ВИШЕНСКИЙ Иван (ок. 1545/1550 - 1620) - рус. мыслитель, писатель, выдающийся представитель полемической лит. конца XVI - нач. XVII ст., род. в м. Судебная Вишня вблизи Львова. На нач. 90-х гг. переселился на Афон, принял монашество, жил в пещере - одиночке, поддерживал контакты с Львовским братством. Решительно выступал против Брестской унии 1595 г., которая расколола православную церковь и мирян на противников и сторонников унии.
В. - один из первых глубоко вдумчивых идеологов, который, отстаивая единство православия, тем же объективно защищал единство народа и террит. целостность Украины, понимая не только конфессиональные, но и полет, последствия церк. раскола.
До нашего времени сохранились 16 произведений В., из которых 10 были написаны против Брестской унии в 90-х гг. и вошли в упорядоченной им сборника "Книжка". Она не была напечатана, однако произведения распространялись в Украине в рукописях. Последний из них - "Позорище мысленное" написано ок. 1615 - 1616 г. Творческое наследие В. содержит богатый материал, который демонстрирует глубокое знание полемистом социальных процессов тогдашнего укр. общества. В своей полемике не ограничивался только конфессиональными вопросами, связанными с угрозой окатоличивания "христиан Малое Руси", поднимал социальные проблемы, критиковал социальную дифференциацию населения и особенно упрекал тем правителям и церк. иерархам, которые налогами, вымогательствами довели подданных до того, что те "чем бы наготу покрыти могли, не имеют". Выдвинул и обосновал концепцию социального равенства всех людей, независимо от их социального положения. В его творчестве представлены все основные элементы социальной структуры тогдашнего польськ. и укр. общества с их социальной иерархией - короли, канцлеры, гетманы, воеводы, каштеляни, старосты, судьи, военные, таможенники и др. представители высших слоев гос. - управленческой бюрократии, элементы конфессиональной структуры (папы, патриархи, архиепископы, епископы, архимандриты, кардиналы, попы, ксендзы, монахи, монахини и др.), различные слои городского и сельского населения (мещане, купцы, ремесленники, корчмари, кожевенники, седельники, сапожники, бесправные крестьяне - холопы и др.).
В вопросах защиты социального равенства людей И. выходит из христ. вероучения. Концепция равенства людей перед Богом не нова, она зародилась вместе с христианством во времена античного рабства. Однако И. придает этой идеи истор. конкретности, анализируя социальное неравенство в условиях конкретного истор. пространства и времени, сосредоточивает существующую несправедливую систему сусп. отношений в ее конкретных производственных, сусп., бытовых формах. Это делало критику понятной для каждого.
Был сторонником традиций первоначального христианства и византийского аскетизма, и его социальный идеал - ориентирован на простой, неприхотливый, смиренный образ жизни вроде первоначальной христианской общины. Человека рассматривал как существо духовное, если она способна преодолеть свои телесные страсти и потребности, входит через духовный контакт в общение с богом и благодаря этому превращается из «ветхого» на "новую". Такие установки обусловили не восприятие им идеологии Возрождения, античной ("языческой") культуры, светского образования. Исторически оправданными были его возражения против введения живой народной речи в церк. службу, осуждение народных традиций и др. Творчеству В. присуща высокая культура полемической мастерства, владение механизмами воздействия на массовую аудиторию, широкая палитра психол. и худ. средств воздействия. Не случайно И. Франко назвал его первым "южноруським публицистом в большом стиле".