ТЕКСТ. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА
УРОК № 55
Тема. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи
Цель: повторить изученное о тексте, стилях и типах речи, на основе обобщения дать понятие о стилистике как лингвистической науке, расширить и систематизировать представления учащихся о функциональных стилях литературного языка; развивать умения и навыки слушать и выразительно читать тексты различных стилей, различать тексты разных стилей и типов речи, создавать тексты различных стилей речи в зависимости от сферы употребления и коммуникативной задачи; совершенствовать устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать и делать выводы; воспитывать культуру речи.
Оборудование: тексты различных стилей.
ХОД УРОКА
Нужные слова в нужном месте — вот подлинное определение стиля.
Д. Свифт
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Стилистика — сложная и тонкая область знания, стоящая на грани науки и искусства. Она требует не только знаний, но и чутья. Зачастую ее рецепты, годящиеся для одного стиля речи, неприменимы для другого.
Мысли можно выразить и изложить по-разному. Все зависит от того, для кого и с какой целью мы говорим или пишем. Много языков внутри одного языка, или скажем мягче, много разных языковых сфер. Язык технической и научной документации. Язык судопроизводства и судебных протоколов. Язык газетной информации. Язык ученых докладов, популярных лекций, застольных речей, отчетных докладов, проповедей... Язык, которым мы пишем заявление о предоставлении жилплощади, и язык, на котором пишем сонет.
Нелепо выглядела бы фраза в инструкции: «Придя на свое тепленькое местечко и усевшись на свой засаленный стулишко, вахтер обязан сверкнуть глазами во все стороны...» Точно также нелепо выглядела бы фраза в интимном письме: «Нижеследующим уведомляю гражданку Сидорову, что вот уже вторую неделю я испытываю любовное томление...» Но жизнь сложнее наших схем. В жизни обособленные языковые сферы соприкасаются, пересекают одна другую и частично смешиваются. Это смешение происходит по той простой причине, что услугами языка пользуются живые люди, которые не столь уж строго разделены на специальные группы. Докладчик на собрании через полчаса будет произносить тост на дружеской пирушке, громовержец-прокурор вечером превратится в папашу-воспитателя, ученый, только что писавший статью о нуклеиновых кислотах, будет разговаривать с женой о воскресной загородной прогулке.
Всему свое место. То, что не годится в быту, в живой речи, вполне уместно в научной работе, в официальной бумаге. И наоборот, многие элементы разговорной речи не могут быть использованы в научном и деловом стилях.
3. Беседа с учащимися.
1) Каковы основные признаки текста?
2) Какие вы знаете типы речи? (Описание, повествование, рассуждение.)
3) На какой главный вопрос дается ответ в высказываниях, представляющих собой описание, повествование, рассуждение?
4) Что такое стиль?
5) Где мы встречаем этот термин? (Термин «стиль» встречаем в разных науках: в языкознании («стиль языка» и «речи»), в литературоведении («стиль художественного произведения»), в искусствоведении («стиль как направление в искусстве: барокко, готика»). Мы используем это слово в повседневной жизни: «стиль работы», «стиль руководства», «стиль воспитания», «плавать вольным стилем», «это не мой стиль».)
6) Что вам известно о происхождении этого слова? (Слово «стиль» происходит от латинского «stilus» — так называлась палочка с заостренным концом для письма на навощенных дощечках. Отсюда и произошло интересующее нас значение. Стиль — манера письма, способ изложения мысли.)
4. Сообщение учащегося по теме «Стилистика как лингвистическая наука».
Образное определение понятия «стиль речи» дал Л. Н. Толстой: «Слово стиль происходит от названия иглы, или стилета, которым в древности писали на восковых дощечках. Стилетом называется также кинжал. В понятие “стиль” заключено острое, проникающее. Давно уже сказано, что стиль — эта та единственная форма фразы, в которую укладывается данная мысль».
Стилистика — раздел языкознания. Это наука, регламентирующая нормы и способы использования средств общенародного языка для выражения мыслей и понятий. Эти нормы не являются застывшими, выработанными раз и навсегда. Общенародный русский язык развивался сотни лет. Каждое поколение в какой-то мере влияло на изменение норм и способов употребления слов и построения предложений. Изучить все нормы — значит изучить лучшие литературные произведения со стороны стилистической.
Стилистика призвана углубить знания человека о языке, раскрыть его богатство, его способность выражать различные мысли и чувства, передавать их тончайшие оттенки. Эта наука учит пользоваться разнообразными языковыми средствами в зависимости от целей и задач высказывания, от условий общения.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Работа в малых группах.
1) Объединение учащихся в группы (по цветным карточкам: желтые, зеленые, красные).
2) Распределение ролей во время работы в группах (спикер, секретарь, посредник, докладчик).
3) Правила работы в группах (ученики называют, учитель записывает на доске).
• Вспомните, что вы знаете об изученных вами стилях речи. Заполните таблицу так, чтобы можно было использовать ее информацию в рассказе на тему «Функциональные стили русской речи» (план рассказа составьте и запишите). Употребите для работы над таблицей материал, данный в разделе «Для справок», дополнив его собственными сведениями.
Названия стилей речи |
Сфера жизни и деятельности людей |
Основная функция |
Стилевые черты |
Жанры высказываний |
|
|
|
|
|
Для справок.
Сфера жизни и деятельности людей: искусство слова, политика, официальные отношения, быт, наука и техника, право, общественная жизнь.
Стилевые черты: образность, эмоциональность, научность, строгая последовательность, логичность, достоверность, фактографичность, экспрессивность, следование образцам, документальность.
Основная функция: пропаганда, общение, сообщение (информация), предписание, агитация, эстетическое и эмоциональное воздействие, регуляция отношений и поведения людей.
Жанры высказываний: инструкция, рассказ, очерк, договор, телеграмма, расписка, басня, роман, научная статья, доклад, протокол, коммюнике, выступление по радио, по телевидению, письмо к близкому человеку, дружеское послание, учебная литература, фельетон, законы, диалог на бытовую тему.
• Подумайте, какой стиль вы бы избрали и почему, чтобы составить высказывания, в которых бы:
1) предлагали читателям советы быстрого чтения;
2) обосновывали необходимость регулярного целенаправленного чтения для духовного развития личности;
3) убеждали в преимуществе чтения перед другими источниками информации;
4) рассказывали о случае из вашей жизни, связанном с интересной книгой;
5) готовились побеседовать с одноклассником о содержании и возможности приобрести один из популярных приключенческих романов.
• Составьте высказывание, запишите его в тетрадь. (Учитель определяет, какая группа над каким высказыванием будет работать.)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Обсуждение работ, выбор наиболее удачных.
2. Оценивание работ групп и учащихся.
3. Ролевая игра «Микрофон».
Сегодня на уроке я повторил(а)...
Узнал(а)...
На уроке я научился(лась)..., понял(а)...
Я хотел(а) бы еще узнать о...
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Подготовить сообщение «Основные особенности стилей речи».
2. Выписать тексты, принадлежащие к разным типам, стилям речи. Сделать стилистический анализ текста по плану:
1) Какова тема высказывания?
2) Какова его основная мысль?
3) Что представляет собой лексика текста: слова какого стиля преобладают? Есть ли просторечные слова и выражения?
4) Чем отличается синтаксис высказывания: предложения простые или сложные, осложненные или нет, есть ли восклицательные, вопросительные предложения? Для чего используются тире и многоточие? Есть ли частицы, вводные слова?
5) Какой характер носит это высказывание?
6) Какова основная функция данного текста?
7) В каком стиле создано высказывание?