География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 56

Тема. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КЛІМАТОТВОРНИХ ФАКТОРОВ В СВЯЗИ С ГЕОГРАФИЧЕСКИМ ПОЛОЖЕНИЕМ И РАЗМЕРАМИ МАТЕРИКА

 

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о кліматотворні факторы с помощью климатических карт; закрепить умение определять основные черты климата на разных территориях материка, который формируется под влиянием определенных кліматотворних факторов; развивать навыки логического мышления, моделирования, формировать навыки литературной речи, умение высказывать собственное мнение, умение выслушивать мнение других.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: климатические карты, физическая карта Евразии, учебник, контурные карты, рабочие тетради.

Опорные и базовые понятия: климат, солнечная радиация, атмосферная циркуляция и характер подстилающей поверхности, температура воздуха, осадки, типы атмосферной циркуляции Евразии, особенности характера подстилающей поверхности Евразии, количество осадков в Евразии, температурный режим Евразии.

Географическая номенклатура: моря: Северное, Балтийское, Средиземное, Черное, Азовское, Баренцево, Восточно, Желтое, Японское, Охотское, Берінґове, Східнокитайське, Южнокитайская, Аравийское; заливы: Бискайский, Бенґальська, Аденский, Персидский, Сиамский, Ботнический; проливы: Дарданеллы, Босфор, Ла-Манш, Ґібралтарська, Зондский, Малаккский, Берінґова, Лаперуза; горы: Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, Крымские, Скандинавские, Уральские, Кавказ, Тянь-Шань, Гималаи (г. Джомолунґма); равнины: Восточно-европейская, западно-сибирская, Великая Китайская; низменности: Прикаспийская, Индо-Ґангська, Месопотамская; Среднерусская возвышенность; плоскогорья: Среднесибирское, Декан; нагорья: Тибет, Иранское.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Прием «Аукцион»

Учитель предлагает учащимся назвать кліматотворні факторы и объяснить их влияние на формирование климата.

2. Прием «Пять предложений»

Учитель предлагает учащимся смоделировать ситуацию влияния кліматотворних факторов на формирование климата определенной территории и дать ответ в пяти предложениях (работа в группах по четыре ученика, каждый из учеников говорит предложения, что является продолжением предыдущего):

 

№ группы

Кліматотворні факторы

Территория

1

Рельеф + пассатная циркуляция атмосферы

Амазонская низменность

2

Течение Ґольфстрім + западные ветры

Западная Европа

3

Горы Кордильеры + Калифорнийское течение

тихоокеанское побережье Северной Америки

4

Северный тропик + равнинные территории Западной Австралии

Центральные районы Австралии

5

Высокое Атмосферное давление + стоковые ветры

Территория Антарктиды

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Прием «Проблемный вопрос»

• Как зависит формирование климата от географического положения и кліматотворних факторов?

 

IV. Вивчення нового материала

1. Прием «Мозговой штурм»

Вспомните план характеристики географического положения материка.

2. Прием «Эстафета»

В тех же группах учащиеся обсуждают и дают характеристику географического положения материка по одному из пунктов плана.

3. Прием «Географическая лаборатория»

В тех же группах учащиеся работают над вопросами:

1. Что такое кліматотворні факторы? Которые кліматотворні факторы вы знаете?

2. Определите особенности проявления и влияния солнечной радиации на материке Евразия.

3. Дайте характеристику атмосферной циркуляции над Евразией с помощью климатических карт.

4. Существует зависимость климата от характера подстилающей поверхности? Приведите конкретные примеры этого влияния в пределах материка Евразия.

5. Определите основные особенности климата материка учитывая географическое положение и размеры Евразии.

 

V. Закрепление изученного материала

1). Прием «Пресс-конференция»

Учитель предлагает учащимся обсудить вопрос относительно особенностей проявления кліматотворних факторов на материке в связи с его географическим положением и размерами. Класс делится на корреспондентов и специалистов-климатологов. Первые задают вопросы, другие дают на них ответы.

2). Прием «Экспресс-тест»

1. Субтропический средиземноморский тип климата в наибольшей степени характерен для:

а) Финляндии и Швеции; б) Швеции и Франции; в) Франции и Италии; г) Италии и Испании.

2. Климат стран Западной Европы, по сравнению с Восточной:

а) влажнее и теплее; б) более влажный и менее теплее; в) менее влажный и более теплый; г) менее теплый и влажный.

3. Наиболее высокие температуры июля характерны для:

а) Китая; б) Индонезии; в) Саудовской Аравии; г) Индии.

4. Тропический воздух царит круглый год на территории:

а) Йемена; б) Индии; в) Вьетнам; г) Таиланда.

5. На большей части Индии климат:

а) субтропический средиземноморский;

б) субтропический муссонный;

в) тропический;

г) субэкваториальный.

6. Тайфуны наиболее характерны для:

а) Турции; б) Ирана; в) Японии; г) Индии.

3). Прием «личные примеры»

Ученики приводят интересные примеры относительно климата материка (опережающее домашнее задание).

 

VI. Итог урока

Прием «делаю вывод»

Ученики приходят к выводу, что на формирование климата влияют кли - матотворні факторы, а также климат Евразии зависит от географического положения и величины материка.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий текст в учебнике.

• Проработать карты атласа по соответствующей тематике.

• Подготовить дополнительный материал, что касается внутренних вод Евразии - рек, озер, ледников и др.

 

Урок № 57

Практическая работа № 11. выявление различий климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатических карт и диаграмм