить на абзацы) могут быть самые разные: вставить пропущенные буквы, знаки препинания; подобрать синонимы, антонимы к выделенным словам, подчеркнуть определенные части речи, члены предложения, разобрать выделенные слова по составу, написать фонетическую транскрипцию выделенных слов и т. д.)