Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

ТЕКСТ. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА

 

УРОК № 56

Тема. Компоненты текста. Сложное синтаксическое целое

 

Цель: дать учащимся понятие о сложном синтаксическом целом как о наиболее крупной структурносемантической единице; формировать умения и навыки выделять средства связи, которые используются в данной синтаксической конструкции; совершенствовать устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать и делать выводы; воспитывать культуру речи.

Оборудование: текст, схема «Средства связи в сложном синтаксическом целом», толковые словари.

ХОД УРОКА

Человек должен оставаться человеком, в какие бы обстоятельства жизнь его ни ставила,

какое бы давление и с какой бы стороны на него ни оказывалось.

Ю. Даниэль

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания:

— сообщение «Основные особенности стилей речи»;

— стилистический анализ текста.

2. Беседа с учащимися.

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

2. Слово учителя.

Сложное синтаксическое целое является наиболее крупной из структурно-семантических единиц, на которые членится текст (или устное высказывание). Сложное синтаксическое целое состоит из нескольких предложений (часто различного строения: простых, сложных, осложненных различными оборотами), объединенных при помощи интонации и других средств связи и раскрывающих одну из микротем (подтем) текста (или устного высказывания).

От сложного предложения сложное синтаксическое целое отличается тем, что предложения, входящие в состав последнего, являются более самостоятельными и соответственно связи между ними — менее тесными. Различные по своей структуре самостоятельные предложения в составе сложного синтаксического целого свободно присоединяются друг к другу, связываясь преимущественно по смыслу, так что содержание второго продолжает и развивает содержание первого и т. д., пока не будет раскрыта данная микротема текста (или устного высказывания).

Однако есть и ряд формальных средств связи самостоятельных предложений в сложное синтаксическое целое. Универсальным средством такой связи в устном высказывании является интонация сложного целого. Самостоятельные повествовательные предложения в его составе произносятся обычно с одинаковой интонацией: с равномерным понижением тона к концу, с одинаковыми паузами между собой,— в то время как понижение тона в конце сложного синтаксического целого более значительно, а пауза между двумя сложными синтаксическими целыми более длительна; кроме того, начало следующего сложного синтаксического целого обычно характеризуется большим повышением тона, а часто и изменениями в тембре голоса.

3. Работа со схемой «Средства связи в сложном синтаксическом целом».

 

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

2. Наблюдение за языковым материалом.

(Можно организовать работу в группах, которые выполняют одно и то же задание, а потом обмениваются результатами своих исследований и дополняют их. «Ажурная пилка».)

1) Чтение текста.

2) Лексико-семантическая работа (объяснить значение выделенных слов).

3) Докажите, что он является сложным синтаксическим целым, обратив внимание на средства связи между предложениями.

Матвей Терехов был еще не стар, лет сорока пяти, но вид у него был болезненный, лицо в морщинах, и жидкая, прозрачная бородка совсем уже поседела, и это старило его на много лет. Говорил он слабым голосом, осторожно и, кашляя, брался за грудь, и в это время взгляд его становился беспокойным и тревожным, как у очень мнительных людей. Он никогда не говорил определенно, что у него болит, но любил длинно рассказывать, как однажды на заводе он поднял тяжелый ящик и надорвался и как от этого образовалась грызь, заставившая его бросить службу на изразцовом заводе и вернуться на родину. А что значит грызь, объяснить не мог.

Образец ответа

Данное сложное синтаксическое целое представляет часть рассказа А. П. Чехова «Убийство», а именно характеристику одного из его героев — Матвея Терехова. Этой темой объединяются четыре сложных предложения. Для всех этих предложений характерно:

1) Общность форм сказуемых: это или составные именные сказуемые со связкой было, или простые глагольные, выраженные глаголами прошедшего времени несовершенного вида, которые имеют здесь качественно-описательное значение (только три глагольных сказуемых в косвенной речи Матвея имеют форму совершенного вида, обозначающую ранее совершенные действия).

2) Только в первом предложении герой называется своим именем, а в остальных на него указывает местоимение он.

3) Последнее предложение прикрепляется при помощи союза а, имеющего здесь присоединительное значение (предложение имеет добавочный уступительный оттенок).

4) Для большинства предложений данного сложного синтаксического целого характерен прямой порядок главных членов (подлежащее — сказуемое).

Приведенные выше формальные способы организации связи между предложениями не являются обязательными для каждого сложного синтаксического целого. В некоторых конструкциях употребляются одни средства связи, в других — другие; в одних то или иное средство связи употребляется последовательно, в других — избирательно. Таким образом, организация сложного синтаксического целого не является стабильной: она зависит от содержания, от стиля, от авторской манеры. Так, в разобранном выше сложном синтаксическом целом употребление именно этих, а не иных форм сказуемых обусловлено его содержанием: для характеристики героя формы именного составного сказуемого и простого с глаголами несовершенного вида оказываются наиболее удобными.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Взаимоопрос «Перекрестный огонь».

Учащимся предлагается составить вопросы по теме урока и задать их друг другу.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.

3. Выписать из художественного произведения сложное синтаксическое целое.