РОДНОЙ КРАЙ
Урок 56
Тема. Охрана животных
Цель: обогатить знания детей об охране и сохранении природы родного края, охрану животных; направить практическую деятельность учащихся, связанную с охраной и сохранением природных богатств; развивать наблюдательность, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Вы уже много знаете о животных.
- Как вы считаете, нужно охранять животных? Зачем?
III. Вивчення нового материала
1. Работа над загадками
• С одним окном хижина,
Трудолюбивая в ней семья,
По цветам все летают,
Мед пахучий добывают. (Пчелы, улей)
• Клюв прочный и острый имею,
Вредителей ним приобретаю. (Дятел)
• Что оно за диво -
Света дневного боится,
Клюв крючком, глаза велики,
И не спится ей каждую ночь
«Ху-гу-гу!» - кричит она.
Отгадали? - Это... (сова).
• Тысяча тысяч бочаров
Делают дома без дворов. (Муравьи)
- Какие животные опыляют растения? (Пчелы)
- Какие животные уничтожают вредителей растений? (Дятел - доктор леса. Он выдалбливает больные деревья клювом и длинным языком достает из-под коры жучков-короедов, личинки. Сова - полезная птица, потому что уничтожает мышей.)
- Какие животные являются санитарами? (Волк уничтожает трупы животных. Муравьи выполняют роль санитаров леса.)
- Животные преодолевают большую пользу человеку: как источник питания (мясо, молоко, яйца); как источник эстетического наслаждения (бабочки, птицы, рыбки); источник для научных исследований; источник для народной медицины.
Ежегодно животных становится все меньше, поэтому их обязательно нужно охранять.
2. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Игра «Кто в лесу живет»
- Среди названных животных определите тех, которые живут в лесу: белка, воробей, рысь, еж, ласточка, бурый медведь, гусь, аист, лось, клест, дятел, муравей, кукушка.
- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить вреда животным?
- Почему многие виды животных становятся редкими?
- Кого называют санитарами леса?
- Чем полезны птицы леса? (Уничтожают множество насекомых, которые повреждают деревья.)
2. Игра «Кто где живет?»
- Правильно поселите животных в их «домики».
медведь логово
лиса дупло
белка берлогу
пчела нора
волк улей
- Почему нужно заботиться о животных?
- В природе все взаимосвязано. Если уничтожить определенное животное, которое, на первый взгляд, не дает людям никакой пользы, то можно нанести значительный ущерб природе. Вспомните мультфильм о том, как дед прогнал сову, которая не давала ему спать ночью. Не стало совы, развелось много мышей. Мыши разрушали гнезда джмелів. их стало мало, и некому было опылять клевер. Клевер не родила, и дедова корова стала давать мало молока.
3. Игра «Жалобы растений и животных»
На что жалуются эти растения (животные)? Укажите стрелками. Как человек может им помочь?
4. Запомни!
- Запомни! Эти животные нуждаются в охране.
V. Итог урока
Мир прекрасен вокруг тебя -
Солнце ясное и синее небо,
Птицы и звери, горы и реки -
Пусть он будет таким навеки!
Пусть человек добро приносит -
Ведь мир вокруг любви просит.
А. Потапова
- Какие правила охраны животных были вам известны до сегодняшнего урока?
- О которых вы узнали сегодня?
- Что вы скажете тем, кто разоряет птичьи гнезда, наносит вред птицам, малышам зверей?
- Почему на Земле исчезают некоторые животные?
- Почему животных следует оберегать?
- Как люди зимой должны помогать диким животным?
- Чем конкретно помогает животным каждый из вас?