|
2. Обсуждение вопросов, возникших во время выполнения домашних заданий.
II. Восприятие и осознание различных методов решения логарифмических уравнений 1. Метод сведения логарифмического уравнения к алгебраического. Пример. Решите уравнение log х - 3log2 x = 4. Решение Обозначим log2 x через у. Данное уравнение примет вид: у2 - 3y = 4; у2 - 3у - 4 = 0; у1 = 4; у2 = -1. Отсюда log2 x = 4, log2 x =-1; x = 24; x = 2-1; x = 16, x = . Проверка: 1) log 16 - 3 log2 16 = 16 - 12 = 4; 2) log - 3 log2 = -1 + 3 = 4. Ответ: 16; . 2. Метод потенцирования. Пример. Решите уравнение log5(x - 1) + log5(x - 2) = log5(x + 2). Решение Пропотенціюємо данную равенство и получим: log5((x - 1)(х - 2)) = log5(x + 2); (х - 1)(х - 2) = х + 2; x2 - 2х - х + 2 = х + 2; x2 - 4х = 0; х(х - 4) = 0; х = 0 или х = 4. Проверка: 1) Значение х = 0 не является корнем уравнения, потому что выражения log5(x - 1) log5(x - 2) не имеют смысла при х = 0. 2) log5(x-1) + log5(x-2) = log5(4-1) + log5(4-2) = log53 + log52 = log5(2·3) = log56. log5(x + 2) = log5(4 + 2) = log56. Следовательно, х = 4 - корень. Ответ: 4. 3. Метод возведения логарифмов к одной и той же основы. Пример. Решите уравнение log3 х - 2х = 3. Решение log3 x - 2x = 3; log3 х - 2 · = 3; log3 x - 2· = 3; log3 x + 2log3 x = 3; 3log3 x = 3; log3 x = 1; x = 3. Проверка: log3 3 - 23 = 1 + 2 = 3. Следовательно, х = 3 - корень. Ответ: 3. 4. Метод логарифмирования. Пример. Решите уравнение х lgx = 100х. Решение Прологарифмуємо обе части равенства (х > 0), получим: lgx lgx = lg(100x); lgx lgx = lg 100 + lgx; lg2x - lg x - 2 = 0. Заменим lg х = у. Уравнение примет вид: у2 - у - 2 = 0; y1 = 2, y2 = -1. Тогда: 1) lg х = 2; х = 102; х = 100. 2) lg x = -1; x = 10-1; x = 0,1. Проверка: 1) xlgx = 100 lg100 = 1002 ; 100х = 100 · 100 = 1002. Следовательно, x = 100 - корень. 2) xlgx = 0,1lg0,1 = 0,1-1 = = 10; 100х = 100 · 0,1 = 10. Следовательно, x = 0,1 - корень. Ответ: 100; 0,1. 5. Графический метод решения логарифмических уравнений. Пример. Решите уравнение lg x = 1 - х графически. Решение В одной и той же системе координат строим графики функции у = lg x и у = 1 - х (рис. 165). Абсцисса точки пересечения построенных графиков равна 1. Следовательно, х = 1 - корень данного уравнения. Ответ: 1.
III. Приобретение умений решать логарифмические уравнения Решение упражнений 52 (10; 14), 53 (4; 10), 54 (3; 9).
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание Раздел V § 3. Вопросы и задания для повторения раздела V № 26-31. Упражнения№№ 52 (9; 11), 53 (12), 54 (2; 7).
|
|