Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 5
ДУХ АБСОЛЮТА
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770-1831)
«Диалектический метод с... имманентный принцип и душа предмета»
Родился Гегель в Штутгарте, в семье состоятельного чиновника (чиновника). Гимназия, теологический институт с курса теологии, глубокая самообразование, в ходе которой любознательный юноша обрабатывает философские произведения античных мыслителей, особенно Платона, основательно штудирует И. Канта, затем работа домашним учителем, преподавателем Йєнського университета, впоследствии профессором Гейдельбергского университета - таков в главных чертах является жизненный Путь Г. Гегеля. Три года, начиная с 1818 года, Г. Гегель занимал должность профессора философии Берлинского университета.
До переезда в Берлин философский авторитет принесли Г. Гегелю такие труды, как «Феноменология духа» (1807 год), «Наука логики» (1812-1816 гг.), «Энциклопедия философских наук» (1817 год). Публично произнесенные слова «Прусское государство особо построена на разумных началах» настолько понравились Королю, что Г. Гегель был возведен в ранг официального философа Прусского правительства. Слава философа разошлась далеко за пределы Германии. Берлинский период творчества Г. Гегеля обозначен еще одним фундаментальным произведением - «Философией права» (1821 год». После смерти автора увидели свет гегелівські «Лекции по истории философии» (1833-1836 годы), «Философия истории» (1837 год), «Эстетика» (1836-1838 годы). Умер Г. Гегель случайно в расцвете своего философского гения. Азиатская холера 1831 года ко сила всех подряд, не выбирая жертв ни среди простонародья, ни среди выдающихся людей. Одной из них оказался великий философ.
Жизненный и творческий путь Г. Гегеля разворачивался на фоне и глубоко чувственном восприятии таких исторических событий, как штурм Бастилии, свержение монархии во Франции, казнь Людовика XVI и приход к власти якобинцев. В Общем Г. Гегель воспринимал и оценивал эти события восторженно. Возвышенно философ оценивал приход к власти и политическую деятельность Наполеона. Называя последнего «мировым духом», личностью, способной «повелевать и управлять миром», Г. Гегель считал Наполеона наследником и продолжателем дела Великой Французской революции, связывал с его именем, как возрождение Германии, так и активизацию жизненных устремлений всех европейских народов.
философия Г. Гегеля венчает дело, начатое И. Кантом и продолженную И. Фихте и Ф. Шеллингом: она предстает как завершенная система «абсолютного идеала» с диалектическим подходом практически ко всем явлениям объективной действительности, познания и мышления. Величайшим достижением гегелевской философии является диалектика. Разработанные Г. Гегелем принципы, законы, категории и элементы диалектического способа мышления является несомненным достоянием мировой философской культуры. То же самое можно сказать и про большинство его суждений, заключений, обоснований в таких областях философского знания, как онтология, гносеология, логика, феноменология, философия права, политика, религия, эстетика и т.д.
Г. Гегель создал систему «абсолютного идеализма» с диалектическим подходом к объяснению многих явлений объективной действительности, познания и мышления. «Абсолютная идея», по Гегелю, является объяснением сущности Бога. Она воплощается в Природу, общественную жизнь и сферу познания (мышления), приходит к самопознанию, завершая таким образом круг своего творческого саморазвития.
В «Науке логики» Гегель исследует категориальный каркас человеческого мышления. Здесь же он обосновывает принципы их взаимосвязи и перехода друг к другу: восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического, диалектическое отрицание, необходимость связи и др. Он выстраивает логику понятий, а вслед за ней - логику вещей.
Крупным является Г. Гегель и как социальный философ. И хотя ряд фундаментальных выводов и ориентаций его социальной концепции требуют радикального переосмысления согласно достояние современной мировой философской теории и опыта социальной практики, нельзя не признать главного: Г. Гегель первым в мировой философской практике теоретически воссоздал реальную архитектонику общественной жизни, определил фундаментальные факторы его динамики, создал универсально-диалектическую концепцию социального. Он первым теоретически описал общество как систему,которая развивается. Несмотря на то, что это развитие (как и само общество) Г. Гегель толковал не иначе, как развитие «абсолютной идеи», ему больше, чем любому другому мыслителю, удалось проникнуть в глубины и постичь сущность таинства социального, отразить его в логике понятий. Практически ни один из социальных философов последующих эпох не мог (и не в состоянии на сегодня!) «обойти Г. Гегеля», не высказать относительно его концепции того или иного суждения. Г. Гегель был и остается одной из величайших вершин социально-философского мышления. Попробуем взойти на эту вершину, постигнуть ее содержание с достижениями мировой философии XX века.
Центральным и опорным понятием философской системы Г. Гегеля с понятие «абсолютной идеи» как таковой, что существует независимо от человека и человечества, духовной субстанции, демиурга, творца мира в его становлении и деятельному саморазвитию. Социальное, как и естественное, в Г. Гегеля оказывается продуктом абсолютной идеи.
Общественная жизнь философ толкует как саморазвитие абсолютной идеи, которая, пользуясь своей «хитростью» («хитрость разума»), средствами человеческой деятельности, создает весь жизненный мир - духовный и предметный мир человеческой культуры.
Имеет ли гегелевская «абсолютная идея» рациональный смысл? В. Ленин, как известно, характеризовал ее как «теологическая выдумка идеалиста» и предлагал изъять эту идею по философии. Теоретические изыски последних лет требуют более взвешенного подхода к этому вопросу. «Абсолютная идея» отнюдь не является «выдумкой» Г. Гегеля. Она имеет глубокую и древнюю историю, ведь на протяжении тысячелетий ее осмысливали и переосмысливали как одну из возможных (наряду с материей или через противостояние ей) субстанційних основ бытия. Практически от Платона (через Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма, И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга) и к Г. Гегеля философы пытались постичь ее рационально-творческий, деятельный смысл. В гегелевской интерпретации этот смысл ближе подходит к реальности», дает возможность реконструировать ее в логике понятий. Изъяв из абсолютной идеи мистический и теологический сюжеты (которыми, кстати, переполнена ее гегелевская интерпретация), можно воссоздать действительную логику существования и развития мира. Без рационального истолкования «абсолютной идеи», то есть без осознания конструктивно-творческой сущности человеческой духовности, о воссоздании такой логики не может быть и речи.
Ошибка гегелевской социальной доктрины заключается не в том, что до объяснения таинства социального он привлек «абсолютную идею», а в том, что он преувеличил (и абсолютизировал) ее полномочия: единство мышления и бытия следует рассматривать не только через вечное бытие духа как первичной субстанции, о чем писал Г. Гегель, но и через деятельность, труд человека, практику. В труде - действительной субстанции социального - идеальное (духовное) и материальное (реальное) сосуществуют как элементы одного целого. Как справедливо отмечал М. Тарасенко, «в сфере естественно-исторической действительности «материальное» и «идеальное» сосуществуют на паритетных началах, как моменты процесса самоопределения человека и мира при посредничестве общественной практики» (Тарасенко Н.Ф. Методологические и методические основы обновления философского образования в высшей школе. - К., 1991. - Ч. 1. - С. 3).
Эвристическая сила гегелевской «абсолютной идеи» заключается в привлечении к объяснению социального конструктивно-творческой сушності (и функции) человеческой духовности. Философ исходил из того, что «социальное» является непосредственным продолжением «природного», что одними только «естественными» факторами (материальной субстанцией) охватить его таинство невозможно. Не менее основательно понимал он и ограничения, накладывает на «социум» истолкование последнего в категориях теологической традиции. Г. Гегель рассматривал социальное как результат «одухотворение» природного. «Одухотворение» не в смысле «обожание», а в смысле «очеловечивание», т.е. преобразования природы «духом» и «трудом» человека. Социально-творческую роль труда Г. Гегель воспроизвел оригинальным учением о «хитрость разума».
Мировой разум, подчеркивал философ, обнаруживает своеобразную хитрость: он «творит предметный мир» не напрямую, а через человека, труд. «Дух, - писал Г. Гегель, - присваивает себе предметный мир или, наоборот, вырабатывает свое понятие с самого себя, объективирует его и становится таким образом бытием; в этой предметности он осознает себя». Каждый человек при этом преследует свои частные интересы, цели и задачи, которые наталкиваются друг на друга, противоречат друг другу, подталкивают к деятельности в противоположных направлениях. «Хитрость разума» именно усталость и заключается, что, позволяя творить видимое произвола, она «заставляет» людей работать на общую идею: преследуя свои интересы, люди делают гораздо больше, чем задумывают, они реализуют закономерности истории. «Благодаря «хитрости разума», - подчеркивает И. Нарський, комментируя указанные мысли Г. Гегеля, - видимое произвола индивидов превращается в окончательном смысле на необходимость всемирно-исторического процесса, а вынужденность действий тех же самых индивидов - на свободную поступь мирового духа... Разум и свобода в истории все же побеждают» (История диалектики. Немецкая классическая философия. - М., 1978. - С. 307).
Глубина гегелівського постижения общественно-исторического бытия как результат активности «хитрого разума» (абсолютной идеи) заключается в его (бытия) понимании как продукта одухотворение (разумной) деятельности человека. «Действительность» истории, согласно Г. Гегелю, обеспечивает разумный, то есть одухотворенная, высоко-интеллектуально напряженная деятельность. И дело не в том, что она осуществляется в основном через не осознанную деятельность, страсти и недальновидные поступки конкретных индивидов. Главное, что она есть. Г. Гегель показал эту деятельность в виде «свободного развития мирового духа ». « Мировой разум », воплощаясь в предметные формы исторического бытия, предопределяет его «разумность», то есть «действительность». «Все разумное, - писал Г. Гегель, - является действительным, все действительное разумно». История, в его понимании, есть ничто иное, как надменный продвижение человека по ступеням прогресса в направлении к свободе. Путь к ней прокладывает труд, одухотворенная разумом.
Если снять с этих положений пелену гегелевской «абсолютной идеи» (как демиурга и творца всего сущего), исчезнет и та мистическая полоса, которая препятствует постижению истинного смысла гегелівського социально-философского учения. А оно глубокое и реалистичное. Как писал В. Ленин, с искоренением из него «боженьки» остается «чистый исторический материализм». Не абсолютизируя ленинской оценки Г. Гегеля, отметим, что она имеет смысл, хотя и нуждается в соответствующей интерпретации. Г.Гегель не только продолжил и обобщил, но и завершил начатое античными мыслителями, отшлифованное Г. Декартом, И. Кантом и И. Фихте понимание деятельной природы социального. Он показал, точнее, убедительно доказал, что действительно человеческая реальность является продуктом Разумного (одухотворенной) деятельности. По его мнению, ум является корнем и источником созидания истории. Все, что противоречит разуму, противоречит и действительно человеческой истории. Задачи философии в связи с этим, считал Г. Гегель, заключается в поисках разумных форм деятельности, общественных отношений, морали, общественной организации. Поискам этих форм Г. Гегель в целом и подчинял свою социально-философское творчество. Результат оказался замечательным: Г. Гегелю удалось проникнуть в деятельно духовную сущность социального, схватить ее в логике понятий, воспроизвести в теории. Величие Г. Гегеля как социального философа определяется тем, что он создал универсальную (диалектическую) концепцию социального.
Учение о общество является завершающей частью гегелевской философской системы. В Г. Гегеля оно получило название «философии духа». «Идея», согласно Г. Гегелю, отчуждает себя в природу, то есть переходит в свое инобытие, которое, в свою очередь, стремится вернуться в «родную стихию» и познать себя в адекватной форме. «Естественное» впоследствии переходит в «дух», что «выходит из природы», возвращается «к себе» из своего инобытие. «Социальное» является средством указанного «перехода - возврата» и одновременно результатом творческой деятельности духа, полем реализации его свободы, которая проявляется через самопознание. Последнее имеет три ступени: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Эти модификации духа воспроизводят различные подразделения и уровни организации социальной, особенности его функционирования и развития. «Философия духа» Г. Гегеля охватывает общественное бытие в целом, его архитектонику, взаимосвязи, историю, развитие.
В разделе «Субъективный дух» Г. Гегель излагает свое учение о человеке - дух в его «телесном обрамлении», то есть о душе. По мнению философа, душа человека является индивидуальным проявлением рода человеческого - рас, наций, народов, формирующихся в ходе «симпатичной участия» души в общем все жизни природы. Г. Гегель анализирует особенности душевного склада - национального характера - греков, римлян, германцев, итальянцев, французов, англичан, представителей других рас и народов мира. Индивидуальными качествами людей он считал природные за датки, темперамент, характер, философ анализировал возрастные и половые особенности человека. Смысл человеческой деятельности, по мнению Г. Гегеля, заключается в разумном, мудром отношении к миру. Если человек не хочет погибнуть, - писал Г. Гегель, - то она должна признать, что мир существует самостоятельно и является в главном завершенным... Взрослый человек совершает поэтому вполне разумно, отказываясь от плана полного преобразования мира и пытаясь осуществить свои личные цели, страсти и интересы только при непосредственном дотиканні к миру.
В своей жизни человек руководствуется сознанием - пониманием общего течения событий в природе и обществе. Для Г. Гегеля сознание является предметом особого внимания. Философ рассматривал следующие уровни сознания: 1) сознание вообще (непосредственное сознание, чувственная сознание - как то, что противостоит предмету, независимом от субъекта); 2) самосознание: 3) единство сознания и самосознания - разум. Эта часть теоретических рассуждений Г. Гегеля обозначена им как феноменология - наука о явлениях духа, о сознание и формы ее развития. Феноменология Г. Гегеля исследовала такие проблемы, как соотношение ощущений и восприятия, связь восприятий и глуздового мышления, взаимосвязь рассудка и разума, роль труда в развитии сознания и т.д.
Г. Гегель подчеркивает оригинальном связи сознания (психики) и тела (телесности) человека, рассматривает последнюю как целостную существо. В то же время он подчеркивает ведущую роль духовного, причем так, что личность - как непосредственный предмет психологии - заключительной части учения о «субъективный дух» - возникает у него в своей духовной сущности. Материально-физическую основу психики человека Г. Гегель игнорировал практически полностью.
Раздел «Объективный дух» философ полностью посвящает рассмотрению социально-исторической жизни человечества. Общую схему развития объективного духа Г. Гегель обрисовывает так: абстрактное право, мораль, нравственность, которая, в свою очередь, охватывает семью, гражданское общество и государство. Право, по мнению Г. Гегеля, является бытием свободы. Быть свободным, считал философ, означает осознавать границы и необходимость того, что человек делает. Следовательно, право упорядочивает волю конкретного человека, обеспечивает ее (свободы) проявление уже не как произвол, а как свободу. В свободной воле выявлении ума, упорядоченном правом и законами, Г. Гегель видел основу социальности как таковой; ее стержень он усматривал в свободе, субстанцией которой является частная собственность. «Лишь В собственности, - подчеркивал Г. Гегель, - личность выступает как разум». Философ внимательно анализировал отношения собственности, их исторические формы, проблему отчуждения и свободы, организации общественной жизни как своеобразной соглашения владельцев, каждый из которых признает другого как юридически равноправного.
Наряду с внешней организацией общественной жизни, механизмом которой является право, отмечал Г. Гегель, существует и так называемая внутренняя организация, механизмом которой является мораль.
Мораль, по мнению Г. Гегеля, является внутренней, субъективной убежденностью личности, ее главными категориями являются категории «добра» и «совести». Действуя согласно с совестью, человек совершает добро для себя и для других. При этом она не чурается чувств, наклонностей, интересов, а наоборот - учитывает их. Основой же морали являются не чувства, а разум. Для того, чтобы совершить нравственный поступок, человек должен познать обстоятельства, при которых она действует, познать объективную реальность и действовать в соответствии с миром и его законами. Через познание мира формируется объективная оценка добра и зла. Единство объективного и субъективного, согласно Г. Гегелю, является высшей ступенью развития объективного духа - нравственностью, которая проявляется в семье, гражданском обществе и государстве. Учение о указанные формовияви нравственности венчает гегелівське видение архитектоники социального. Завершающим аккордом социальной концепции Г. Гегеля, правда, является анализ форм общественного сознания. Однако именно через рассмотрение организационных основ семьи, гражданского общества и государства Г. Гегель вводит читателя в разветвленный контекст общественных отношений и институтов, формирует представление об обществе как органично содержательную систему.
Першоклітинкою социального, по мнению Г.Гегеля, есть семья - непосредственная субстанційність духа, получает свое определение благодаря «своей единства, которая ощущает себя», то есть любви. Кроме любви, семья основывается на таких принципах, как брак, совместная собственность и заботы о ней, воспитание детей. Именно с семьи, подчеркивает философ, берут истоки практически все социальные импульсы; в ней зарождаются социальные отношения и общение людей как личностей; семья предстает как социальная институция, где естественная половая определенность благодаря своей разумности получает интеллектуальное и моральное значение.
Вторым ступенью развития объективного духа, согласно Г. Гегелю, является гражданское общество - экономические отношения между людьми, которые осуществляются как реализация их разносторонних потребностей. В гражданском обществе каждый человек предстает как цель для самой себя, все остальные (для нее) - ничто. В то же время каждый осознает, что без соотношения с другими он не может достигнуть своих целей в полном объеме. Каждый для каждого в связи с этим предстает как средство для достижения своей цели. И когда, казалось бы, разнонаправленность потребностей и целей объективно подталкивает индивидов до столкновения, в действие вступает всеобщность (ума) - своеобразный почву для опосредствования, на котором находят свою свободу все единственности. Особенность, ограниченная всеобщность, делает вывод Г. Гегель, является единственной мерой, при помощи которой каждая особенность способствует собственному благу. Такой всезагальністю, согласно Г. Гегелю, является государство.
Интересные и плодотворные идеи высказывал Г. Гегель, рассматривая такие составляющие системы гражданского общества, как характер по треб человека и способ их удовлетворения, характер труда и сформированы трудом теоретическая и практическая культура, собственность (имущество) (Там же. - С. 456.) и общественные состояния (объединения граждан), осуществления правосудия и механизм функционирования законов и т.д. Особое внимание философ уделял рассмотрению корпораций, которые, наряду с семьей, по его мнению, составляют второе существенное морально корни государства.
Государство - третий, завершающий ступень развития объективного духа - Г. Гегель рассматривает как «действительность нравственной идеи», своеобразную «субстанциональную волю», что находит свое непосредственное существование в правах, а опосредованное существование - в самосознании конкретного человека, его знании и деятельности. Основой государства, согласно Г. Гегелю, является так называемый народный дух, что живет в гражданах, побуждает к образованию тех или иных государственных институтов, предопределяет характер их функционирования. Философ рассматривает архитектонику государственной власти (законодательную, правительственную, княжескую), анализирует способы организации власти и возможные злоупотребления ею, показывает роль бюрократии в функционировании всех государственных механизмов, обосновывает абсолютный суверенитет государства, высшей политической формой которой, по его мнению, является конституционная монархия.
Заключительным звеном гегелевской социальной концепции является учение о абсолютный дух - формы общественного сознания, главными среди которых является искусство (дух, «созерцающий себя в полной свободе»), религия (дух, «благоговейно представляет себя»), философия (дух, мыслящий свою сущность в понятиях и познает ее). Рассматривая эти формы в органической взаимосвязи и как последовательные ступени развития абсолютного духа, Г. Гегель констатирует, что на первом из них - в искусстве - дух же раскрывается В форме созерцания, на втором - в религии - в форме представления, на третьем - в философии - в форме понятия, философия, согласно Г. Гегелю, является высшей формой саморазвития абсолютного духа. На этой стадии дух достигает уровня абсолютного знания, постигает разумный смысл истории, предстает как духовная основа ее (истории) разумной завершенности.
Свое учение об искусстве Г. Гегель изложил в «Лекциях по эстетике»; религиозное сознание он анализировал в «Лекциях по философии религии»; абсолютный дух на самой высокой, то есть философской, стадии развития мыслитель рассматривал в «Лекциях по истории философии». Каждое подразделение гегелівського учение о формах саморазвития абсолютного духа является удивительно обсяговим, интересным по содержанию, противоречивым, чрезвычайно трудным для понимания и таким, что заслуживает специальный профессиональный рассмотрение. Такой возможности в нашем учебнике, конечно же, нет. Но, видимо, это и не нужно. Важно другое: понимание определенных Г. Гегелю форм общественного сознания как стадий самораскрытие духа - абсолютного основания и источники развития социальности. Учением о эти формы, через которые абсолютный дух достигает самопознания своей разумности, Г. Гегель завершает свою социальную концепцию. Завершив ход через природу, человека, общественные формы ее бытия и вернувшись к себе форм и общественного сознания, абсолютный дух закончил свою работу. Наступил конец истории. Далее, по мнению Г. Гегеля, умственные искать уже нечего: абсолютная форма организации социального уже достигнута, и она нашла свое воплощение в прусской монархии.
Последнее вызвало в буквальном смысле возмущение практически всех критиков гегелевской социальной концепции. Философа «величали» консерватором, утопистом, апологетом, тоталітаристом и другими обидными прозвищами. Г. Гегель, мим тем, не отвечая на эти выпады, оставался Большим. К его социального учения обращались все новые мыслители. И практически каждый из них находил в этом учении новые идеи и оригинальные повороты видение социального гениальным философом. Развитие социально-гуманитарных наук XX столетия дает возможность видеть в них в целом удачную попытку построения универсальной модели социального. Переосмысливая и компонуя собственным интеллектом социально-философские исследования предыдущих мыслителей. Г. Гегель выявил и обосновал принципиальные положения философского видения социального. К ним, в частности, относятся: 1) вопрос о источник, механизм и факторы возникновения социального как такового, что качественно отличается от всего природно-животного мира; 2) главные составляющие общественной жизни как социальной системы; 3) взаимосвязь между элементами системы, их место и роль в организационных структурах социального; 4) диалектика функционирования и исторического развития социального как органически целостной системы; 5) общечеловеческие устои общественного бытия и направления его прогресса. До Г. Гегеля эти вопросы рассматривали или же различные философы и без соответствующего взаимосвязи и взаимообусловленности, или же с наивно-натуралистических позиций. Г. Гегель первым среди мыслителей всех времен и народов дал системное видение социального как такового. Он построил универсальную модель социального, чем, собственно говоря, и обусловил главные направления исследования предмета в будущем.
Гегелевскую социально-философскую концепцию мы называем «в целом удачным», но отнюдь не идеальной, окончательной. Она содержит много нерешенных проблем, абстрактных положений, несуразностей и даже откровенно ложных суждений. Достаточно неопределенной, Г. Гегеля - учение об абсолютной идее как демиурга всего сущего. Нельзя с гегелівським пониманием роли народных масс как «слепой силы» общественного прогресса, а его оценкой места и роли немецкой нации (согласно Г. Гегелю, выразительницы духа нового мира ») в мировом сообществе, с гегелівським видением войны как вечного и необходимого для жизни общества явления и т.д. Отнюдь не согласуются с диалектикой Г.Гегеля его выводы о прусской монархии как о последний, высший этап развития человеческого общества, а также о собственную философию как о конце любого интеллектуального развития и окончательную истину.
Гегелевская социальная концепция является универсальной, но не самодостаточной. Последователи и сторонники Г. Гегеля, особенно (В. Бозанкет, Дж. Джснтіле, Бы. Кроче, П. Наторп, А. ГСожев и др.), пытались углубить и модернизировать его учение. Противники Великого философа, наоборот, стремились если не отрицать его вообще, то, по крайней мере, перевернуть с головы на ноги». Самыми известными среди этой когорты мыслителей были А. Шопенгауэр, Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс, В. Ленин, а также К. Поппер...
Согласно завещанию великого философа семья и друзья похоронили Г. Гегеля наряду с И Фихте...