Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ВОСПИТАНИЕ - процесс социокультурного становления и развития индивида, в ходе которого, в зависимости от направленности воздействия, осуществляется усвоение им социального опыта, знаний, образцов и норм поведения, ценностей культуры.

Воспитательная деятельность характеризуется своеобразием взаимоотношений субъекта и объекта воспитания: объектом воспитания является человек, который сам может выступать активным субъектом саморазвития. Поэтому акцентирование в В. на целенаправленности воздействия лишает человека личностной активизации, сознательно сужает возможности данного процесса и, к тому же, не всегда гарантирует ожидаемую эффективность, потому что сфера сознания человека, что подвергается воздействию, может быть связана с другими учредительными программами, отличными от тех, которые производит воспитатель (скажем, влияние окружающей социальной среды и др.).

И. само по себе не способно изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но, формируя человека, его отношение к тем или иным обстоятельствам, а также развивая ее потребности и способности, становится предпосылкой изменений, развития обстоятельств самим человеком. Наиболее существенным воспитательным принципом можно считать включенность индивида в объективные отношения ответственной зависимости, что предполагает осознание линии поведения, способной задавать позитивную направленность всем его действиям.

В. - важна форма взаимосвязи человека и общества. Приспосабливая человека к существующей системе сусп. отношений, В. становится необходимым компонентом функционирования и развития ее жизнедеятельности. Однако оно не является побуждением к любым видам деятельности. В. - это самоизменение человека, что совпадает с изменениями внешних обстоятельств. Воспитательный процесс можно характеризовать двумя концептуальными моментами: потребность человека быть личностью и ее способность быть личностью.

В. закладывает в человеке основы для ее самовоспитания, в процессе которого происходят не только ее самоопределение, самореализация, но и создание возможностей саморегуляции, самоуправления, направленных на выработку, укрепление и совершенствование тех или иных личностных качеств. Процессы И. и самовоспитания тесно взаимосвязаны между собой и создают единый путь формирования личности.