СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СТИЛИСТИКИ
Урок № 57
СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ОКРАСКИ ЗНАЧИМЫХ ЧАСТЕЙ СЛОВА: ПРИСТАВОК И СУФФИКСОВ
Цель: раскрыть стилистические возможности префиксов и суффиксов; формировать навыки стилистически целесообразно использовать значимые части слова; развивать гибкость в использовании языковых единиц; воспитывать бережное отношение к слову.
Внутрішньопредметні связи:
Строение слова и стилистика: в рамках темы урока.
Лексика: значение слов.
Морфология: части речи.
Орфография: правописание префиксов и суффиксов.
Синтаксис: словосочетание, предложение, текст.
Культура речи: точность, богатство и выразительность речи.
Межпредметные связи: литература, русский язык.
Тип урока: углубление и усвоение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока
III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков
► Выразительно прочитайте крылатые выражения. Как вы понимаете их смысл? Объясните знаки препинания. В выделенных словах выделите префиксы и суффиксы и объясните их значение и правописание.
1. Кто берет - все тот тратит, кто дает - все приобрел (Ш. Руставели). 2. Умей отгадать, где надо проявить Любовь, а где - справедливость, это - великая мудрость (И. И. Огиенко).
IV. Углубление и расширение знаний, умений и навыков и усвоения нового материала
Материал для учителя. Словообразование как созидание новых слов и стилистическое значение. Так, суффиксы-е, -добычу придают словам в основном книжного окраски (становление, забвение), а также старославянские суффиксы-ств(о), ото(о), -цтв(о) и-ый (человечество, посредничество, действительность) и греко-латинского происхождения-изм (изм, -їзм) - историзм, архаизм, украинизм).
Слова с суффиксами здрібнілості-ласковости и огрубленности-збільшеності чаще употребляются в разговорном и художественном стилях (ровненький, теплісінький; лапищі, хищница).
Эмоционально насыщенными являются и слова, образованные без суффиксов (высь, лазурь).
Стилистические возможности префиксов уступают перед суффиксами. Оттенок торжественности придают устаревшие приставки па-, пра-, уз- (опушка, изморозь, прародина), книжный характер обеспечивают заимствованные префиксы анти-, архи-, экстра-, контр-, псевдо-, ультра - и подобные (антитела, псевдонародність, контраргументы, ультразвуковой).
Стилистические возможности имеют и другие способы словообразования - основоскладання (самоанализ, языкознание книжный характер); словоскладання (царь - жаворонок - художественный стиль, киловатт-час - научный стиль).
V. Формирование практических умений и навыков
► Прочитайте текст. Выпишите выделенные слова, выделите в них суффиксы и определите, какого стилистического окраску они Придают словам и текста.
Переводил Лукаш всего с немецкого, французского, английского, итальянского, испанского, польского, венгерского. Просматривая эти примеры, можно убедиться, что универсальность переводческого труда Лукаша, широта ее диапазона характеризуется не только количеством языков, а также и тематическим разнообразием.
Я имел в виду разнообразие речевых стилей, манер, интонаций. Читая Бернсові песни в Лукашевих переводах, приходишь к убеждению, что народно лирика - настоящая стихия Лукаша, человека, одаренного музыкально, знатока и энтузиаста народной песни.
Но берешь в руки патетического Гюго, склонного не столько к слову, как к возвышенной декламации, и вспоминаешь, что Лукаш - театральная человек, ораторское театральность и напушистість - это же его стихия и что кое в чем эти черты и совпадают (Г. Кочур).
► Выразительно прочитайте текст. К какому стилю он относится? Как этому способствуют суффиксы в выделенных словах? Приведите с этими суффиксами свои примеры и запишите их, выделите суффиксы.
Зорять все на бабушку, то надеются. Побідкалась старушка, стала жалеть детей.
- Хорошие, милые детишки...- а гостинчика нет, ласточки, - не купила.- Начала гладить по головке мальчика.
Мальчик приплющив глаза и радостно засмеялся.
- И его!- показал он ручкой на меншенького, что недавно научился ходить и с трудом стоял на тоненьких, как струйки, ноженятах (С. Васильченко).
► Перепишите предложения. Объясните в них знаки препинания. Какого оттенка придают суффиксы в выделенных словах?
1. С которого ты сада, чудовая роже? Тебя и морозище зв'янити не может! (А. Крымский). 2. Коньки, лошади, чего вы достойны? Ты до коняги пределах похожего танка воды давления был не в шутке (А. Малышко). 3. По узкому дов железному насыпи дамбы несколькими рядами растянулась человеческая стена (Я. Ваш). 4. А наш Рябко, говорю, все спатки не вкладывался (П. Гулак-Артемовский). 5. Мария, Мечтает, Мрієчко моя, Моя Марієчко тревожная, Твоим горьким, как мир, именем Мне звучит каждая минута (Г. Винграновский).
► Прочитайте предложение. Назовите приставки в выделенных словах.
Каким стилистическим окраской они характеризуются?
Образуйте с ними и подобными приставками другие слова, составьте с ними предложения и запишите.
1. Ветер и павітер дует там в вышине, обрывая белое ветви цветущих вишен (Ю. Яновский). 2. Изморозь роскошным кружевом покрыла неподвижные деревья (Г. Стельмах). 3. Высоко на Днепровских кручах над древней рекой поднимается. Канев, и гордый Славутич у его подножия катит и катит свои серебряно-синие волны (3 газеты). 4. Погода в антициклонах бывает малооблачная, сухая; на равнинах она жаркая летом и холодная зимой (3 журнала).
► Перепишите предложения. Подчеркните префиксы, которые выполняют стилистические функции; определите, какие именно.
1. Пронесся ветер над гремучим крышей, застукотів, задребезжал, затих.. (Г. Бажан). 2. Роздзюрчалося вокруг, Распелась весна, стали ивы в дружное круг, И пошла прудом луна (И. Муратов). 3. Отгремело грозой, відблискало, разлилось в горячее лучей. И над седыми обелисками поднялось Молодое поколение (А. Малышко). 4. Народ - как искатель золота, он выбирает, сохраняет и несет, ища течение многих веков, только самое ценное, самое гениальное (3 газеты).
VI. Систематизация и обобщение усвоенного материала
► Какую стилистическую роль моясуть выполнять суффиксы и префиксы?
Приведите примеры.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
► Напишите мини-сочинение или отдельные 6-7 предложений, используя слова с приставками и суффиксами, стилистически окрашенными.