Урок 57
Тема. Анализ контрольной работы. Склонение прилагательных. Таблица склонения прилагательных в единственном числе
Цель: ознакомить детей со склонением прилагательных в единственном и множественном числе, учить определять падеж прилагательного, правильно выбирать окончание при склонении прилагательного в зависимости от конечного согласного основы; развивать умение сопоставлять языковые явления, делать выводы на основе наблюдений; воспитывать уважение к родной земле и языку.
ХОД УРОКА
I. Анализ контрольной работы
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Определите закономерность в каждой группе.
Земля - земли - земли - землю - землей - на земле.
Стол - стола - столу - стол - столом - на столе.
- Расскажите, что вы знаете о склонение существительных.
III. Объявление темы и цели урока
- Спрогнозируйте тему нашего урока, исходя из того, что мы сейчас изучаем тему «имя Прилагательное».
- Какие вопросы мы можем задать? (Или склоняются прилагательные? Если склоняются, то как? Как можно определить падеж прилагательного?)
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Самостоятельная поисковая деятельность (за упражнением 218)
- На какой из поставленных нами вопросов дает ответ это упражнение?
- Сделайте вывод. (Прилагательные, как и существительные, склоняются по тем же падежами, кроме кличної формы.)
2. Работа в группах (упражнение 219)
Сначала коллективно рассмотреть таблицы, выяснить принципы их заключения (склонение по родам в зависимости от принадлежности к мягкой или твердой группы, склонения во множественном числе).
Далее в группах проработать задание 2 (а, б), 3, 4.
Затем каждая группа рассказывает о результатах наблюдений. (Существительные мужского и среднего рода склоняются одинаково, кроме винительного падежа; женский род имеет окончание, отличные от окончаний прилагательных мужского и женского рода, и др.).
Результаты наблюдений можно зафиксировать на доске.
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Работа в парах (за упражнением 220)
- Давайте проверим свои наблюдения с помощью упражнения 229.
- Какие окончания прилагательных твердой группы в именительном падеже?
- А мягкая группа какие окончания имеет?
- Выберите из правила на с. 111 строки, которые подтверждают наши наблюдения.
- А что нового вы нашли в правиле?
- Как, по вашему мнению, можно определить падеж прилагательного?
2. Работа с таблицей
- Давайте на основе собственных наблюдений составим таблицу, которая нам пригодится во время выполнения следующего задания.
Прилагательные |
Группа |
Падежные окончания |
Н. в. |
Г. в. |
Д. в. |
С. в. |
О. в. |
М. в. |
твердая |
|
|
|
|
|
|
мягкая |
|
|
|
|
|
|
3. Самостоятельная работа по вариантам
Учитель предлагает учащимся самостоятельно выбрать 3 прилагательные с различными признаками и просклонять их, опираясь на составленную таблицу.
- Трудно ли было отменять?
- Что помогало в работе?
4. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VI. Итог урока
- Что нового вы сегодня открыли для себя?
- От чего зависит відмінкове окончания прилагательного в единственном числе? А в множественном числе?
VII. Домашнее задание
Правило на с. 111; упражнение 222.