Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 116

Тема. Тренировочные упражнения по орфографии

 

Цель:

· учебная: повторить и обобщить знания по орфографии, совершенствовать навыки выделять орфограми в словах; совершенствовать правописные навыки школьников, формировать ключевые компетентности: коммуникативную, личностную, творческую, познавательную;

· развивающая: развивать наблюдательность, внимание, творческое и логическое мышление, познавательный интерес к изучению родного языка, умение обобщать и систематизировать изученный материал, способности работать в творческих группах;

· воспитательная: воспитывать любовь и уважение к родному слову, к природе и традициям нашего народа.

Внутрішньопредметні связи: орфоэпия, фонетика, графика, лексикология, морфология, развитие связной речи.

Межпредметные связи: литература.

Оборудование: учебник, схема путешествия, предметные рисунки, кроссворд.

Тип урока: урок-путешествие (урок повторения).

Любите красоту своего языка,

Звучание слов и запах слов:

Это цветок нежная и прекрасная,

Любви родительских степей.

Т. Масенко

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

Слово учителя. Начнем мы сегодня урок из поэтических строк о украинский язык.

Такие поэтические строки уже в который раз напоминают нам, что, мы, украинцы, должны любить свой язык, уважать и, конечно же, знать. Совершенствовать знания, приобретать новых умений вы можете на уроках украинского языка. До желаемых результатов в обучении приведет лишь кропотливая, напряженная работа. Только ваше желание, настойчивость, сила воли дадут хорошие результаты.

Сегодня у нас итоговый урок по орфографии. Мы его проведем в форме путешествия по стране «Орфография», где вас будут чекатизустрічі с «героями» изученных орфограм, с «жителями» ваших словарей-справочников, будут «остановки-отдых».

А важно знать направление своего маршрута? Так давайте пересмотрим его. Поэтому отправимся в путешествие! Наша первая станция - «Эрудит».

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Станция «Эрудит»

Фронтальная работа. Метод «Микрофон»

· Что такое орфография?

· Что изучает орфография?

· Какие орфограми изучали в течение года? Приведите примеры.

· Какую помощь оказывает орфографический словарь?

Слово учителя. Молодцы, хорошо справились с заданием, и поэтому отправляемся на следующую станцию «Выборочная».

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Станция «Выборочная»

Самостоятельная работа

► О которой орфограму говорят рисунки?

 

 

► Спишите пословицы, раскрывая скобки. Докажите возможность вариантов.

1. Чтобы руки (и, и) охота, будет сделана работа. 2. Пчела мала, а (и, и) и работает. 3. (В, в)пертість (и, и) труд (в, в)се перетрут. 4. (В, в)се (в, в) работе, как вич (в, в) ярме. 5. (И, и) ночи не имеет, (в, в)это делает (и, и) делает. 6. Рыба (у, в) воде, а человек (в, в) труди. 7. Кто не работает (в, в) будни, поэтому (и, и) выходного нет. 8. Счастья (и, и) труд рядом живут.

Слово учителя. Преодолев первые препятствия, мы сразу же попали на следующую станцию, которая называется «Переводчик».

Станция «Переводчик»

Фронтальная работа

► Переложите украинском языке слова и сравните их написание в обоих языках.

Батальон, миллион, летчик, майор, вечернему, ерш, сегодня, ледниковый, лен, йод, четырех, серьезный, седьмой.

Двигаемся дальше. Следующая станция - «Рисуночная».

Станция «Кто быстрее»

Командная игра

Каждый ряд - отдельная команда. Доска разделена на 3 части:1-я колонка - слова с сочетанием ьо; 2-га - сообщением йо; 3-я - слова с апострофом. Дети по очереди выбегают к доске и записывают слова.

Слово учителя. Вы хорошо проявили свою ловкость, а сейчас я хочу увидеть ваше редакторское искусство на станции «Ты - редактор».

Станция «Ты - редактор»

Фронтальная работа

► Прослушайте текст. Дайте ответы на вопросы. Исправьте ошибки, допущенные автором, и запишите текст в тетради.

Своеобразным жиночимобирегом в Украине всегда был венчик. И ныне, как и в давнену с ранйогодетинства каждая дівченкавчится выплетать из разного зелья віночьки. Віночьок служил не только украшением головы дівчіни, он был знахарем души», ибо в нйому есть колдовская сила, щьо и боль снимает, и волосы биреже.

К віночька впліталося много разных цветов. Подавляющее большинство из них имеет лікувалнівластивосьті. Всего в украинском венке двенадцать цветков, и каждая из них является своеобразным лікарьом и обирегом (Г. Крущук).

1. Женским оберегом венчик был:

А в Украине;

Бы в России;

В в Белоруссии.

2. Девочка учится выплетать:

А из трав;

Бы из зелья;

В из цветов.

3. Венчик служил не только украшением головы девушки, он был:

А знахарем председателя;

Бы знахарем тела;

В знахарем души.

4. Всего в украинском венке:

А двадцать цветков;

Бы двенадцать цветков;

В десять цветков.

Станция «Отдых»

Физкультминутка

Станция «Диалогическое»

Работа в парах

► Разыграйте диалог «Для чего в языке есть апостроф?»

Станция «Копилка мудрых мыслей»

Индивидуальная работа

► Допишите пословицы. Подчеркните в них орфограми, обоснуйте правилами. Объясните их значение.

Вариант 1

1. Девичьи ... (слезы) - то весенний дождь. 2. Не говори - не умею, а говори ... (научусь).

Вариант 2

1. Доброе имя лучше ... (богатства). 2. Конь на четырех ногах и то ... (спотыкается).

Станция «Шифровальщик»

Фронтальная работа (устно)

► В каких группах согласных происходит упрощение?

Неделю - недели (ЖДН) - (ЖН); проезд - проездной (ЗДН) -(ЗН); честь - честный (СТН) - (СН); счастье - счастливый (СТЛ) - (СЛ); ремесло - ремесленник (СЛН) - (СН); солнце (ЛНЦ) - (НЦ); стекло (СТКЛ) - (СКЛ); сердечный - сердце (РДЦ) - (РЦ); горно - гончар (РНЧ) - (НЧ); город - городской (СТСК) - (СК); бряцать - брякнуть (ЗКН) - (ЗН); плюскати - плюснути (СКН) - (СН).

Станция «Распределительная»

Самостоятельная работа. Распределительный диктант

► Распределите слова в две колонки: 1) слова, в которых происходит чередование гласных; 2) чередование согласных. С одной парой составьте предложение. Назовите части речи, которыми выражены члены предложения. Поставьте к ним вопросы.

Печь - выпекать; лед - льдина; катить - катать; берег - побережье; нести - носить; клонити - кланяться; свекровь - свекрушин; мести - подметать; вечереет - вечер; брести - бродить; гнать - гонять; деру - задирать; воля - свободный; женщина - женин; нога - ноге; движение - в движении.

Станция «понимаешь Ли ты?»

Работа в группах

► Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции?

► Объясните написание префиксов. Запишите фразеологизмы и растолкуйте их содержание.

1-я группа

Пр. .кусити языка.

Впадать в ро..пач.

Сидеть, ..положить их руки.

..виватися вьюном.

2-я группа

Наши дороги расходятся.

Сердце не привязывается.

Серц..тискається.

П..р..ливати из пустого в порожнее.

3-я группа

Негде голову пр..клонить.

Ро..пустить языка.

Бучу .. колотить.

Слезами горю не..преодолевать.

Станция «Отгадай кроссворд»

 

 

1. Большое животное с гілчастими рогами и коротким хвостом. (Олень) 2. Художественный образ воплощен актером на сцене, в кинофильме. (Роль) 3. Фотоснимок. (Фотография) 4. То, чем обертывают что-нибудь. (Обертка) 5. Защищенное от ветра, волн, течений место возле морского берега, удобное для стоянки судов. (Гавань) 6. Сумка из кожи или другого материала, которую носят школьники с помощью заплечных ремней на спине. (Ранец) 7. Клеевые краски легко растворяются в воде. (Акварель) 8. Синоним к слову находится. (Содержится) 9. Мастерская для изготовления чего-либо. (Ателье)

Станция «Поэтическая»

► Прослушайте стихотворение. О каком чередование звуков идет речь? Приведите собственные примеры дежурство.

КАК ЧЕРЕДУЮТСЯ ГЛАСНЫЕ

В переливах слов мы рады

Оттенить здесь одно;

Там где и в закрытом складе,

В викритім - о и е.

В закрытом составе конь,

В открытом - коня.

Поразмысли над этим, прикинь -

Не поедем наугад.

В закрытом составе гость,

В открытом - жди гостя.

В закрытом составе шесть.

В открытом - шести.

На конец здесь пример дам:

Лебедь - лебедя; обед - обода,

Невод - сеть сапог - сапога...

А есть и исключение: хобот - хобот.

А и еще современнее: робот - работа.

Д. Белоус

Станция «Умник»

Фронтальная работа

► Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Отметьте орфограми. Объясните выбор написания.

Вспом..пруди, розпл..папы, отм..рати, підб..рати, вит..палачи, изм.. пруди, вх..пить, ск..читы, зач..пати, изм..сти, застр..лить, відб..ріть, подп..рати.

 

V. ИТОГ УРОКА

Следующая наша станция - «Итоговая».

Станция «Итоговая»

Вот мы и на окраине страны Орфографии. Конечно, не всех жителей мы посетили, потому что многих вы еще совсем не знаете. Новые орфограми будете изучать в последующих классах. Сегодня вы хорошо поработали. Благодаря своей настойчивости, усердия, вы усвоили много орфограм, а следовательно, повысили уровень грамотности. Просмотрите наш маршрут и еще раз вспомните, на какой станции и с какими орфограммами мы работали.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Станция «Поработаем дома»

► Выполните упражнение по учебнику.

► Подготовьте рассказ в научном стиле на тему: «Орфографія.Орфографічні правила».

► Придумайте собственную упражнение на одно из орфографических правил.