Урок 58
Тема. Упражнения на определение падежа прилагательных в предложении за падеже существительного
Цель: продемонстрировать учащимся тесную морфологический связь прилагательного с существительным, учить определять падеж прилагательного в предложении с помощью відмінкової формы существительного; развивать языковые навыки, словарный запас учащихся; воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: карточки индивидуального опроса.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Работа с упражнением 222
2. Карточки индивидуального опроса
Карточка 1
Провідміняй существительные вместе с прилагательными. Выдели окончания прилагательных. Определи их род.
Ясный день, ясная улыбка, ясное небо.
Карточка 2
Провідміняй прилагательные вместе с существительными. Определи число и напишите окончания прилагательных.
Храбрые воины, мужественные бойцы.
Карточка 3
Спиши предложения. Обозначь окончания прилагательных с основой на твердый согласный. Определи падеж прилагательных.
Грамотный - зрячим и на все смышленый. Мудрым никто не родился, а научился. Ранний пар родит пшеничку, поздний - мет - личку. Дружественный стаде волк не страшен. С добрым дружись, а лихих берегись.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Вставьте окончания, определите падеж прилагательных.
Наклоняю дуб отвес___
среди пишн___ долины
виты дюж___ и отвес___
к красн___ калины.
(Б. Гринченко)
Предложить детям сверить с соседом результаты своей работы. Возможно возникновение противоречий при определении падежей прилагательных, особенно слов, крепкие, высокие. Если проблема не возникает, учитель сам создает ее.
- Как же нам решить эту проблему?
III. Объявление темы и цели урока
- Не всегда окончания прилагательных могут подсказать падеж. Значит, необходимо найти другой способ определения падежей прилагательных. Этим мы и будем заниматься сегодня на уроке.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Творческая работа (с доски)
- Определите падеж прилагательных и существительных в каждом столбике.
Плодородного (?) пронзительным (?) зимней (?)
ветром (?) поля (?) погодой (?)
- Попробуйте сочетать существительные с прилагательными таким образом, чтобы образовалось словосочетание. Определите главное слово в словосочетаниях.
- Что интересного заметили? (Падежи существительных и прилагательных совпадают.)
- А можно к существительному в творительном падеже присоединить прилагательное в родительном?
- О чем это свидетельствует?
- А как это может нам помочь при определении падежа прилагательного?
- Сверьте наши выводы с правилом на с. 113.
2. Минутка чистопису
Родина - это и наши песни.
- Сверьте свою работу с образцом на с. 113.
- Подчеркните буквосочетания, которые у вас получились не очень хорошо.
- Попробуйте их прописать каллиграфически (пять раз).
- Найдите подлежащее и сказуемое. Что интересного заметили? (Сказуемое выраженное существительным.) Определите падежи существительных.
- Распространите предложения прилагательными.
- Как вы думаете, в каком падеже стоят эти прилагательные? Почему?
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Самостоятельная работа по вариантам
I вариант - упражнение 223 (1, 2); II вариант - упражнение 224 (1, 2).
Задача 224 (3, 4) проработать коллективно.
2. Выборочный диктант
- Выберите из предложений и запиши словосочетания «существительное + прилагательное». Определите род, число и падеж прилагательных.
От искреннего слова мир радуется. На наклонное дерево и козы скачут. Кто чистую совесть имеет - спокойно спать ложится. Чужим добром не забагатієш. Доброму слову цены нет. В дырявом кувшине вода не удержится.
- Расскажите, как вы определяли падеж прилагательных.
- А что интересного заметили? (Совпадают еще род и число.)
3. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VI. Итог урока
Тест с самоперевіркою (с доски)
1. Падеж прилагательного зависит от:
а) окончания;
б) существительного, с которым он связан;
в) от конечного согласного основы.
2. Чтобы определить падеж имени прилагательного, надо:
а) посмотреть на окончания;
б) поставить вопрос;
в) определить падеж существительного, с которым он связан.
- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте.
- Обсудите результаты работы.
- Кто хочет обнародовать результат своей работы?
- Что мы научились делать сегодня на уроке?
VII. Домашнее задание
Правило на с. 113, упражнение 225, повторить словарные слова.