Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 57

Тема. Анализ контрольной работы. Склонение прилагательных. Таблица склонения прилагательных в единственном числе

 

Цель: ознакомить детей со склонением прилагательных в единственном и множественном числе, учить определять падеж прилагательного, правильно выбирать окончание при склонении прилагательного в зависимости от конечного согласного основы; развивать умение сопоставлять языковые явления, делать выводы на основе наблюдений; воспитывать уважение к родной земле и языку.

ХОД УРОКА

I. Анализ контрольной работы

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Определите закономерность в каждой группе.

Земля - земли - земли - землю - землей - на земле.

Стол - стола - столу - стол - столом - на столе.

- Расскажите, что вы знаете о склонение существительных.

 

III. Объявление темы и цели урока

- Спрогнозируйте тему нашего урока, исходя из того, что мы сейчас изучаем тему «имя Прилагательное».

- Какие вопросы мы можем задать? (Или склоняются прилагательные? Если склоняются, то как? Как можно определить падеж прилагательного?)

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Самостоятельная поисковая деятельность (за упражнением 218)

- На какой из поставленных нами вопросов дает ответ это упражнение?

- Сделайте вывод. (Прилагательные, как и существительные, склоняются по тем же падежами, кроме кличної формы.)

2. Работа в группах (упражнение 219)

Сначала коллективно рассмотреть таблицы, выяснить принципы их заключения (склонение по родам в зависимости от принадлежности к мягкой или твердой группы, склонения во множественном числе).

Далее в группах проработать задание 2 (а, б), 3, 4.

Затем каждая группа рассказывает о результатах наблюдений. (Существительные мужского и среднего рода склоняются одинаково, кроме винительного падежа; женский род имеет окончание, отличные от окончаний прилагательных мужского и женского рода, и др.).

Результаты наблюдений можно зафиксировать на доске.

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Работа в парах (за упражнением 220)

- Давайте проверим свои наблюдения с помощью упражнения 229.

- Какие окончания прилагательных твердой группы в именительном падеже?

- А мягкая группа какие окончания имеет?

- Выберите из правила на с. 111 строки, которые подтверждают наши наблюдения.

- А что нового вы нашли в правиле?

- Как, по вашему мнению, можно определить падеж прилагательного?

2. Работа с таблицей

- Давайте на основе собственных наблюдений составим таблицу, которая нам пригодится во время выполнения следующего задания.

 

Прилагательные

Группа

Падежные окончания

Н. в.

Г. в.

Д. в.

С. в.

О. в.

М. в.

твердая

 

 

 

 

 

 

мягкая

 

 

 

 

 

 

 

3. Самостоятельная работа по вариантам

Учитель предлагает учащимся самостоятельно выбрать 3 прилагательные с различными признаками и просклонять их, опираясь на составленную таблицу.

- Трудно ли было отменять?

- Что помогало в работе?

4. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

VI. Итог урока

- Что нового вы сегодня открыли для себя?

- От чего зависит відмінкове окончания прилагательного в единственном числе? А в множественном числе?

 

VII. Домашнее задание

Правило на с. 111; упражнение 222.