Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 5
ДУХ АБСОЛЮТА
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
(1775-1854)
«Философия есть основа всего и занимает она все свои построения он распространяет на все потенции и предметы знания; только через нее можно достичь Наивысшего»
Шеллинг родился в небольшом городке Леонберг близ Штутгарта в семье диакона. Во время учебы в Тюбингенском теологическом институте обрабатывает главные произведения Платона и И. Канта, проявляет глубокий интерес к мифологии, морали, искусства. В 17 лет он защищает диссертацию магистра философии, в 23 года по протекции И. Гете получает должность профессора в Йєнському университете.
Стремительный взлет молодого философа сопровождают вполне зрелые и интересные философские труды. Знакомство с И. Фихте усиливает их философскую наснаженість. Захват Каролиной - женой известного романтика А. Шлегеля (которая впоследствии оставила своего первого мужа и стала женой Ф. Шеллинга) предоставляет его философском творчестве невиданного до этого динамизма и художественно-эстетической образности. Как отмечает Ф. Энгельс, труда Ф. Шеллинга этого периода широко открыли двери философствования, от них повеяло свежим дыханием природы. Однако «философскую систему» Ф. Шеллинг так и не создал. Его более чем шестидесятирічна творческая эволюция является противоречивой. Увлеченность И. Фихте чергувалась в Ф. Шеллинга с его критикой. То же самое касается и Бы. Спинозы. Мысли о философии природы переплетаются с размышлениями о познание, мораль, свободу, художественное творчество и эстетику. Возвеличивание разума и свободы граничит с апелляцией к Богу как конечной причины, Зачинщика, первоистока всего сущего.
Как социальный философ, Ф. Шеллинг нашему читателю неизвестен. Специальных исследований, посвященных этой части творческого наследия великого немецкого мыслителя, в нашей литературе нет. Если о И. Канта и И. Фихте (как социальных философов) за критической литературой еще можно составить определенное представление, то Ф. Шеллинг был и остается для нашей социальной философии persona grata, то есть личностью желанной и представительной, ученым, пользуется доверием, и в то же время философом, движение мысли которого нам еще предстоит постичь. Ознакомление с трудами Ф. Шеллинга - «Идеи философии природы» (1797 год), «О мировой душе» (1798 год), «Первый набросок системы философии природы» (1799 год), «Система трансцендентального идеализма» (1800 год), «Изложение моей системы философии» (1801 год), «Философские исследования о сущности человеческой свободы» (1809 год) и другими - дает возможность не только констатировать факт значительного внимания философа к социальной проблематике, но и утверждать то, что Ф. Шеллинг разработал гармоничную и оригинальную концепцию социально-исторического процесса (и прогресса), которая во многом предусматривала и опережала соответствующие теоретические построения большого Г. Гегеля.
Собственно говоря, это и не удивительно. Ф. Шеллинг и Г. Гегель были друзьями, практически одновременно, хотя и на разных курсах (Г. Гегель был старшим от Ф. Шеллинга почти на пять лет), учились в Тюбингенском университете, жили в одном интернате, дискутировали по поводу политики, восхищались Великой Французской революцией. Впоследствии, уже после окончания университета, друзья выдавали «Критический философский журнал». Статьи в нем печатались без подписи, поэтому обмен идеями, взглядами, оценками и определенными выводами был для философов обычным делом. Позже, правда, Ф. Шеллинг выразил возмущение по поводу того, что Г. Гегель похитил у него главные философские идеи, в частности, принцип тождества мышления и бытия.
Социально-философские размышления «распылены» по страницам практически каждого произведения. Последнее создает впечатление отсутствия у Ф. Шеллинга синтетического видения социального. Мин; тем, это не соответствует действительности. Философ выстроил оригинальную концепцию социального и, несмотря на изменение своих философских симпатий, оставался верным ее главным положением протяжении всей своей творческой жизни. Сущность этой концепции заключается в толковании исторического процесса как «прозрение абсолюта (абсолютной тождественного, то есть Бога), что воплощает в социальную действительность свой главный замысел - создание всеобще-правового устройства, достижения царства разума, морали и художественной гармонии человека с природой, так и человека с человеком. Наиболее Основательно и последовательно эта концепция развернутое. Ф. Шеллингом в четвертом (главном, как писал о нем сам автор) разделе «Системы трансцендентального идеализма» и в «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы».
Шеллінгіанська социально-философская концепция получила название «философии откровения». Основанием для этого является интерпретация Ф. Шеллингом истории как поля деятельности-творческого прозрения - Абсолюта. Независимо от направления эволюции своих философских взглядов и их предметности (натурфилософия, трансцендентальный идеализм, философия тождества, философия свободы, философия прозрение), историю Ф. Шеллинг всегда рассматривал как прозрение Абсолюта. При этом понятие Абсолюта мыслитель рихтував не только в стиле доглибинної теологической традиции, а и с учетом собственно философских учений Дж. Беркли о «единый духовный стержень» ,И. Канта о «продуктивную силу воображения», И. Фихте о самодеятельность «абсолютного Я». «Абсолютное» в Ф. Шеллинга встал в виде единства, абсолютного тождества субъективного (ума) и объективного (природы), сознательного и бессознательного, субъекта и объекта - необъятного умом деятельного первоистока. «Словно извечное солнце, что сияет в царстве духов немеркнучим светом, это вечное неосознанное, - писал о Абсолют философ, - никогда не становясь объектом, однако накладывает на все свободные действия отпечаток своей тождественности, является одновременно одним и тем же для всех интеллигенций, то невидимое корни, относительно которого все интеллигенции - это лишь потенции, вечный (стержень. -Авт.), что опосредует между субъективным в нас, которое само себя определяет, или созерцательным, одновременно - это основа закономерности в свободе и свободы в закономерности объективного» (Шеллинг Ф. В. И. Сочинения: В 2-х т. - М., 1987. - Т. 1. - С. 462).
Деятельность Абсолютного, подчеркивал Ф. Шеллинг, охватывает природу, человеческий разум и историю. При этом в каждой сфере деятельности Абсолютное преследует извечно присущую его умственные цель. В области истории такой целью является достижение идеала все общего правового устройства. «История, - размышлял Ф. Шеллинг, - не осуществляется ни с абсолютной закономерностью, ни с абсолютной свободой, но есть лишь там, где с бесконечными отклонениями реализует себя единственный идеал, причем так, что с ним совпадают если не отдельные черты, то весь образ (жизни. - Авт.) в целом» (Там же. - С. 452.)
Указанный идеал реализуется в истории единой коллективной волей (и) всего человеческого рода. Отдельному индивиду, писал Ф. Шеллинг, постижение идеала не по силам. В то же время коллективные усилия состоят из индивидуальной деятельности конкретных людей. Из этого следует, что каждый индивид должен начинать с того, на чем остановился его предшественник. Для того же, чтобы в истории не было перерыва, люди должны активно пользоваться разумом и свободой, чтить традиции и достижения предыдущих поколений.
Историю философ рассматривал как упорную, ничем не ограниченную игру свободы и одновременно как господство слепой необходимости. В этой «игре свободы, ход которой с история, царит слепая необходимость, объективно привносит в свободу то, чего свобода сама никогда бы не смогла достичь». Именно необходимость направляет деятельность конкретных индивидов - игру индивидуальных свобод - в единое историческое русло. Она же определяет конечную цель их деятельности. Любые произвольные действия могут нарушить величественную ходу необходимости. Сама же эта необходимость может быть постигнутая только через абсолютный синтез всех действий. В таком синтезе, согласно Ф. Шеллингом, любые действия находят для себя почву именно потому, что источник необходимости, то есть разума и свободы, находится в Абсолютном - единственному и конечному основы всего сущего.
Как уже отмечалось, идеалом истории, по мнению Ф. Шеллинга, является достижение всеобщего правового устройства - построение международной институции, своеобразной «государства государств», способной обеспечить гармоничные межгосударственные связи, международную согласие, соблюдение общих законов на всех уровнях международного общения. Такая ориентация, как считал философ, является гарантом гармоничности общечеловеческой истории и одновременно гарантом безопасности отдельных государств. Созданию «государства государств», писал
Ф. Шеллинг, предшествуют два необходимых условия: во-первых, все общее распространение принципов правового государства и одинаковой заинтересованности в сохранении строя всех государств; во-вторых, подчиненность всех государств едином (общем) закону. Для регуляции межгосударственных связей Ф. Шеллинг предлагал учредить общий ареопаг народов, должна формироваться из представителей всех культурных народов. Для избежания столкновений между государствами и народами, по мнению философа, можно применял и объединенную мощь государств, в силу их совместного влияния.
Направленность всемирной истории к идеалу Ф. Шеллинг рассматривал в измерениях прогресса. Сложность этого вопроса, подчеркивал философ, состоит в неопределенности критериев. Если такими критериями будут мораль, наука, техника или соответствующие фазы развития ума, то идею исторического прогресса доказать не возможно. История предстает как вечный круг оборот действий, постоянная повторяются. Ситуация меняется, если в качестве критерия прогресса истории рассматривать мере приближения тех или иных народов к идеалу правовой организации общественной жизни. Именно с правовой организации, по мнению Ф. Шеллинга, глубже и эффективнее реализует себя свобода. Свобода, которая не имеет правовых таран той, является неустойчивой. Она уподобляемым определенной паразитній растении. В условиях бесправия индивид никогда не может быть уверенным в реальности своей свободы. «Свобода должна быть гарантирована порядком, столь же явным и устойчивым, как законы природы». Уровень правовой организации общества (как условие для реализации свободы) и встает в связи с этим как характерный критерий прогресса, делает вывод Ф. Шеллинг.
Согласно им критерием философ періодизував общую историю на три относительно самостоятельные суток. В первом периоде истории хозяйничает лишь судьба, то есть слепая сила, что холодно и бессознательно разрушает все прекрасное и великое. Эту Ф сутки. Шеллинг назвал «трагической». На протяжении нее исчезают великие империи, культуры разрушаются, гибнут самые благородные представители человеческого рода, возвращение которых на землю остается для человечества общей извечной мечтой. Второй период исторической драмы характеризует реализация общего замысла природы. Он начинается, по мнению ученого, по установлению границ Римской империи, интеграции народов и государств в те или иные сообщества, ограничение руйнаційних тенденций и т.д. Третий период начинается с приходом Бога, с прозрения человека в соотношение свободы и необходимости. Место слепой судьбы или веление природы заступает провидения. Наступает эпоха реализации Абсолюта, то есть полной и абсолютной свободы. «Когда наступит этот период, - отмечал ф. Шеллинг, - мы сказать не можем. Однако когда он придет, тогда придет Бог»(Там же. - С. 466).
Место Ф. Шеллинга в истории социальной философии определить трудно. Мы лишь затронули анализ его концепции, которая еще ждет своего скрупулезного исследователя. Поэтому выскажем несколько предварительных замечаний. Общая шеллінгіанська идея достижения всеобщего правового устройства со стальными представительными руководящими органами являются, гениальной идеей и гуманистической. Источники происхождения этой идеи восходят к философии И. Канта, его концепции «вечного мира» и «всеобщей истории». И хотя Ф. Шеллинг на И. Канта в связи с этим нигде не ссылается, не увидеть созвучности этих взглядов двух философов на проблему перспективы истории просто невозможно.
Подчеркивая генетическую связь Ф. Шеллинга с И. Кантом, отметим, что в обосновании этой проблемы первый не просто повторил второго, но и пошел значительно дальше. Обобщив политический опыт XVIII - начала XIX века, Ф. Шеллинг четко определил главные пути и условия достижения международной зла веки в истории. Если у И. Канта «вечный мир» имеет несколько общий (абстрактный) характер, то идея «всеобщего правового устройства» Ф. Шеллинга вырисовывается как обогащенная фіхтеанським учением о праве. Достижения всеми государствами (или большинством государств) статуса «правового государства», пожалуй, и есть, как писал Ф. Шеллинг, самым эффективным (если не единственно возможным) средством гармонизации всемирной истории, обеспечения прочной международного согласия. История XX века в целом движется в этом направлении. Что касается шеллінгіанської тезисы о формировании «государства государств», то отметим - этой идеи история не подтвердила.
Скажем и о связи Ф. Шеллинга и Г. Гегелю. Философы жили в одно время, были свидетелями одних и тех же событий, имели общих философских кумиров, обдумывали одинаковые идеи. В области философской науки Ф. Шеллинг двигался быстро и бодро. Его проницательный ум мгновенно схватывал и высказывал идею, однако... не доводил ее до логического завершения. Г. Гегель же продвигался медленно и важно. Он долго зрел и молчал, но когда говорил, то говорил настолько обоснованно и солидно, что любую идею, независимо от того, когда и кем она была высказана раньше считали гегелівською. Большим в социально-философском плане Г. Гегель стал, обдумывая же самые сюжеты, в том же самом направлении, что и Ф. Шеллинг.
Там, где Г. Гегель выражал социальное суждение, противоположное шеллінгівському, он, как правило, опускал гуманистическую планку теории. И наоборот, там, где он шел уже проторенным путем, вивищував ее до уровня величайших философских произведений. Итак, Ф. Шеллинг, очевидно, имел право обвинить Г. Гегеля в «воровстве в философии», но в то же время такого права не имел. Ф. Шеллинг предстает как философ, который обеспечивает наследственную преемственность теоретических достижений Просвещения и И. Канта до нового - системного - уровня философствования. Г. Гегель вошел в историю социальной философии как его вершина: Ф. Шеллинг начал «строительство системы», Г. Гегель завершил его; Ф. Шеллинг подготовил весь необходимый материал для создания диалектической концепции социального, Г. Гегель создал ее. Несмотря на то, что оба философы рихтовали свои учения на основе «абсолютной идеи», в целом им удалось воссоздать реальную архитектонику социального, выявить источники социальной динамики, охватить таинство социального теоретическим разумом, отразить его в логике понятий. После Г. Гегеля в анализе социального, как и в философии вообще, казалось бы, делать нечего. Эта мысль, между тем, оказывается ложной. Как и к Г. Гегеля, теоретики продолжают поиски «философского камня» социального, открывают все глубинные пласты его таинства.