РОДНОЙ КРАЙ
Урок 58
Тема. Труд людей в городе (селе)
Цель: расширять знания учащихся о профессии людей села и города, о значении труда людей своей местности; воспитывать чувство гордости, любви к своему городу, району, краю.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
►► Работа над пословицами
• Труд человека кормит, а лень портит.
• Без охоты нет работы.
• Без труда нет плода.
• Будешь трудится - будешь кормиться.
• Губами говори, а руками делай!
• Где руки и охота, там скорая работа.
• Дело мастера величает!
• Землю красит солнце, а человека - труд.
- Какова главная мысль выражена в этих пословицах?
- Сегодня на уроке будем говорить о труде, о профессиях людей нашего края.
III. Изучение нового материала
- Сядьте поудобнее на своих местах, мы отправляемся путешествовать по нашему краю.
Представьте, что мы путешествуем поездом. Выгляните в окно. (Учитель демонстрирует фотографию пшеницы.) Что вы видите? (Поле с пшеницей.)
- Как иначе можно сказать? (Золотая нива)
- Что комбайны делают на поле? (Учитель демонстрирует фотографию комбайнов.) (Комбайны убирают пшеницу.)
- Как называют людей, которые выращивают и убирают пшеницу? (Хлеборобы, механизаторы, комбайнеры, агрономы, трактористы)
- Нелегкий труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей выращивают хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открытое пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, ценит каждый кусок хлеба. Учитесь и вы смолоду ценить труд других.
Предлагаю попутешествовать вместе с пшеницей.
С поля на машине (фотография) пшеница попадает на элеватор. Это помещение, где хранят зерно (фотография). Как называется человек, который водит машину? (Водитель, шофер)
- С элеватора пшеница попадает на мельницу, где превращается в муку.
Продолжим наше путешествие и узнаем, что еще выращивают в деревне. (Фотография поля подсолнечника)
• На солнце я похожий, и солнце я люблю.
К нему поворачиваю головушку свою. (Подсолнух)
• Стоит палка, на палке избушка, а в той избушке - полно людей. (Подсолнух)
- Путешествуем дальше. (Фотография уборки яблок, поля сахарной свеклы)
- Куда потом попадает урожай? (Фотография сахарного завода, готовой продукции - томатов и др.)
- Наше путешествие продолжается, и мы попадаем на ферму.
- Как вы понимаете значение слов ферма, фермер? (Ферма - животноводческое подразделение сельской местности, специализированное звірівницьке хозяйство. Фермер - владелец участка земли или нескольких домашних животных, который обеспечивает себе средства для существования нелегким трудом; владелец или арендатор фермы.)
- Есть на ферме и плотники, и слесари. (Фотография фермы, птице-завода и т.д.)
- Продукция с фермы, завода попадает в магазины города. Люди какой профессии работают в магазине? (В магазине работают продавцы.)
- Чьи родители - продавцы?
- А какие профессии вам еще известны? (Врач лечит. Учитель учит. Парикмахер подстригает. Продавец продает. Водитель перевозит. Строитель строит. Доярка доит. Пастух пасет. Музыкант играет.)
- Есть ли среди ваших родных представители этих профессий?
- Где работают люди в городе? (В городе работают врачи, инженеры, строители.)
- В городе очень много рабочих мест. Можно работать на заводе, фабрике, строить дома, дороги, заниматься научной деятельностью.
Дети, есть люди, которых называют интеллигенцией. Это люди, занятые умственным трудом. К ним относятся врачи, учителя, бухгалтеры, музыканты и многих других.
Итак, подведем итог и сделаем вывод: профессии зависят от того, где мы живем - в городе или в селе? (Да, зависят. Многие люди в селе работают на полях, на фермах, а также на предприятиях города. Последние перерабатывают сельскохозяйственную продукцию. Есть продавцы, которые реализуют готовую продукцию заводов, комбинатов.)
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Игра «Кто, где работает?»
- На доске - картинки с изображением людей разных профессий. Необходимо разделить их на две категории. Я буду называть определенную профессию, а вы плескатимете в ладоши 1 раз, если это только городская профессия, дважды, если только сельская профессия, не плескатимете, если эти профессии есть и в городе, и в селе.
Менеджер, учитель, животновод, доярка, продавец, агроном, водитель, ветеринар, преподаватель института, пастух, артист театра.
2. Тестирование
1) Какую профессию не может иметь городской житель?
• Врач;
• доярка;
• учитель.
2) Какую профессию не может иметь в сельский житель?
• Артист;
• водитель;
• хлебороб.
3. Игра «Продукты»
Учитель называет продукты питания или предметы промышленного производства.
Задача учащихся: хлопнуть в ладоши, когда услышат названия продуктов сельского хозяйства.
Лук, капуста, блуза, самокат, масло, гречка, рис, будильник, тетрадь, настольная лампа, мясо.
4. Беседа о бережное отношение к вещам
- Как рождается книга? Как изготавливают меховые вещи? Откуда берутся вилки, ложки и ножи?
Все это сделано руками человека из природных материалов - древесины, металлов, шерсти.
Добывая различные материалы, люди изменяют природу, довольно часто наносят ей вред. Природные богатства нужно беречь - ведь они не безграничны. К вещей и учебных принадлежностей следует относиться бережно, ведь каждый тетрадь и учебник - это вырубленные для их производства леса. А лес - это дом для животных, еда, лекарства.
Ученики рассматривают рисунки разных вещей, называют их. Выбирают, что изготовлено из ткани, из дерева, из металла.
- Какие из этих предметов изготавливают в нашем городе (селе)?
- Назовите профессии людей, которые делают мебель, шьют одежду, строят дома.
- Кто из ваших родителей, родственников или соседей работает на швейной фабрике, мебельном комбинате, на строительстве?
5. Игра «Кто что делает?»
- Соедините стрелками.
Кто пишет книги? врач
Кто лечит людей? учитель
Кто учит детей? писатель
Кто лечит животных? пекарь
Кто печет хлеб? ветеринар
- Люди каких профессий должны приложить усилия, чтобы вы имели на столе хлеб? Напишите.
6. Работа по рисункам
- Для чего люди разводят этих животных? Зачеркните лишнее.
- Что из чего сделано? Дайте ответ с помощью стрелок.
V. Итог урока
►► Творческое задание
Нарисуйте ответ на один из вопросов, записанных на доске.
• Что люди делают в деревне?
• Чем занимаются в городе?
• Что город дает деревне?
• Что дает село городу?
Вывод. Город не сможет выжить без села, а село - без города.
- Какие городские профессии вы знаете?
- Какие профессии сельские вам знакомы?
- Назовите общие профессии для города и села.