6 КЛАСС
Тема 2. Я и музыка
Урок 21
Тема урока. Ритмичная упражнение в размере 3/4. Разучивание песни "Ревет и стонет Днепр широкий". Слушание музыки. Ария Деда Мороза и Весны из оперы "Снегурочка"
Цель урока: закрепить навыки и умения учащихся воспроизведения ритмических упражнений в определенном размере; развивать вокально-хоровые навыки и музыкально-ритмический слух; воспитывать интерес к опере.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, фортепиано, портрет М. Римского - Корсакова.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока
II. Ритмичная упражнение в размере ¾ .
- Чем характерный размер ¾ ?
- Как называются судьбы тридольного размера? (Сильная, относительно сильная, слабая).
- Какие длительности нот видите в упражнении?
- Что такое пауза?
- Какова по продолжительности пауза использована в упражнении?
- Дети, проплескайте упражнение, считая на 1и 2и 3и.
III. Разучивание песни „Ревет и стонет Днепр широкий” Д. Крыжановского.
Ревет и стонет Днепр широкий
Слова Т. Шевченко
Музыка Д. Крыжановского
Умеренно
И бледный месяц на іу время
Из облака где-где выглядел,
Как будто лодка в синем море
То выныривал, то утопал. Дважды (две последние строки)
Еще третьи петухи не пели,
Никто нигде не шумел,
Сычи в роще перекликались,
И десен раз скрипов. Дважды (две последние строки)
1. - Вы знаете, дети, что на слова Тараса Шевченко было написано много песен. Некоторые авторы их известны, а некоторые из них стали называть народными.
- Назовите песни, которые вы изучали на слова Шевченко.
(„Думи'мої”, „Зацвела в долине”, „По дубраве ветер воет”, „Завещание" и многие другие).
- Послушайте песню, которую мы сегодня изучим, определите основной смысл слов, характер мелодии.
2. Художественный показ песни.
3. Характеристика прослушанного произведения.
- Как музыка изображает реку?
- Можно ли считать песню целостным музыкальным образом Днепра?
- Какими средствами музыки и поэзии изображен могучий Днепр? Песня написана в минорном ладе, спокойная, задумчивая. (Обращаю внимание наш нотный текст).
Длительности нот преобладают половинные и половинные с точкой, поэтому песню] нужно выполнять не спеша, протяжно.
4. При розучуванні следить за дыханием на складах на залігованих нотам.
IV. Слушание музыки
1. Рассказ о творчестве Римского-Корсакова, который так мастерски используя всякие средства музыкальной выразительности, оживил природу и сказочных! персонажей оперы „Снегурочка”.
В звуконаслідувальній музыке можно услышать голос кукушки, дятла, щебетание птичек. Выразительная сила регистров и тембров музыкальных инструментов помогают в этом.
В противовес нежному голосу Снегурочки выделяют две - суровая и резкая тема Деда Мороза и контрастная к ней - мягкая, теплая тема Весны. Поэтому послушайте Арию Деда Мороза и Весны и охарактеризуйте голоса.
- Какую роль играет музыка?
- Как она помогает представить образ Деда Мороза? Весны?
2. Характеристика прослушанного.
3. Повторное слушание.
V. Итог урока.