Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 115

Тема. Анализ диктанта. Изучены орфограми в значимых частях слова

 

Цель:

· обучающая: совершенствовать умение применять теоретические знания на практике; формировать орфографическую и пунктуаційну грамотность;

· развивающая: развивать речь, логическое мышление, умение анализировать языковые явления, обогащать словарный запас;

· воспитательная: воспитывать внимание к слову; бдительность, настойчивость в учебе.

Внутрішньопредметні связи: речи и стилистика, текст (риторический аспект), грамматика.

Межпредметные связи: художественная литература.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации.

Тип урока: урок анализа контрольной работы.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Как сделать день веселым?

Улыбнись всем вокруг:

Небу, солнцу, цветам, людям.

И тогда обязательно

День тебе -

Веселым будет!

Поэтому начнем день с улыбки.

 

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Общая характеристика выполненных контрольных работ, статистические данные о качестве и успешности.

 

III. БЕСЕДА О ХАРАКТЕРЕ НЕДОСТАТКОВ И ОШИБОК

Анализ выполненных работ в соответствии с классификацией ошибок. Определение типичных ошибок, орфографический и пунктуационный комментарий учителя по тексту написанного диктанта.

 

IV. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Словарный диктант (по тексту диктанта)

► Отметьте орфограми, на которые вы чаще всего делали ошибки в диктанте. Объясните написание слов, подберите собственные примеры на каждый вид орфограми.

Земля, весна, лежать, прислушиваться, вздохи, ежегодно, веселая, маленький, сломя голову, высь, здравствуй, прилетел.

Индивидуальная работа

► Заполните таблицу согласно сделанных ошибок.

Слово, предложение, в котором есть ошибка

Орфограма, пунктограма

Примеры

 

 

 

 

Исследования-конструирование

► Образуйте прилагательные, подчеркните орфограму.

Честь, солнце, радость, шестнадцать, счастье, скорость, проезд.

Распределительный диктант

► Распределите слова в соответствии с их правописания в колонки таблицы.

Пре-

При-

При-

 

 

 

 

Приток, презлий, прелютий, приднепровский, прибить, приусадебный, прозвище, завалинка, прекрасный, подзабытый, пропасть, прехитрий, фамилия, пребагатий, прещасливий.

Лингвистическая арифметика

► В какой строке одинаковое количество букв и звуков? Ответ обоснуйте. Подчеркните орфограми в словах. Сравните произношение и правописание слов.

1. Борщ, казацкий, борьба, воля. 2. Двор, подсолнечник, мяч, зелень. 3. Качество, маячит, искренность, память.

Работа у доски

► Запишите слова, обозначьте орфограми, обоснуйте свой выбор написания. Три слова запишите фонетической транскрипции.

Защита, обрабатывать, пращур, косолапый, великан, вздрогнули, караулить, водопады, придавленный, лемех, пятидесятый, утренний, связь, мягкий, соловьи, интервью, бьется, оливье.

Объяснительный диктант

► Объясните написание выделенных слов.

МЕДВЕДЬ-ГОРА

Южный берег Крыма когда-то был покрыт густым лесом, где обитали люди. Тяжело им велось среди дикой природы. На кожномукроці подстерегала опасность. Народ постоянно молил Бога защитить его. Проходили годы. Люди расчищали лес, обрабатывали землю. Отступили чащи, покорились горы, море стало нежнее. Почувствовали тогда наши предки свою силу и поняли, что не от Бога зависит их судьба. Прекратили тогда молиться и обращаться за помощью.

Разгневался Всевышний. Полетел на Север, где лежал Большой Медведь, скованный льдом и цепями. Разорвал Бог тяжелые путы: велел великану наказать непослушных.

Обрадовался тот освобождению и поплыл морями и океанами. В том месте, где лежало поселок Форос, косолапый вышел на берег. Он был большой и страшный, словно необъятная грозная гора. Густая шерсть похожа на дремучий лес. Морская вода сбегала по телу водопадами.

Зевнул Медведь так, что горы содрогнулись, и сполз к морю напиться воды. Опустился на колени и стал долго и жадно пить. Увидел Бог, что великан его не слушается, и молвил:

- Оставайся здесь навечно!

Большой Медведь стал Медведь-горой. Только море продолжало бурлить, словно наполняя его водой.

Творческая работа «Ты - корректор»

► Запишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограми и пунктограми. Продолжите сюжетную линию текста, используя образные выражения.

Кажут.. почти у всех народов является питомцев..ни растения - символы. Для украинцев растительными символами являются не тел..ки верба и калина а и много других. Д..р..ресниц например с..мволізує непокорность. Символом же..добычу считаетесь барвинок.

 

V. ИТОГ УРОКА

· Какие задания были сложными? Почему?

· 3 какими заданиями справились легко?

· Проанализируйте учебные достижения за урок.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ)

► Выполните упражнение по учебнику.

► Составьте опорный конспект по учебнику «Орфографические правила в 5 классе».

► Подготовьте перечень вопросов «Сложные случаи орфографии».

► Подберите текст о народные символы, подчеркните в нем орфограми.