Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

РОДНОЙ КРАЙ

 

Урок 58

Тема. Труд людей в городе (селе)

 

Цель: расширять знания учащихся о профессии людей села и города, о значении труда людей своей местности; воспитывать чувство гордости, любви к своему городу, району, краю.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

►► Работа над пословицами

• Труд человека кормит, а лень портит.

• Без охоты нет работы.

• Без труда нет плода.

• Будешь трудится - будешь кормиться.

• Губами говори, а руками делай!

• Где руки и охота, там скорая работа.

• Дело мастера величает!

• Землю красит солнце, а человека - труд.

- Какова главная мысль выражена в этих пословицах?

- Сегодня на уроке будем говорить о труде, о профессиях людей нашего края.

 

III. Изучение нового материала

- Сядьте поудобнее на своих местах, мы отправляемся путешествовать по нашему краю.

Представьте, что мы путешествуем поездом. Выгляните в окно. (Учитель демонстрирует фотографию пшеницы.) Что вы видите? (Поле с пшеницей.)

- Как иначе можно сказать? (Золотая нива)

- Что комбайны делают на поле? (Учитель демонстрирует фотографию комбайнов.) (Комбайны убирают пшеницу.)

- Как называют людей, которые выращивают и убирают пшеницу? (Хлеборобы, механизаторы, комбайнеры, агрономы, трактористы)

- Нелегкий труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей выращивают хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открытое пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, ценит каждый кусок хлеба. Учитесь и вы смолоду ценить труд других.

Предлагаю попутешествовать вместе с пшеницей.

С поля на машине (фотография) пшеница попадает на элеватор. Это помещение, где хранят зерно (фотография). Как называется человек, который водит машину? (Водитель, шофер)

- С элеватора пшеница попадает на мельницу, где превращается в муку.

Продолжим наше путешествие и узнаем, что еще выращивают в деревне. (Фотография поля подсолнечника)

• На солнце я похожий, и солнце я люблю.

К нему поворачиваю головушку свою. (Подсолнух)

 

• Стоит палка, на палке избушка, а в той избушке - полно людей. (Подсолнух)

- Путешествуем дальше. (Фотография уборки яблок, поля сахарной свеклы)

- Куда потом попадает урожай? (Фотография сахарного завода, готовой продукции - томатов и др.)

- Наше путешествие продолжается, и мы попадаем на ферму.

- Как вы понимаете значение слов ферма, фермер? (Ферма - животноводческое подразделение сельской местности, специализированное звірівницьке хозяйство. Фермер - владелец участка земли или нескольких домашних животных, который обеспечивает себе средства для существования нелегким трудом; владелец или арендатор фермы.)

- Есть на ферме и плотники, и слесари. (Фотография фермы, птице-завода и т.д.)

- Продукция с фермы, завода попадает в магазины города. Люди какой профессии работают в магазине? (В магазине работают продавцы.)

- Чьи родители - продавцы?

- А какие профессии вам еще известны? (Врач лечит. Учитель учит. Парикмахер подстригает. Продавец продает. Водитель перевозит. Строитель строит. Доярка доит. Пастух пасет. Музыкант играет.)

- Есть ли среди ваших родных представители этих профессий?

- Где работают люди в городе? (В городе работают врачи, инженеры, строители.)

- В городе очень много рабочих мест. Можно работать на заводе, фабрике, строить дома, дороги, заниматься научной деятельностью.

Дети, есть люди, которых называют интеллигенцией. Это люди, занятые умственным трудом. К ним относятся врачи, учителя, бухгалтеры, музыканты и многих других.

Итак, подведем итог и сделаем вывод: профессии зависят от того, где мы живем - в городе или в селе? (Да, зависят. Многие люди в селе работают на полях, на фермах, а также на предприятиях города. Последние перерабатывают сельскохозяйственную продукцию. Есть продавцы, которые реализуют готовую продукцию заводов, комбинатов.)

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Игра «Кто, где работает?»

- На доске - картинки с изображением людей разных профессий. Необходимо разделить их на две категории. Я буду называть определенную профессию, а вы плескатимете в ладоши 1 раз, если это только городская профессия, дважды, если только сельская профессия, не плескатимете, если эти профессии есть и в городе, и в селе.

Менеджер, учитель, животновод, доярка, продавец, агроном, водитель, ветеринар, преподаватель института, пастух, артист театра.

2. Тестирование

1) Какую профессию не может иметь городской житель?

• Врач;

• доярка;

• учитель.

2) Какую профессию не может иметь в сельский житель?

• Артист;

• водитель;

• хлебороб.

3. Игра «Продукты»

Учитель называет продукты питания или предметы промышленного производства.

Задача учащихся: хлопнуть в ладоши, когда услышат названия продуктов сельского хозяйства.

Лук, капуста, блуза, самокат, масло, гречка, рис, будильник, тетрадь, настольная лампа, мясо.

4. Беседа о бережное отношение к вещам

- Как рождается книга? Как изготавливают меховые вещи? Откуда берутся вилки, ложки и ножи?

Все это сделано руками человека из природных материалов - древесины, металлов, шерсти.

Добывая различные материалы, люди изменяют природу, довольно часто наносят ей вред. Природные богатства нужно беречь - ведь они не безграничны. К вещей и учебных принадлежностей следует относиться бережно, ведь каждый тетрадь и учебник - это вырубленные для их производства леса. А лес - это дом для животных, еда, лекарства.

Ученики рассматривают рисунки разных вещей, называют их. Выбирают, что изготовлено из ткани, из дерева, из металла.

- Какие из этих предметов изготавливают в нашем городе (селе)?

- Назовите профессии людей, которые делают мебель, шьют одежду, строят дома.

- Кто из ваших родителей, родственников или соседей работает на швейной фабрике, мебельном комбинате, на строительстве?

5. Игра «Кто что делает?»

- Соедините стрелками.

Кто пишет книги? врач

Кто лечит людей? учитель

Кто учит детей? писатель

Кто лечит животных? пекарь

Кто печет хлеб? ветеринар

- Люди каких профессий должны приложить усилия, чтобы вы имели на столе хлеб? Напишите.

6. Работа по рисункам

- Для чего люди разводят этих животных? Зачеркните лишнее.

 

 

- Что из чего сделано? Дайте ответ с помощью стрелок.

 

image85

 

V. Итог урока

►► Творческое задание

Нарисуйте ответ на один из вопросов, записанных на доске.

• Что люди делают в деревне?

• Чем занимаются в городе?

• Что город дает деревне?

• Что дает село городу?

Вывод. Город не сможет выжить без села, а село - без города.

- Какие городские профессии вы знаете?

- Какие профессии сельские вам знакомы?

- Назовите общие профессии для города и села.