Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 57

Тема. Квадрат и куб числа

 

Цель: ознакомить учащихся с понятием степени числа с натуральным показателем и терминологией (основание степени, показатель степени, степень); научить записывать произведение равных множителей в виде степени и наоборот, а также находить значения выражений, содержащих степень.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: таблица «Степень с натуральным показателем».

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Запишите в виде произведения сумму:

1) 7 + 7 + 7 + 7;

2) 3 + 3 + 3 + 3 + 3;

3) а + а + а + а + а + а.

2. Найдите остаток от деления 27 514 на: 1) 10; 2) 100; 3) 1 000.

3. Найдите произведение:

1) пяти множителей, каждый из которых равен 2;

2) десяти множителей, каждый из которых равен 1;

3) трех множителей, каждый из которых равен 3;

4) двух множителей, каждый из которых равен 5;

5) тридцати множителей, каждый из которых равен 0;

6) шести множителей, каждый из которых равен 10.

 

II. Усвоение новых знаний

@ Преподавания нового материала можно вести традиционно по тексту учебника, а можно попробовать поставить перед учениками задачи, что приведет их к «открытию» понятия степени и понимание сути записи произведения одинаковых множителей в виде степени.

Задача 1

Запись пропущено?

 

5 + 5 + 5 + 5 = 5 · 4

3 + 3 + 3 + 3 + 3 = ?

4 + 4 + 4 = ?

2 + 2 + 2 = ?

5 · 5 · 5 · 5 = 54

3 · 3 · 3 · 3 · 3 = ?

4 · 4 · 4 = ?

2 · 2 · 2 = ?

 

Ученики сами могут установить, что выражения в левом столбце будут равняться произведению одних из равных слагаемых на их количество в сумме, и заметить похожую закономерность в коротком записи произведения одинаковых множителей в виде аb, где а - один из одинаковых множителей, a b- число таких множителей в произведении.

После этого учитель дает определение степени некоторого числа а с натуральным показателем п, называет основные термины, связанные с понятием степень (основание, показатель степени, степень, возведение в степень), основными свойствами степени (а1 = а; 1п = 1; 0п = 0), дает название втором и третьем степени числа а (а2 - квадрат числа а, b3 - куб числа b) и формулирует правило выполнения действий в выражении, содержащем степень (учащиеся делают краткие записи в тетрадях схемы «Степень с натуральным показателем»).

Степень с натуральным показателем

 

;

;

а1 = а; 1n = 1; 0n = 0

а - основа степень

n - показатель степени

аn - степень

7 - основание, 4 - показатель, 74 - степень

 

III. Закрепление материала

На закрепление терминологии можно предложить устно:

1. Назовите основание и показатель степени: 1) 48; 2) 1310; 3) 9; 4) 239; 5) 931.

2. Из записей неправильный? Почему?

1) 9 · 9 = 29; 2) 10 · 10 · 10 = 103; 3) b · b = b2;

4) ; 5) 5 · 6 · 6 · 6 = 64.

3. Прочитайте выражение и найдите его значение:

1) 31; 2) 110; 3) 025; 4) 52; 5) 23; 6) 34.

4. Чему равны:

1) квадраты одноцифрових натуральных чисел;

2) углы натуральных чисел, меньших 4?

@ После этого следует предложить ученикам письменно выполнить упражнения:

№ 565, 567 - на вычисление значений выражений, содержащих степень. Желательно сначала учителю прочитать выражения с помощью слов «сумма», «разность», «произведение», «частика», «квадрат», «куб» числа, а потом уже требовать от учеников (это подготовит их к исполнение №№ 571, 572).

№ 579. Повторить, что запись, названный степени, состоит из двух чисел - основания и показателя. Поэтому в этом задании, поскольку значение степени есть, основа известна, единственное, что надо найти,- это показатель степени, то есть число, которое показывает, сколько одинаковых слагаемых надо перемножить, чтобы получить данное число.

№ 571. Направлен на предупреждение ошибок в установлении порядка выполнения действий в выражениях, содержащих степень.

Дополнительно: № 573 (1,2).

 

IV. Итог урока

Тестовые вопросы класса

1. Как называется запись 54?

2. Как называется число 5 в этой записи? Что оно показывает?

3. Как называется число 4 в этой записи? Что оно показывает?

4. Как преподнести 5 в четвертой степени?

5. Правильно выполненные действия в примере 5 · 22 = 102 = 100? Почему? Какой ответ правильный?

 

V. Домашнее задание

п. 19, №№ 561; 564; 566; 572, повторение № 573 (3).