Урок № 57
Тема. Величины и их значения
Цель. Углубить знания учащихся о
величины, их измерение и обозначение, учить их сравнивать, добавлять,
вычитать, преобразовывать.
Развивать способности учащихся через
привитие интереса к математике, формировать навыки достижения собственной цели.
Тип урока: урок усвоения новых
знаний
Оборудование: секундомер, спидометр,
транспортир, метр, термометр, весы, таблицы „Старые единицы измерения”,
„Зависимость между мерами длины и меры массы”, „Соотношение между единицами
площадей”, „Соотношение между единицами объема” клей, ножницы, бумага, мензурка.
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
Перед уроком ученики-консультанты
проверили выполнение домашнего задания, решили кому нужна их
консультация, кто придет на дополнительное занятие, которому ученику поможет учитель.
Изготовлены модели прямоугольного параллелепипеда и куба выставили на стол
учителя, оценив работу. Потом раздают всем ножницы и бумага, клей.
2. Одному ученику было дано задание
изготовить развертку прямоугольного параллелепипеда и куба и не склеивать их. Он
рассказывает как изготовить эти развертки. Учащиеся i, II, и III уровней при помощи
учеников ИVг. изготавливают прямоугольный
параллелепипед и куб. Работа обсуждается и оценивается.
II. Усвоение новых знаний.
1.Учень-консультант читает стихотворение:
Хоть садись и горько плачь -
Не люблю тех задач!
Через них одни неудачи.
Ох! Замучили задачи!
Или учебники плохие,
Или я такой бесталанный?
И всех я обману -
В книжке ответ найду!
Сколько чашек, сколько ложек -
Это же простенькое задание.
Ты добавил слонов до кошек,
Перемножив на коня.
Действительно, несложная наука -
Был бы ответ как следует!
Получилось: дед моложе внука
Аж на сорок девять лет!
А две печатные машинки
Косят рожь восемь дней
Ежеминутно проезжают
Три десятых поездов.
А до Марса - метров триста
( Мудрая у парня голова!)
Півхлоп'яти едет в город,
С ним - півмами. Ну и чудеса!
Прослушав стихотворение дети обсуждают что
бывает, когда неправильно решают задачи. Поэтому и тема сегодняшнего урока
позволит исправить упомянутые ошибки
Объяснение темы и цели урока.
Обращаю внимание учащихся на то, что
натуральные числа применяют для характеристики значения величин. Многие из них
им уже известны. Прошу школьников обратить внимание на таблицу.
Название величины
|
Обозначения
|
Прибор для измерения
|
Масса
Расстояние
Время
Скорость
Мера угла
Площадь
Объем
Температура
|
г, кг, ц, т, млг,
мм, см, м, км, дм
ч., мин.., с
м/с, м/ч., км/ч, м/мин..
градус
см 2 , мм2
, м2
см 3 , мм 3
, м3 , л
градус
|
Весы
Метр
Часы
Спидометр
Транспортир
Метр
Мензурка
термометр
|
Ученики дают оценку известных величин.
Даю характеристику величинам, которые они не знают, показываю приборы для их
измерения: спидометр, мензурка. Коллективно разбираемся как пользоваться
приборами для измерения величин.
Физкультминутка
Раз! Два! Все присели,
Потом в гору подлетели.
Три! Четыре! Нахилились,
Из ручейка хорошо вмились.
Пять! Шесть! Все веселые
Крутимось на карусели.
Семь! Восемь! В поезд сели.
Ножками побежали пако.
Девять! Десять! Отдохнули
И за парты дружно сели.
2. Практическое применение новых
знаний.
Класс работает по группам, которые получают
задачи.
И г. Взвесить весами данный
деревянный брусок.
II г. Измерить длину плинтусов для
математического кабинета и определить время, за которое эту работу сделаете.
ІІІ г. Измерить температуру воздуха
в классе, в коридоре, на улице.
ИV г. Измерить объем данной колбы. Данную работу выполняют с
учителем
После окончания работы группы
сходятся за круглый стол, обсуждают ход своей работы, отчитываются о полученных
результаты, делятся опытом.
Как видим, во время выполнения заданий
нужно добавлять или вычитать значения величин, сравнивать их. А для этого
надо уметь преобразовывать одни единицы измерения в другие.
Обратимся к таблицам вывешенных на
подставках, прочитаем их и дадим характеристику, постараемся запомнить.
Решить упражнения
И г. № 902
II г. № 907
ІІІ г. № 908
ИV г. № 916
ИV. Итог урока.
1.
Понравился
вам урок, что вы изучили?
2.
Что лучше вам
запомнилось?
3.
Какими величинами
вы будете пользоваться сегодня в течение дня?
4.
Какие приборы
измерения этих величин есть у вас дома?
V. Домашнее задание § 20.
И. № 909
II. № 910
III.№ 911
ИV. № 912. Подготовить сообщение о старинных
единицы измерения (учебник ст.167), таблица „Старые единицы измерения”