7.4. Совершенствование рецептивных видов речевой деятельности,
Аудирование, чтение
Аудирование как вид речевой деятельности
По направленности на прием и выдачу речевой информации аудирование и чтение
есть рецептивними видами речевой деятельности (в отличие от говорения и
писания).
Аудирование -
это
понимание воспринятого на слух речи. Цель аудирования заключается в осмыслении
услышанного речевого сообщения.
Умение слушать - одно из основных умений, что является главным критерием
коммуникабельности. По свидетельству психологов и методистов (І.Ґудзик, И .Зимня, Ильина, Г.
Колосніцина, З.Кочкіна, Т.Ладиженська, Є.Пассов, І.Синиця, С.Цінько и др.),
именно аудіативні умения определяют в дальнейшем успех обучения и полноценного
общение в повседневной жизни, потому что умение слушать и понимать услышанное - це одно из средств
познания окружающего мира, овладения речью, крайне важен для
овладение всеми школьными предметами.
В системе механизмов аудирования психологами выделено три компонента; восприятия, сравнения, распознавания
понимание.
Процесс восприятия в значительной степени зависит от того, насколько учи и владеют опорными
знаниями.
Восприятие теснейшим образом связано с механизмом слуховой памяти, поскольку от
способности человека удерживать в памяти услышанные отрезки вещания зависит процесс
понимание аудіотексту, возможность его дальнейшей логической переработки.
С целью развития механизма слуховой памяти надо учить детей выделять ключевые
слова, проводить содержательно-композиционный анализ текста, направленный на то, чтобы
помочь ученику понять и запомнить содержание текста.
Действие механизма памяти побуждает к действию механизм антиципації, что играет в
процесс и аудирование важную роль и позволяет реципиенту по началу слова,
предложения, темой высказывания спрогнозировать, предсказать его конец или даже
общую структуру сообщения. Это может быть антиципація структурного стороны
речи и его смысловой стороны. Работа этого механизма обеспечивает активный
встречный характер процесса аудирования, Языковая личность должна предусматривать
содержание, структуру текста с определенными элементами, которые присущи текстам
соответствующих типов.
Сформированность этих механизмов - одно из условий эффективного аудирования.
Развитию
механизмов антиципації способствуют упражнения такого типа;
■ Послушайте загадки
и отгадайте их:
1.
Сильнее
солнца, слабее ветра. 2. Стоит дуб, на дубе роща, под рощей моргай, под моргаєм кліпун, под кліпуном дивун.
под дивуном сопун, под сопуном хапун, под хапуном трясун.
■ Послушайте
заголовки текстов и скажите, о чем, по вашему мнению, идет речь в текстах:
"Человек и компьютер", "Малая річко, живи!", "Дай силы,
природо!", "Чтобы не стать манкуртами".
■ Послушайте
фразеологизмы и скажите, в каких ситуациях они могут уживаться: Пришел Спас - готовь рукавички про
запас;
не в
коня овес травить; одного засола огурчики; душа накрахмаленная.
Важным условием эффективного аудирования является умение концентрироваться, анализировать
содержание услышанного, конспектировать материал, Поэтому учитель должен готовить учащихся к
аудирование, настраивать их на соответствующую тему. По способу осуществления
различают сосредоточено не рефлексивное и рефлексивное аудирование (слушание). Не рефлексивное
заключается в умении ученика молчать во время того, когда говорит собеседник (другой
ученик, учитель). Рефлексивное можно считать обратной связью,
используется как контроль за точностью восприятия услышанного. В методике
выделяются три основных приема рефлексивного слушания: постановка вопросов,
пересказ, отражение чувств.
Средством обучения аудированию является аудиотекст, что, в отличие от письменной, имеет
соответствующее интонационный оформления, а его воспроизведения определяется правильно
выбранным темпом одноразового чтения, контактністю коммуникантов.
Эффективность аудирования зависит от того, насколько учащиеся владеют опорными
знаниями, в какой степени у них развиты фонетические, лексические, грамматические,
стилистические навыки. Поэтому обучение аудированию должно осуществляться в двух
направлениях: формирование речевых навыков и речевых механизмов аудирования.
Упражнения,
формирующие речевые Упражнения на развитие речевых
навыки
аудирование механизмов аудирования
■ для формирования
фонетических навыков; ■ на развитие механизма памяти;
■ для формирования
лексических навыков; ■ на развитие механизма антиципації.
■ для формирования
грамматических навыков;
■ для формирования
стилистических навыков.
Система упражнений по аудированию определяется тем, какие упражнения и задачи предлагаются
к аудіативного текста, как они сформулированы, какова последовательность их выполнения.
Условиями эффективной работы является целенаправленный отбор аудіатекстів и задач
них, включение каждого урока в продуманную систему работы в основной школе.
Среди упражнений, формирующих фонетические навыки аудирования, в школах с русским
языком обучения важными являются упражнения на дифференциацию звуковой формы слова и его
понимание, что приучают внимательно слушать. Это облегчает понимание словоформ в
контексте и учит школьников различать их на слух. Могут добираться пары
слов, отличающихся только одним звуком. Например:
■ Сравните произношение
слов в русском и украинском языках. Объясните их значения и укажите, какими
звуками они отличаются.
Сома -
седьмая,
знак -
исчез,
вал - вич, рак - год, сила - сила, Рим - Рим, яблоня - яблоня, вишня - вишня, гуси - гуси, фабрика - фабрика, молодой - молодой.
•
Переложите
представленные слова на украинском языке. Сравните произношение конечных звуков.
Дробь,
насыпь, кровь, любовь, восемь, семь, ночь, сыпь, Сибирь.
Такие упражнения являются важным средством выработки фонематического слуха и орфоэпических
навыков у русскоязычных учащихся. Чтобы, например, показать нормативную произношение
звонких согласных в конце слова и состава в украинском языке, необходимо
предложить ученикам послушать пары слов, сравнить их произношение и сделать
вывод о том, как именно произносятся в словах звонкие звуки перед глухими: дед
- дед,
зуб - зуб, книжка - книжка, снег - снег, ряд - ряд, вниз - вниз, рыбка - рыбка, ягодка - ягодка, лебедь - лебедь, кровь - кровь.
Особую актуальность приобретает организация наблюдений за звуковой стороной
языкового окружения, образцовым речью мастеров слова (актеров, дикторов,
писателей). Использование технических средств обучения (теле-, радиопередачи,
магнитофонные записи) дает учащимся возможность услышать новый образец речи,
помогает разнообразить учебный процесс, максимально приблизить его к
естественного дискурса.
Упражнения на аудирование помогут ученикам запомнить нормативное ударение
(вид, источник, признак, стихи и др.), особенно в тех случаях, когда он в
украинском и русском языках не совпадает, например: ива ива, крапива
крапива, брала-брала, олень -- олень, одиннадцать - одиннадцать и под.
К основным недостаткам аудирование относят:
□ неосмысленное
восприятие текста, когда слушания является фоном для другого вида деятельности;
□ выборочное
восприятие отдельных отрывков услышанного;
□ неумение
критически анализировать содержание сообщения и установить связь между услышанным и
фактами действительности;
□ неблагоприятные
внешние условия общения.
Чтение как вид речевой деятельности Кроме аудіювання. к рецептивных видов
речевой деятельности принадлежит чтения, заключается в декодировании графических
символов, то есть переводе буквенного кода в мыслительные образы,
реализуется во внешнем или внутреннем вещании Умение грамотно
читать-необходимое и важное для современного человека, поскольку способствует развитию
учебно-производственных задач, обеспечивает формирование и удовлетворение
культурно-эстетических потребностей. В связи с этим приобретает актуальность вопрос
развития павичок чтения на уроках украинского языка.
Процесс чтения состоит из одновременного восприятия и осмысления информации.
От качества восприятия зависит характер и уровень понимания текста. Различают
два основных уровня понимания текста: уровень значения и уровень смысла.
В
лінгводидактиці не существует единой классификации видов чтения. О.андреев и
Л.Хромов выделяют такие виды чтения, как углубленное, быстрое, панорамное быстрое
выборочное, чтение-просмотр и чтение-сканирование, С.Фоломкіна определяет в качестве
основных видов чтения "молча", необходимых любому специалисту,
ознакомлю вальне чтения, переглядове, поисковое, вивчальне. Действующей программой
предусмотрены такие виды чтения, как вслух и чтения молча. К основным способам
чтения относятся:
□ углубленное
чтение, внимание обращается на детали, которые анализируются и оцениваются.
Таким
способом читаются учебники, научные тексты;
□ ознакомительное
чтение: осуществляется общее ознакомление с содержанием, выделяются основные
идеи и проблемы, уделяется внимание только основной информации. Таким способом
читаются публицистические и иногда художественные тексты;
□ чтение-просмотр:
используется для предварительного ознакомления с книгой, читается содержание,
предисловие, заключительная часть;
□ чтение-сканирование:
быстрый просмотр печатного текста с целью поиска нужных слов, фамилий. Этим
способом овладевают в процессе специальной тренировки:
□ быстрое
чтение отличается не только специально сформированной высокой скоростью
чтения, но и качественным усвоением прочитанного.
В процессе чтения учащиеся должны осмыслить воспринят текст с целью решения
определенного коммуникативного задания. Методисты советуют учитывать функции чтения
как вида речевой деятельности: познавательную, регулятивную,
ценностно-ориентационную.
Обучение учащихся читать, в основе которого лежит процесс восприятия и обработки
информации, осуществляется при условии их активного творческого мышления. В
процессе чтения текста происходит смысловая обработка информации: значение слова
соотносится со значениями других слов, устанавливается характер связи между
ними и контекстуальное значение; слова объединяются в синтагмы, синтагмы - в
предложения; предложения объединяются в более крупные смысловые образования (ССЦ), а последние - в
целостное речевое произведение.
Умение воспринимать текст требует особого внимания словесника: правильное, точное
восприятие чужого текста становится почвой для конструирования собственного высказывания,
адекватного предложенном. Восприятие, соответствующее авторскому замыслу,
обуславливают несколько факторов, среди которых главное место занимает предыдущий опыт
читателя, сквозь призму которого воспринимается текст. Необходимой предпосылкой понимания
текста являются сформированные умения декодировать вербальную информацию. Особого внимания
требует декодирования художественных текстов.
Обучение чтению, анализу и пониманию текстов является основой для формирования всех
речевых умений. Развитые навыки чтения создают условия для перехода к
других способов использования текста в процессе развития речи учащихся: перевода
прочитанного или услышанного, высказыванию собственных мыслей (сочинение, рецензия, письмо и т.д.).
Таким образом, совершенствуя умение текстосприймання, учитель создает условия для
формирование текстотворчих умений. Сформированность умений текстосприймання обеспечивает
понимание, позволяет учащимся вступать в диалог.
Эффективным видом работы является чтение научно-популярной лингвистической литературы,
что с одной стороны способствует углублению знаний учащихся, с другой - совершенствованию
читательских умений, и соответственно способствует формированию языковой компетенции учащихся.
Упражнения, содержащие анализ (или его элементы) языковых и композиционных
особенностей текста-образца направлены на совершенствование речевых умений. Именно
анализ текста позволяет увидеть динамику речевой деятельности от замысла до
конкретной речевой реализации.
Процесс восприятия текста происходит с помощью заданий-вопросов. Важно
подобрать тексты для чтения, которые бы обеспечивали понимание, восприятие,
проживание чужого произведения. Ученик как читатель формируется па материале художественных
текстов, а его умение выразить свои мысли - на материале публицистики.
Одним из условий формирования устойчивых умений чтения является систематичность внедрения
этого вида работы на уроках украинского языка.
Неотъемлемой составляющей учебного процесса является проверка и оценка знаний,
умений и навыков учащихся. Действующая программа предлагает критерии оценивания результатов
речевой деятельности, включая аудирование и чтение.
Определить направления деятельности учителя и учащихся по коррекции умений и навыков
помогают разнообразные формы контроля. Систематический контроль качества обучения
позволяет учителю своевременно оценить собственную систему работы, определить
эффективность предлагаемой методики, целесообразность применения приемов и
средств.