АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
Урок 56. СРАВНЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ. НАХОЖДЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ВЫРАЖЕНИЙ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВА ДЕЙСТВИЯ РАЗНЫХ СТУПЕНЕЙ
Цель: совершенствовать вычислительные навыки, умение решать простые и составные задачи на умножение; закреплять табличные случаи умножения числа 2, умение сравнивать числовые выражения, находить значения выражений; развивать логическое мышление; воспитывать познавательный интерес.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Проверка домашнего задания (с. 72, задача 443; 444)
Задачи 443
- Прочитайте выражения, в которых последнее действие - сложение; вычитание.
Задача 444
- Прочитайте решение задачи добавлением.
2. Игра «Отвечай, не зевай»
- Сколько дней в одной неделе? в двух? в трех? в четырех? в пяти?
- Сколько месяцев в году? в двух? в трех? в четырех? в пяти?
- Сколько ног у пчелы? в двух пчел? в трех пчел? в четырех пчел?
- Сколько ног у паука? в двух пауков? в трех пауков? И др.
- Что вы должны знать, чтобы легко справляться с решением данных задач? (Таблицу умножения.) А может в жизни пригодиться знания таблицы умножения?
3. Игра «Устав знаки действий»
4. Работа над задачей
Две мастерские должны были отремонтировать за месяц 63 стиральные машины. Первая мастерская отремонтировала 28 машин, а вторая - на 7 машин больше.
- Что узнаете, выполнив действия:
28 + 7 = ?
28 + (28 + 7) = ?
63 - 28 - (28 + 7) = ?
5. Минутка каллиграфии
- Какое число «лишнее»?
4; 8; 12; 16; 17; 20.
6. Решение задач с рисунками
• Оля вымыла чайные чашки и поставила их на полку в 2 ряда, по 5 чашек в ряде. Сколько чашек вымыла Оля?
• Елена вымыла чайные блюдца и поставила их на полку в 5 рядов, по 2 блюдца в каждый ряд. Сколько блюдец вымыла Елена?
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня на уроке мы повторим таблицу умножения числа 2.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику (с. 72)
Задача 445
Ученики «цепочкой» вычисляют значения выражений и сравнивают их.
Задача 446
Задача решается самостоятельно, после анализа. Один ученик работает за закрытой частью доски.
- Как узнать, сколько денег у брата?
- Как узнать, сколько денег у сестры?
- Сколько денег у брата и сестры вместе?
Задача 447. Комментируемое решение примеров
Учитель обращает внимание на то, каким образом выполняются вычисления.
Задача 448
На доске записывается краткая условие задачи. Составляется план решения задачи и записывается решение.
Задача 449. Коллективное решение задачи Анализ условия задачи, запись сокращенной условия.
Задача 450*
Один ученик у доски строит треугольник с прямым углом и объясняет решение.
2. Физкультминутка
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Вычисление значений выражений
2. Работа над задачей
В кошельке 5 монет по 2 к. и 1 монета 25 к. Сколько всего копеек в кошельке?
3. Игра «Математические конечности»
4. Офтальмологическая пауза
5. Решение логических задач
• У кошки родились котята: 2 белых и 2 черных. Я взяла из коробки котенка. Какого цвета оно может быть? (Белое или черное.)
• Я взяла из коробки двух котят. Какого цвета они могут быть? (Оба белые; оба черные; одно белое, а другое черное)
• Я взяла трех котят. Какого цвета они могут быть?(Двое белых, одно черное; два черных и одно белое.)
• Кот стоит на 4 лапах и весит 6 кг. Сколько он будет весить, когда встанет только на задние лапы? (6 кг)
• У кошки четверо котят рыжего и белого цвета. Рыжих больше, чем белых. Которых сколько? (3 рыжих, 1 белый.)
VИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
- Чему учились на уроке?
- Какое задание показалось сложным?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 72, задача 451; 452.