Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Поурочные планы для 5 классов

Урок № 57

Тема. Величины и их значения

 

Цель. Углубить знания учащихся о величины, их измерение и обозначение, учить их сравнивать, добавлять, вычитать, преобразовывать.

Развивать способности учащихся через привитие интереса к математике, формировать навыки достижения собственной цели.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: секундомер, спидометр, транспортир, метр, термометр, весы, таблицы „Старые единицы измерения”, „Зависимость между мерами длины и меры массы”, „Соотношение между единицами площадей”, „Соотношение между единицами объема” клей, ножницы, бумага, мензурка.

 

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

Перед уроком ученики-консультанты проверили выполнение домашнего задания, решили кому нужна их консультация, кто придет на дополнительное занятие, которому ученику поможет учитель. Изготовлены модели прямоугольного параллелепипеда и куба выставили на стол учителя, оценив работу. Потом раздают всем ножницы и бумага, клей.

2. Одному ученику было дано задание изготовить развертку прямоугольного параллелепипеда и куба и не склеивать их. Он рассказывает как изготовить эти развертки. Учащиеся i, II, и III уровней при помощи учеников ИVг. изготавливают прямоугольный параллелепипед и куб. Работа обсуждается и оценивается.

 

II. Усвоение новых знаний.

1.Учень-консультант читает стихотворение:

Хоть садись и горько плачь -

Не люблю тех задач!

Через них одни неудачи.

Ох! Замучили задачи!

Или учебники плохие,

Или я такой бесталанный?

И всех я обману -

В книжке ответ найду!

Сколько чашек, сколько ложек -

Это же простенькое задание.

Ты добавил слонов до кошек,

Перемножив на коня.

Действительно, несложная наука -

Был бы ответ как следует!

Получилось: дед моложе внука

Аж на сорок девять лет!

А две печатные машинки

Косят рожь восемь дней

Ежеминутно проезжают

Три десятых поездов.

А до Марса - метров триста

( Мудрая у парня голова!)

Півхлоп'яти едет в город,

С ним - півмами. Ну и чудеса!

Прослушав стихотворение дети обсуждают что бывает, когда неправильно решают задачи. Поэтому и тема сегодняшнего урока позволит исправить упомянутые ошибки

Объяснение темы и цели урока.

Обращаю внимание учащихся на то, что натуральные числа применяют для характеристики значения величин. Многие из них им уже известны. Прошу школьников обратить внимание на таблицу.

 

Название величины

Обозначения

Прибор для измерения

Масса

Расстояние

Время

Скорость

Мера угла

Площадь

Объем

Температура

г, кг, ц, т, млг,

мм, см, м, км, дм

ч., мин.., с

м/с, м/ч., км/ч, м/мин..

градус

см 2 , мм2 , м2

см 3 , мм 3 , м3 , л

градус

Весы

Метр

Часы

Спидометр

Транспортир

Метр

Мензурка

термометр

 

Ученики дают оценку известных величин. Даю характеристику величинам, которые они не знают, показываю приборы для их измерения: спидометр, мензурка. Коллективно разбираемся как пользоваться приборами для измерения величин.

Физкультминутка

Раз! Два! Все присели,

Потом в гору подлетели.

Три! Четыре! Нахилились,

Из ручейка хорошо вмились.

Пять! Шесть! Все веселые

Крутимось на карусели.

Семь! Восемь! В поезд сели.

Ножками побежали пако.

Девять! Десять! Отдохнули

И за парты дружно сели.

2. Практическое применение новых знаний.

Класс работает по группам, которые получают задачи.

И г. Взвесить весами данный деревянный брусок.

II г. Измерить длину плинтусов для математического кабинета и определить время, за которое эту работу сделаете.

ІІІ г. Измерить температуру воздуха в классе, в коридоре, на улице.

ИV г. Измерить объем данной колбы. Данную работу выполняют с учителем

 

После окончания работы группы сходятся за круглый стол, обсуждают ход своей работы, отчитываются о полученных результаты, делятся опытом.

Как видим, во время выполнения заданий нужно добавлять или вычитать значения величин, сравнивать их. А для этого надо уметь преобразовывать одни единицы измерения в другие.

Обратимся к таблицам вывешенных на подставках, прочитаем их и дадим характеристику, постараемся запомнить.

Решить упражнения

И г. № 902

II г. № 907

ІІІ г. № 908

ИV г. № 916

 

ИV. Итог урока.

1. Понравился вам урок, что вы изучили?

2. Что лучше вам запомнилось?

3. Какими величинами вы будете пользоваться сегодня в течение дня?

4. Какие приборы измерения этих величин есть у вас дома?

 

V. Домашнее задание § 20.

И. № 909

II. № 910

III.№ 911

ИV. № 912. Подготовить сообщение о старинных единицы измерения (учебник ст.167), таблица „Старые единицы измерения”