Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 58

Тема. Упражнения на определение падежа прилагательных в предложении за падеже существительного

 

Цель: продемонстрировать учащимся тесную морфологический связь прилагательного с существительным, учить определять падеж прилагательного в предложении с помощью відмінкової формы существительного; развивать языковые навыки, словарный запас учащихся; воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: карточки индивидуального опроса.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Работа с упражнением 222

2. Карточки индивидуального опроса

Карточка 1

Провідміняй существительные вместе с прилагательными. Выдели окончания прилагательных. Определи их род.

Ясный день, ясная улыбка, ясное небо.

Карточка 2

Провідміняй прилагательные вместе с существительными. Определи число и напишите окончания прилагательных.

Храбрые воины, мужественные бойцы.

Карточка 3

Спиши предложения. Обозначь окончания прилагательных с основой на твердый согласный. Определи падеж прилагательных.

Грамотный - зрячим и на все смышленый. Мудрым никто не родился, а научился. Ранний пар родит пшеничку, поздний - мет - личку. Дружественный стаде волк не страшен. С добрым дружись, а лихих берегись.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Вставьте окончания, определите падеж прилагательных.

Наклоняю дуб отвес___

среди пишн___ долины

виты дюж___ и отвес___

к красн___ калины.

(Б. Гринченко)

Предложить детям сверить с соседом результаты своей работы. Возможно возникновение противоречий при определении падежей прилагательных, особенно слов, крепкие, высокие. Если проблема не возникает, учитель сам создает ее.

- Как же нам решить эту проблему?

 

III. Объявление темы и цели урока

- Не всегда окончания прилагательных могут подсказать падеж. Значит, необходимо найти другой способ определения падежей прилагательных. Этим мы и будем заниматься сегодня на уроке.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Творческая работа (с доски)

- Определите падеж прилагательных и существительных в каждом столбике.

Плодородного (?) пронзительным (?) зимней (?)

ветром (?) поля (?) погодой (?)

- Попробуйте сочетать существительные с прилагательными таким образом, чтобы образовалось словосочетание. Определите главное слово в словосочетаниях.

- Что интересного заметили? (Падежи существительных и прилагательных совпадают.)

- А можно к существительному в творительном падеже присоединить прилагательное в родительном?

- О чем это свидетельствует?

- А как это может нам помочь при определении падежа прилагательного?

- Сверьте наши выводы с правилом на с. 113.

2. Минутка чистопису

Родина - это и наши песни.

- Сверьте свою работу с образцом на с. 113.

- Подчеркните буквосочетания, которые у вас получились не очень хорошо.

- Попробуйте их прописать каллиграфически (пять раз).

- Найдите подлежащее и сказуемое. Что интересного заметили? (Сказуемое выраженное существительным.) Определите падежи существительных.

- Распространите предложения прилагательными.

- Как вы думаете, в каком падеже стоят эти прилагательные? Почему?

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Самостоятельная работа по вариантам

I вариант - упражнение 223 (1, 2); II вариант - упражнение 224 (1, 2).

Задача 224 (3, 4) проработать коллективно.

2. Выборочный диктант

- Выберите из предложений и запиши словосочетания «существительное + прилагательное». Определите род, число и падеж прилагательных.

От искреннего слова мир радуется. На наклонное дерево и козы скачут. Кто чистую совесть имеет - спокойно спать ложится. Чужим добром не забагатієш. Доброму слову цены нет. В дырявом кувшине вода не удержится.

- Расскажите, как вы определяли падеж прилагательных.

- А что интересного заметили? (Совпадают еще род и число.)

3. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

VI. Итог урока

Тест с самоперевіркою (с доски)

1. Падеж прилагательного зависит от:

а) окончания;

б) существительного, с которым он связан;

в) от конечного согласного основы.

2. Чтобы определить падеж имени прилагательного, надо:

а) посмотреть на окончания;

б) поставить вопрос;

в) определить падеж существительного, с которым он связан.

- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте.

- Обсудите результаты работы.

- Кто хочет обнародовать результат своей работы?

- Что мы научились делать сегодня на уроке?

 

VII. Домашнее задание

Правило на с. 113, упражнение 225, повторить словарные слова.