РОДНОЙ КРАЙ
Урок 57
Тема. Домашние животные родного края
Цель: ознакомить учащихся с домашними животными родного края; раскрыть ценность животных для человека; рассказать, что люди получают от животных; способствовать формированию у учащихся потребности к познанию мира; расширять их познавательный опыт; воспитывать бережное отношение к животным.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
►► Работа над загадками
• В воде купалась,
А сухой осталась. (Утка)
• Голодная - мычит, сытая - жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
• Дважды родился, в школе не учился,
А время знает. (Петух)
• Серое, белое, пушистое,
Похоже на зайчика. (Кролик)
• Хвост крючком,
Нос пятачком. (Свинья)
• С рогами, а не бык,
Доят, а не корова. (Коза)
• Кругом бочки
Бегают клубочки. (Цыплята и наседка)
- Как назвать отгадки общим названием?
- Сегодня мы будем говорить о животных, которые живут рядом с нами: кошек, собак и о других также.
III. Изучение нового материала
1. Беседа о домашних животных
- О ком идет речь?
• И малая, и кудрявая
И тихая и ласковая.
Имеет брата барашка.
Называется... (овца).
- А если животное мужского пола, то как ее назвать? (Баран)
• Я красивый, я ігривий
Как бегу, то вьется грива.
Хвост у меня длинный-длинный
Хвост у меня, как шелковый. (Конь)
Учитель. Если животное мужского пола, то это конь, жеребец, а если женского - кобыла.
- Рассмотрите рисунки. Какая шерсть у овцы, а какая шерсть у коня? (У лошади короткая шерсть, длинная шерсть у овцы.)
- Как вы считаете, где живут эти животные? (У людей, в сарае, в деревне)
- Правильно сказать - овцы живут в овчарне, а лошади на конюшне.
Животных ухаживают люди. Как называется человек, который ухаживает овец?
- Человека, который ухаживает за овцами, называют пастухом, или вівчаром, а человека, который ухаживает лошадей, называют конюхом.
Каждое животное умеет «разговаривать». Что делает лошадь? (Ржет)
- А как «разговаривает» овца? (Мычит)
- Овцы - очень полезные животные, они дают нам шерсть, из которой потом изготавливают разные вещи. Как назвать действие, когда человек снимает шерсть у овцы? С помощью чего она это делает?
Учитель показывает рисунок. (Люди стригут овец ножницами)
2. Рассказ о роли животных в жизни человека
►► Работа с рисунками
- Расскажите по рисункам о роли животных в жизни человека.
- Какие животные дают нам:
• пищу;
• одежда;
• обувь;
• предметы быта?
- Какие животные работают вместе с человеком?
Вывод. Животные необходимы человеку для существования. Они дают необходимые ей продукты питания (мясо, молоко, яйца, мед); шерсть и шелк для производства тканей; мех для пошива одежды, кожу для обуви; лекарства, которыми лечат различные болезни человека (змеиный и пчелиный яд, мед, барсучий жир).
Животные - это помощники человека в тяжелой работе (кони, ослы, верблюды); это отличное настроение, когда вы слышите пение соловья наблюдаете в лесу за белкой, которая ловко прыгает с ветки на ветку и с любопытством смотрит на вас.
3. Работа с рисунками домашних животных
Дети рассматривают рисунки, называют домашних животных. Рассказывают, что человек получает от животных.
- Что дает корова?
- Что дает овца?
- Что дает свинья?
- Что дает гусь?
- Что дает курица?
- Что дают цыплята и петух?
- Из чего сделаны кроссовки?
- Из чего сделан свитер?
- Из чего сделана ткань?
- Из чего сделаны перчатки и носки?
- Из чего сделаны портфель, кошелек и сумка?
- Из чего сделан сыр?
- Из чего сделана колбаса?
- Из чего сделаны консервы?
Польза от овец: мясо овцы вкусное и питательное, из молока изготавливают сыр, брынзу, масло; из шерсти изготавливают ткань и шьют одежду, кожу обрабатывают и используют для изготовления одежды и обуви.
Польза от лошади: люди употребляют в пищу мясо (конину), молоко, но не в натуральном виде, а готовят из него молочнокислый продукт - кумыс с приятным вкусом и лечебными свойствами, витаминами A, B, C.
Пользу от поросенка: мясо, сало, кровь - используют в пищу; обработанную кожу в промышленности - для одежды, обуви.
Польза от коровы: молоко, молочные продукты богаты на кальций, без которого не возможно представить наш организм, рост и прочность наших костей; мясо используют в пищу, а кожу для пошива обуви.
Домашние куры: вкусные и питательные, полезные для здоровья продукты - мясо и яйца (витамин D способствует правильному формированию скелета, профилактике рахита).
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Игра «Накорми животное» (работа по рисункам)
- Придумайте и напишите клички этим животным. Чем вы их накормите? Покажите стрелками.
2. Работа в группах
- Опишите любое домашнее животное. Какую пользу она дает человеку?
3. Работа над загадками
• Кто из воды выходит сухим? (акчак, аксуГ)
• идет в поле - как дощечка, а с поля - как бочонок. (авороК)
• Кто боком спит, а лежа ест? (янивС)
• Кто родится с бородой? (пац, азоК)
4. Игра «Животные - наши друзья»
Учитель просит детей назвать, какие животные могут быть верными друзьями человека. Записывает все перечисленное детьми на доске.
Он объединяет детей в пары. Один человек в паре - человек, другая - его верный друг (например: лошадь, собака, кошка, птица и др.). Дети должны придумать сценки о том, как определенное животное послужило человеку в трудную минуту.
V. Итог урока
- Каких домашних животных нашего края вы запомнили?
- Какие животные есть у вас дома?
- Какие у них клички?
- Какие домашние животные есть у вашей бабушки в деревне?
- Что они едят?
- Какую пользу приносят животные людям (корова, поросенок, овца, курица, коза)?
- Что люди получают от животных?
- Назовите продукты питания животного происхождения.
- Назовите предметы одежды, обуви, быта, сырье для которых дают животные.
- Какие загадки о домашних животных вы запомнили?