Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел IV. БАКТЕРИИ

 

УРОК 59

Тема. Вредные бактерии

 

Цель. Сформировать у учащихся знания о бактерии, которые вызывают болезни растений, животных и человека, и средства профилактики этих заболеваний; объяснить правила хранения пищевых продуктов и правила личной гигиены.

Основные понятия и термины: бактерии-сапрофиты, болезнетворные, дифтерия, туберкулез, коклюш, тиф, столбняк, холера, капельная инфекция.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа (подготовительная), рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация оборудования); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций); самостоятельная работа учащихся с учебником.

Оборудование: образцы продуктов питание человека с этикетками или просто упаковки от них (молоко длительного хранения (Т-молоко), шоколад, сок, сырок глазированный, сыр фасованный т.д), ветка дерева, нити.

Тип урока: комбинированный.

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

1

2.

Проверка выполнение домашнего задания.

10

3.

Сообщение темы, цели и задач урока.

 

 

Мотивация учебной деятельности.

3

4.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

15

5.

Обобщение и систематизация изученного.

10

6.

Итоги урока, аргументация оценок.

5

7.

Домашнее задачи.

1

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнение домашнего задания.

Тестовая проверка знаний:

1. Большинство растений получают соединения Азота:

а) из почвы;

б) из воздуха;

в) как подкормку человеком.

 

2. Колонии азотфиксирующих бактерий накапливаются в:

а) бульбочках, которые образуются в результате разрастания клеток корня;

б) клубнях;

в) корневище.

 

3. Азотфіксуючі бактерии вступают в симбиоз преимущественно с растениями семьи:

а) Бобовые;

б) Капустові;

в) Астровые.

 

4. Бактерии, которые переваривают целлюлозу, способствуя этим перетравлюванню промежуточных веществ крупным рогатым скотом, живут в отделе желудка коровы в:

а) книжке;

б) сычуге;

в) рубцы;

г) сетке.

 

5. Бактерии, живущие в кишечнике человека:

а) вредят здоровью человека;

б) синтезируют витамины группы В и витамин К;

в) не имеют практического значения.

 

6. Уксус спиртовой получают:

а) из спирта в результате деятельности бактерий;

б) в результате деятельности грибов;

в) с уксусной кислоты.

 

7. Продуктом деятельности бактерий Лактобацілюс являются:

а) спирт;

б) кефир;

в) силос.

 

8. Природные вещества, которые имеют способность убивать другие микроорганизмы, называются:

а) антибиотики;

б) бактерии;

в) грибы.

 

9. Из бактерий рода Стрептоміцес получают антибиотик:

а) пенициллин;

б) стрептомицин.

 

10. Чрезвычайно ценный для животных пищевой продукт - белок получают в результате деятельности специальных бактерий:

а) да;

б) нет.

 

11. Инсулин, который получают в результате деятельности бактерий, стал доступным для использования благодаря науке:

а) медицине;

б) биотехнологии;

в) генной инженерии.

 

12. Спирулина является важным источником:

а) белков;

б) жиров;

в) углеводородов.

 

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Проблемные вопросы. Підготовна беседа. Подумайте, почему на каждом продукте, который вы покупаете в магазине, на этикетке есть надпись: “Употребить до...” или “Срок хранения ...” Что вы знаете о то, как продлевают срок хранения продуктов? Почему ваша мама и бабушка все время настаивают на том, чтобы вы мыли руки после улицы, посещения туалета и перед едой? Как вы думаете, есть ли в организме человека какой-то природный барьер против проникновения бактерий?

Итак, сегодня на уроке мы будем изучать, как бактерии могут наносить вред человеку и как это предотвратить.

 

План

1. Порча продуктов питания и бактерии.

2. Болезнетворные бактерии.

3. Правила личной гигиены.

 

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Порча продуктов питания и бактерии

Рассказ с элементами беседы. Со наблюдений за ежедневными событиями, что происходят вокруг нас дома, в школе, магазине или на улице, вам, наверное, хорошо известен тот факт, что продукты питание нельзя хранить бесконечно долго. Все они имеют определенный срок годности, другими словами, только в течение какого времени их можно употреблять в еду, а по истечении этого срока продукт теряет вкус, цвет, запах, т.е. меняет свои качества и даже может быть ядовитым. Срок годности зависит от многих факторов. Во-первых, от того, какого происхождения данный продукт, то есть каким образом он получен. Например, если это молоко или кисломолочный продукт (кефир, ряженка, сыр или масло), то они сохраняются лишь несколько дней, и то только в условиях низкой температуры, то есть в холодильнике. Почему так происходит? Потому что в молоке и, соответственно, продуктах, полученных из него, содержится чрезвычайно большое количество разнообразных бактерий, и в этих продуктах много воды. При таких условиях у бактерий постоянно происходят процессы жизнедеятельности, и молочный сахар превращается в молочную кислоту, продукт скисает. Вам известно молоко длительного хранения (Т-молоко). Его получают в результате тепловой обработки молока в стерильных условиях. При таких условиях все бактерии погибают, и Т-молоко может храниться гораздо дольше обычного.

Как же следует покупать и хранить продукты ? Вам нужно запомнить, что каждый продукт требует соответствующих условий хранения и может храниться ограниченное время. Поэтому при покупке следует внимательно читать, что написано на этикетке, не закончился для него срок использования, и дома хранить его там, где указано и при нужной температуре. Бактерии, которые портят продукты питания, является бактериями-сапрофитами, поскольку они питаются уже неживыми частицами растений и животных (по определению биологического словаря).

 

Болезнетворные бактерии

Рассказ учителя с последовательным заполнением таблицы на доске. Ученики заполняют аналогичную в практикумах.

Среди наиболее известных болезней человека, возбудителями которых являются бактерии - это дифтерия, туберкулез, коклюш (коклюш), тиф, столбняк, холера, бактериальная дизентерия и сальмонеллез.

Когда кто-то болеет ангиной и на гландах появляется белый налет, то медсестра берет из горла мазок. Для чего это делают? Это осуществляют для того, чтобы точно знать, какая у человека болезнь, - ангина или дифтерия. Дифтерию вызывает бактерия Корінебактеріум діфтеріе, которая через выделение с кашлем или чиханием от больного человека попадает к здоровой (капельная инфекция). Эти бактерии опасны тем, что, паразитируя в глотке, выделяют токсин, который через кровь разносится по всему организму и очень вредит сердцу. Для лечения дифтерии применяют вещество, нейтрализующее токсин - анатоксин, и одновременно назначают антибиотики. Для предотвращения этого заболеванию следует ограничить контакты с больными людьми, а при необходимости контактирование одевать марлевую повязку.

Другой достаточно распространенной болезнью, которая возникает чаще всего у людей, которые плохо питаются и вследствие этого имеют ослабленный иммунитет, является туберкулез. Эта болезнь вызывается деятельностью бактерии Мікобактеріум туберкульозіс. Считается, что эта бактерия постоянно присутствует в организме человека, но начинает активно размножаться и повреждает легкие, когда у человека ослабевает иммунитет. Кроме того, дополнительными источниками заражения являются больные люди (капельная инфекция) и молоко больных коров. Лечат туберкулез антибиотиками типа стрептомицина.

Коклюш вызывается бактерией Бордетела пертусус, которая поселяется в верхних дыхательных путях человека и вызывает изнуряющие приступы кашля. Человек заражается от больного коклюшем через капельную инфекцию. От коклюша делают прививки, в основном маленьким детям, вводя убитые бактерии. Для предотвращения заболевания нужно не контактировать с больными этим недугом.

Тиф - страшная болезнь, которая унесла жизнь у тысяч людей, вызывается деятельностью бактерий Рікетсія. Сыпной тиф сопровождается высыпаниями на коже, но преимущественно повреждаются стенки кровеносных сосудов, что приводит к образованию тромбов. Источником заражения является вши. Для лечения применяют антибиотики тетрациклинового ряда. Профилактическими мерами являются соблюдение чистоты и правил личной гигиены.

Столбняк вызывает бактерия Клостридіум тетані. Эта бактерия живет в почве и человек заражается столбняком, когда ранит тело и в рану попадет эта бактерия. В процессе жизнедеятельности Клостридіуму тетані образуется токсин, который губительно действует на двигательные нервы спинного мозга. Чаще всего больные умирают. Для профилактики применяют прививки анатоксином.

Холера - очень тяжелая болезнь, которая сопровождается общим обезвоживанием организма. Чаще всего человек умирает. Бактерией, которая вызывает эту болезнь, является Вібріо холере - Холерный вибрион. Бактерия поселяется в тонком кишечнике человека и выделяет токсин, который поражает слизистую оболочку. Бактерия попадает в организм человека с водой или продуктами, загрязненными мухами, фекалиями больных людей, через загрязненные предметы. Лечат холеру антибиотиками тетрациклинового ряда.

Сальмонеллез вызывается жизнедеятельностью бактерии Сальмонеллы, которая паразитирует и повреждает пищеварительный тракт человека. Попадает в организм через мясные продукты, изготовленные из мяса больного скота, преимущественно через домашних птиц и свинину, также через фекальные загрязнения. Вакцины от этой болезни нет, а антибиотики тетрациклинового ряда малоэффективны.

Следует особо отметить, что при первых проявлениях любой болезни нужно немедленно обращаться к врачу. Потому что в описанных случаях промедление приводит к долгого изнурительного лечения или бывает уже слишком поздно.

 

Правила личной гигиены

1. Всегда мойте руки, придя с улице или посетив туалет. Руки надо мыть перед каждым употреблением пищи.

2. Мойте перед употреблением овощи и фрукты.

3. Не употребляйте продуктов, в которых закончился срок хранения или которые стали по-другому пахнуть.

4. Старайтесь хранить продукты в холодильнике (если они быстро портятся) или в полиэтиленовых пакетах, чтобы на них не садились мухи.

5. При ранении грязными предметами или при попадании в рану грязи всегда обращайтесь к врачу и сделайте (если необходимо) прививку от столбняка.

 

5. Обобщение и систематизация изученного.

1. Рассмотрите выданные вам продукты повседневного питания человека или обертки из них. Найдите срок годности, состав, условия хранения. Сравните. Сделайте выводы.

2. Прокомментируйте правила личной гигиены.

3. Заполните таблицу.

 

Некоторые болезни человека, вызванные бактериями

Название болезни

Возбудитель

Какие части организма поражаются

Способ заражения

Как лечат

Дифтерия

 

 

 

 

Туберкулез

 

 

 

 

Коклюш

 

 

 

 

Тиф

 

 

 

 

Столбняк

 

 

 

 

Холера

 

 

 

 

Сальмонеллез

 

 

 

 

 

4. Самостоятельная работа учащихся с учебником. Методический прием “Дерево мудрости”. Ученикам предлагается прочитать текст параграфа и сформулировать сложное вопросы к тексту, записав его на маленьком листе бумаги. Бумажку скручивают трубочкой, завязывают ниткой и прикрепляют к ветке дерева, будто одевают елку. На дереве будет столько “игрушек ”, сколько учеников в классе. Затем ученики по очереди подходят к дереву, срывают вопрос и отвечают на него. Слушатели оценивают ответы.

 

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Проработать соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после параграфа.