Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

Сведения о речи и общения

Мовленєвознавчі понятия этой группы позволяют ученикам воспринимать речь как отдельный, важный для общения вид деятельности человека. Ознакомление с сведениями о речи начинается с пятого класса, где формируется основная понятийная база, и продолжается на более глубоком уровне в следующих классах. К этих понятий относятся: 5 класс: общения, речи, виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), адресат речи, монологическую и диалогическая речь, устная и письменная речь, основные правила общения (практически), тема и основная мысль высказывания, требования к речи (содержательность, логическая последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность, правильность), 6 класс: речевые и не речевые средства общения и т.д.

Особенность формирования понятия речи основывается на разграничении понятий язык и речи и уточнении понятий, связанных с изучением языковой системы (языковых понятий: звук, значимая часть слова, часть речи, члены предложения и др.) и вещания (мовленнєвознавчих понятий: виды речевой деятельности, адресат, тип речи и др.).

Усвоение сведений о речи обеспечивает формирование у учащихся умений различать язык и речь, виды речевой деятельности, формы речи, обосновывать их своеобразие. Учащиеся учатся ориентироваться в условиях общения, соотносить выбранные языковые средства с условиями общения, согласовывать свою речевую поведение с ситуацией и правилам общения, соблюдать основных требований к речи. Старшеклассники уделяют больше внимание характеристике сферы общения (личная, общественная, образовательная, профессиональная) и моделируют свою речевую поведение в зависимости от знаний о особенности разных сфер общения.

Упражнения и задания, направленные на формирование понятий о речи и общения, должны выполняться систематически, сопровождать весь процесс обучения языку. Изучение любой языковой единицы должно быть спроектировано на использование ее в определенной ситуации общения.

Во время наблюдений, объяснений учителя школьники должны понять, что язык это система языковых единиц, а речь - это язык в действии, использование языковых единиц с учетом ситуации общения. Общения учащиеся должны усвоить как обмен людей мыслями.

Структуру речевой ситуации определяют по следующим вопросами: где происходит общение? (официальные, неофициальные обстоятельства); кому адресовано речи? (одной человеку, нескольким, многим); какова цель общения? (сообщение информации, просьба, воздействие на читателя или слушателя и т.д.). Характеристика ситуации общения должна сопровождать анализ готового текста и составление собственного высказывания. Следует предлагать учащимся перед составлением текста на определенную тему определить адресата (того, кому адресован текст), в какой ситуации будет использовано высказывания, с какой целью (составить рассказ для друга, написать письма бабушки, подготовить выступление на урок истории и т.д.). Сначала ученики анализируют ситуацию общения с помощью учителя, затем степень самостоятельности увеличивается. Мовленнєвознавчі понятия, связанные с общим представлением о речи и общения, совершенствуют первую фазу речевой деятельности ориентирования.

Учебная речевая деятельность предполагает понимание уже учениками пятого класса особенностей форм и видов речевой деятельности, знания языковых и позамовних средств, с помощью которых воспринимается или создается высказывание.

Выбор устной или письменной формы речи зависит от условий общения, обусловливающие использование различных средств, например: звуки, паузы, повышение или снижение тона и др. (устная речь); буквы, знаки препинания, местоположение на странице и т.д. (письменная речь). Реализация замысла в различных формах речи нуждается в различных языковых и позамовних средств. Так, в устном общении часто используются неполные ситуативные и контекстуальные предложения, некоторые слова могут заменяться соответствующими жестами, мимикой, речи зависит от реакции адресата. Письменная же речь требует усиленного информативности языковых средств, оно содержит коррекцию по ходу высказывания в зависимости от реакции аудитории.

Для осознание учащимся разницы между устным и письменным вещанием необходимо практиковать моделирование ситуаций общения в устной и письменной форме с одинаковым признаком (например, тема общения, цель, количество участников т.д.), составление соответствующих высказываний, анализ результатов общения.

Осознание учениками 5-го класса понятие диалог (разговор двух лиц) закрепляется во время выполнение таких задач:

□ разыграть готов диалог с опорой на текст;

□ составить диалог по образцу, в связи с прочитанным, по началу, по картине, по предложенной ситуацией общения и т.д.;

□ восстановить пропущенные реплики диалога;

□ восстановить деформированный диалог со смещенными репликами;

□ самостоятельно расширить реплики диалога.

В следующих классах учащиеся выполняют более сложные задачи:

□ воспроизводят озвученный диалог;

□ расширяют реплики диалога за счет введения слов определенной грамматической категории, объяснение причин отказа, за счет инициативного вещания;

□ конструируют диалог из набора предложенных реплик; составляют диалог на одну тему, но для разных ситуаций общения; диалогическая монологізують высказывания;

□ разыгрывают готов диалог без опоры на текст, разворачивают тезис в связное высказывания и т.д.

Усвоение особенностей диалогической речи, в частности способов достижения цели, создание положительного влияния на собеседника предполагает постоянное внимание к вопросам этикета, анализа портрета аудитории (возраст, пол собеседников, образование, сфера интересов и т.п.). Развитие диалогической речи учащихся основной школы происходит в основном во время бесед, ролевых игр, устного опроса. Старшеклассники совершенствуют диалогическую речь в процессе диспутов, дискуссий, обсуждений и т.д.

Понятие монолог (речь одного человека) предполагает практическое усвоение особенностей этой формы речи, в частности:

□ монолог - это процесс целенаправленного сознательного воздействия на людей посредством языка с определенной целью, при определенных условиях;

□ монолог согласно цели высказывания может быть информационным, переконуючим, побудительным;

□ монолог может быть устным и письменным;

□ структура устного монолога трехчленная: введение (установление связи между темой, слушателями и тем, кто выступает, с целью привлечь внимание к предмету речи); основная часть (раскрытие сущности темы с помощью качественных аргументов); выводы (подведение итогов, определение не решенных проблем и т.д.);

□ овладение устным монологичным речью предусматривает систематическое тренировки дыхания, голоса, жестов, мимики и других средств воздействия на слушателя;

□ письменный монолог помогает реализовать дистантное общение, поэтому предполагает использование только языковых средств, которые отбираются с учетом невозможности коррекции под время восприятия текста адресатом.

Эти особенности учитываются учителем во время работы над речью монологичным учащихся. В школьной программе для каждого класса определяется перечень высказываний монологического характера, предусматривающие воспроизведение готовой (переводы) и создание собственного (произведения, деловые бумаги) текстов.

Основные правила общения усваиваются учащимся практически на протяжении всего обучения Языку. Эти правила отражают национально-языковые традиции, общепринятые этические нормы, направленные па достижение цели общения. Учащиеся должны усвоить аксиому: вежливым быть выгодно, вежливость - важная предпосылка успеха в общении.

Осознание понятий речи и общения не может быть полным без усвоения понятие требования к речи (содержательность, логическая последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность, правильность и т.д.). Объяснение этих требований должно осуществляться па конкретных примерах, с помощью упражнений, требующих соблюдение этих требований, редактирование высказываний, анализа текстов (характеристики языковых и позамовних средств, обеспечивающих соответствующие требования), укладка памятников культуры речи и т.д.

Старшеклассники углубляют представление о речи и общения, усваивая понятие публичное речи, риторика, виды (жанры) выступлений, законы риторики, диспут, полемика, тембр голоса, высота, темп, паузы как средства воздействия на слушателей, средства активизации внимания слушателей и т.д. Усвоение этих понятий имеет практическое направление, поэтому учеников необходимо прежде всего научить активно слушать и внимательно относиться к прочитанному, анализировать образцы публичной речи с точки зрения его целесообразности и эффективности, построения и речевого оформления. Полезным состоянии обсуждения различных моделей публичных высказываний, определение в них положительного и отрицательного относительно влияния на слушателя.

Сведения о текст. Понятие текста в научной литературе определялось по-разному, в зависимости от различных взглядов на него. Основные из них: текст - языковой материал содержит необходимые для изучения языковые единицы (слова, словосочетания, предложения), и текст как предмет изучения. Разногласия в определении текста касаются также таких факторов, как устная или письменная, диалогическая или монологическая формы речи, наличие или отсутствие заголовка и т.д. Но такие характеристики текста, как членованість, смысловая цельность и структурная связность признаются всеми исследователями.

С лингвистической точки зрения текст должен состоять из группы предложений, объединенных общим смыслом и структурой. Ученые выясняют явление целостности, связности и закономерности построения текста. Текст понимается и как конкретный речевой произведение, и как структура, модель построения, общая для группы конкретных текстов.

Эта особенность толкования текста важна для методики обучения языку и речи, ведь дает возможность показать учащимся при анализе конкретного текста закономерности построения всех или определенной группы текстов и обучать связной речи на основе обобщенного понятия текста, что позволяет формировать речевые умения и навыки сознательным путем. Реализован в определенной ситуации общения текст принято называть высказыванием (высказыванием). Понятия текст и высказывания в учебной практике выступают как синонимы (учащимся предлагается составить текст" и "составить высказывание").

Мовленнєвознавче понятие текста усваивается учениками пятого класса и в последующих классах осуществляется постепенное накопление, наращивание информации о тексте, его важнейшие характеристики:

5 класс: признаки текста (связность, завершенность), тема и основная мысль текста (высказывания), абзац, план текста, языковые средства связи предложений в тексте (союзы, местоимения, наречия, синонимы, однокоренные слова, повторы), ошибки в содержании;

6 класс: сложный план готового текста, структура текста - зачин, основная часть,

концовка, "известное" и "новое" в предложениях текста, основные приемы распространение текста (практически), трансформация личного, временного и модального платьев текста(практически);

7 класс; виды и средства міжфразового связи, сложный план собственного высказывания; 8 класс: смысловые связи в тексте, основная и уточняющая информация, синтаксические средства міжфразового связи.

Признаки текста. Усвоение учащимися понятия текст начинается с понимания отличий між. предложением и текстом. Текст должен состоять минимум из двух предложения сочетаются по законам текста. Признак членованості текста ученики осознают практически, сопоставляя одно предложение и текст. В учебной речевой деятельности не стоит рассматривать тексты-предложения, которые признаются лингвистикой.

Дополняет понятие текст осознание учащимися понятия содержание высказывания, связано с категорией информативности текста. Различают два вида информации: независимую от автора высказывания (содержательно-фактуальну - то, о чем идет речь) и сообщения индивидуально-авторского плана (содержательно-концептуальную - что именно и как сообщается).

Единство предмета речи - это тема высказывания. Под темой принято понимать смысловое ядро текста, обобщенное содержание текста. Тема и основная мысль текста объединяют предложения и придают тексту смысловой целостности. В большом по объему тексте ведущая тема разлагается па несколько подтем, мікротем. Микротема считается минимальной единицей речевого смысла и на письме оформляется как отдельный абзац. Учащиеся должны научиться определять тему высказывания: то, что в нем говорится, и основную мысль высказывания - то, что именно сообщается, что утверждается, замысел автора, Следует развивать у учащихся павички воспринимать ii підтекстову информацию, что влияет на содержание высказывания.

Усвоению и закреплению этих мовленнєвознавчих понятий способствует выполнение таких задач:

разделение текстов па смысловые части, выделение тем, мікротем:

разделение текстов на абзацы;

отбор заголовков, передают тему или основную мысль (анализ имеющихся текстах заголовков),

анализ образцов составление плана к тексту;

составление простого и сложного плана до готовых текстов;

составление простого и сложного плана к собственных высказываний;

характеристика структуры текста (выделение зачина, основной части, концовки):

распространение текста;

трансформация личного, временного и модального планов текста (практически):

выделение основной и уточняющей информации.

Владение мовленнєвознавчими понятиями совершенствуется во время подготовки собственных высказываний, анализа ошибок в содержании, редактирование текстов и т.д.

Особого внимания требует анализ такой структурно-смысловой единицы текста, как заголовок - название произведения, первое слово, словосочетание или предложение, с которого начинается восприятия и понимания высказывания. Название произведения обобщает весь его смысл, информирует о предмете речи, о том, что с ним происходит ли какой он есть.

Во время анализа следует учитывать, что заголовок выполняет две взаимосвязанные функции - номинативной и предикативну. Заголовок может указывать на тему или основную мысль произведения, нести информацию о типе речи, структуру текста, передавать ассоциации и т.д. Определение функций заголовков необходимо включать в схемы лингвистического анализа текста и вводиться на уроках украинского языка и литературы.

Понимание учащимися смысловой целостности текста опирается на усвоение таких признаки текста: текст передает определенную тему, реализует замысел автора, то есть передает основную мысль, должно быть завершенным (иметь начало и конец).

Важным признаком текста, співвідносного с его членованістю, является связность. Ученики 5-го класса изучают языковые средства связности предложений в тексте: местоимения, местоимения, наречия, синонимы, однокоренные слова, повторы; "известное" и "новое" в предложениях текста. Семиклассники выделяют виды и средства міжфразового связи. В восьмом классе обращается внимание на смысловые связи в тексте, синтаксические средства міжфразового связи. Теоретические сведения о тексте углубляются в 9-ом классе. Языковая содержательная линия программы предусматривает изучение темы "Лингвистика текста": структурная организация текста, сложное синтаксическое целое в структуре текста, внутрішньотекстові связи, виды информации в тексте, актуальное членение предложений в тексте (данное и новое).

Основу связности текста составляет такой закон его построения, предусматривающего конструирование каждого следующего предложения с использованием предыдущего (определенной его части, переданной другими языковыми средствами). В каждом следующем предложении содержится содержание предварительного и выражается другими грамматическими формами. Теория актуального (коммуникативного) членения предложения помогает понять этот закон. Предложение имеет две части: относительно известную в определенных условиях общения, предмет вещания (известное, данное, тема) и новую, информацию, что обогащает, развивает смысл высказывания (новое, рема). Текст как целостное, связное образование состоит из отдельных предложений при условии повторения в теме (данном) следующего предложение части информации предыдущего предложения. Прослеживается определенная коммуникативная преемственность между предложениями, что помогает воспроизвести логику развития мысли, подчинить языковые средства, порядок слов, логическое ударение и т.д реализации коммуникативного намерения.

Существует несколько типовых моделей связи предложения в смысловых частях текста - сложных синтаксических целых (другое название - надфразна единство). Сложное синтаксическое целое - единица текста, которая объединяет несколько предложений и раскрывает определенную подтему или мікротему. Мнение, высказанное в сложном синтаксическом целом шире от мысли предложения и узкая, автономніша сравнению с целым текстом. Способы связи между предложениями сложного синтаксического целого могут быть такими:

1. Последовательный, цепочный. Такая связь предполагает, что "новое" первого предложения становится "данным" второго, "новое" второго становится "данным" третьего и т. д.

2. Параллельный. "Данное" - сквозное. Каждое следующее предложение раскрывает предмет речи с помощью новой информации.

Сознательному усвоению, а самое главное, применению в речевой практике понятий, связанных с текстом, способствует анализ текста, содержащего следующие задачи:

□ характеристика заголовка; определение темы, мікротем, основной мысли;

□ характеристика ситуации общения;

□ определение признаков текста (речевых средств, создающих эти признаки): связность, информативность (независимая от авторской мысли, авторская, субъективная, підтекстова);

□ стиль (функции, общие признаки, языковые признаки);

□ тип вещания;

□ жанр; структура (зачин, основная часть, концовка);

□ языковые средства связи;

□ способы связи предложений в тексте;

□ известное и новое в предложениях текста;

□ особенности использование языковых единиц.

В зависимости от цели урока проводится полный или частичный анализ, в зависимости от уровня подготовленности - анализ под руководством учителя или самостоятельно каждым учеником. Следует посоветовать учащимся систематически и в конкретной речевой ситуации собирать и систематизировать материал для создания текста, вести записи впечатлений, делать выписки, ссылки, записывать цитаты, меткие выражения, фиксировать ключевые моменты развертывания темы, начала и конца, совершенствовать написанное, редактировать, перестраивать текст, сворачивать, разворачивать мысль т.д.

Мовленнєвознавча характеристика текста создает условия для использования понятий как ориентировочной основы учебной речевой деятельности рецептивно-аналитического и продуктивного характера. Использование мовленнєвознавчих понятий обеспечивает возможность формирования коммуникативных умений и навыков сознательно, позволяет воспитывать у учащихся навыки самоконтроля.

Стили речи. Строить высказывания в соответствии с конкретными условиями

общение помогает учащимся осознание понятия стилях речи, В пятиклассники формируют общее представление о стилях речи и общие признаки, область применения разговорного, научного, художественного стилей. Практически прорабатывают понятые стилистическая ошибка. Официально-деловой стиль изучается в 6-ом классе, публицистический - в 7-ом.

Различение стилей зависит от основных функций языка - общения, сообщения, действия, влияния. Стиль речи - это своеобразная совокупность языковых средств, сознательно используются говорящим при определенных условиях общения. Стилистические средства лексики, фонетики, грамматики используются для текстов всех стилей, но функционируют они в каждом стиле по-разному.

Учащиеся должны научиться:

различать изученные стили речи;

характеризовать каждый из них относительно сферы использования и основных функций;

находить в тексте языковые средства, характерные для определенного стиля;

распознавать стилистическую ошибку среди других видов ошибок;

исправлять стилистические ошибки в своих и чужих текстах;

использовать знания о стилях речи во время построения и совершенствования собственных высказываний.

Знания о стилях речи лежат в основе стилистического анализа текста, заключается в определении языковых особенностей стиля, выяснении соответствия языковых единиц (фонетических, лексических, грамматических) функциям стиля. Стилистический анализ художественного текста связан с эмоциональностью и экспрессивностью речи. Поэтому стоит уделять особое внимание характеристике стилистической окраски разных языковых единиц.

Эффективным приемом обучения стилистики является стилистический эксперимент, предусматривает замену важных о создании стиля языковых единиц другими и вывод об уместности или неуместности такой замены.

Современные образцы письменной и устной речи отмечаются взаимопроникновением стилей. Ученики иногда не мотивировано определяют стиль речи. Поэтому решающими в определении стиля анализируемого текста должны стать усвоены учащимися следующие признаки стиля: речевая ситуация (место использования текст); официальные или неофициальные обстоятельства):

адресат речи (один собеседник или много),

функция (общения; беседа; беседа; сообщение - объяснение, сообщение - инструктаж, документация; влияние - действие, убеждение; влияние - действие, изображения).

Типы речи. Тип вещания принято определять по типовым значением высказывания: постоянные признаки, не изменяющиеся во времени (описание), действия, изменяются во времени (рассказ), причинно-следственные связи (размышление, соображения). Описание реализует такую коммуникативную цель: выяснить, каким является тот или другой предмет. Рассказ сообщает, где, когда, что произошло. Размышление (рассуждение) объясняет, почему это событие відбулася. почему предмет стал таким.

Учащихся необходимо ознакомить с типовыми структурами описания, рассказы, размышления. Так, описание предполагает: а) общую характеристику предмета, явления, события; б) характеристику отдельных деталей. Описание напоминает фотографию, ведь мысль во время описания движется не столько во времени, а в пространстве. Для повествовательной структуры характерный начало события, развитие действий и окончания. Мысль движется во времени. Размышление (рассуждение) предполагает наличие тезиса, мысли о чем-то, аргументов на подтверждение этой мысли, выводов. В высказываниях школьников может быть индуктивный (от частного к общему) и дедуктивный (от общего к частичного) способ рассуждения.

Стоит предложить ученикам проанализировать, а потом и самим составить образцы разных типов речи на одну тему. Знание учащимися типов речи помогает правильно структурировать собственные высказывания для эффективной реализации коммуникативной цели.

Наблюдения за речью в реальной жизни свидетельствуют о том, что в текстах используются разные типы речи. Учащихся необходимо научить выделять и характеризовать типы речи и использовать соответствующие знания во время построения ii усовершенствования собственных высказываний, а именно: рассказ на основе собственного опыта, описание предметов, элементарный размышление (5 класс); описание помещения и природы, сочетание в одном тексте повествования и описания, повествования с элементами размышления (6 класс); описание внешности человека, процессов труда, дискуссионного размышления характера (7 класс); описание местности, памятников истории и культуры, размышление дискуссионного характера, рассказ на основе услышанного (8 класс). В старших классах углубляются знания о типах речи и применяются во время выполнения письменных работ и устных выступлениях.

Виды, жанры высказываний (творческих работ).

В процессе освоения всего курса украинского языка ученики последовательно знакомятся с разными видами, жанрами работ, предусмотренных программой, например: заметка в газету, телеграмма, тезисы, реферат, тематические выписки, конспект, аннотация, обзор, библиография, очерк, доклад, деловые бумаги (расписка, доверенность, план работы, заявление, автобиография, анкета, доверенность, официальное письмо, приветственный адрес, отчет о проделанной работе, протокол (сложный), выписка из протокола, автобиография, заявление (мотивированное), характеристика, личная дело, резюме).

Усвоение риторических понятий, предусмотренных программой, направлено на совершенствование полемической мастерства учащихся, влиятельности, убедительности их речи, в частности овладение правилами дискуссии, произнесением подготовленного и не подготовленного выступления и т.д.

В основе усвоения соответствующих понятий лежит понимание цели, структурно-содержательных особенностей, сферы использования различных высказываний. Необходимо учить учащихся придерживаться определенной структуры текста, правил литературному языку и (в устном и писемному речи), типа, стиля речи, то есть максимально реализовывать полученные знания, умения и навыки связной вещание.

Методика усвоения различных мовленнєвознавчих понятий использует традиционные лінгводидактичні методы и приемы обучения. Учитывая вышесказанное выделим наиболее оправданы, эффективные специфические приемы усвоения мовленнєвознавчих понятий:

□ объяснение, толкование мовленнєвознавчих понятий;

□ характеристика признаков мовленнєвознавчого понятия;

□ определение мовленнєвознавчого понятия в тексте;

□ сравнение мовленнєвознавчих понятий;

□ сопоставления мовленнєвознавчих понятий;

□ выделение общих черт у мовленнєвознавчих понятиях;

□ выделение противоположных черт в мовленнєвознавчих понятиях;

□ отбор примеров из текстов, характеризующих мовленнєвознавчі понятия;

□ подражания способов действий;

□ составление алгоритмов определения понятий;

□ выделение понятие в прослушанному или прочитанному тексте;

□ редактирование высказываний с применением мовленнєвознавчих понятий;

□ анализ текста: анализ типологической структуры текста, анализ композиции текста стилистический анализ текста, анализ способов связи предложений в сложном синтаксическом целом.

Способствуют успешному усвоению мовленнєвознавчих понятий такие средства обучения, как схемы, таблицы, видео - и аудиозаписи, тексты, записанные на карточках, на электронных носителях и т.д.

Методика усвоения мовленнєвознавчих понятий учитывает этапы формирования речевых умений и навыков, как: кумуляция (накопление лингвистических знаний). мотивация (обеспечение мотивирующего воздействия на учащихся лингвистической теории), осознание (проработка правил ориентиров, текстов-образцов, направленных на переход от номінативних (правильно произносить, точно употреблять слова образовывать словоформы) к коммуникативные их умений и навыков), тренировки (проблемные упражнения, ситуативные задачи), обобщение (выявление уровня сформированности речевых умений и навыков).

Упражнения, направленные на усвоение мовленнєвознавчих понятий, можно классифицировать по целям и этапам формирования речевых умений и навыков:

□ пропедевтичні (мовленнєвознавчі понятия усваиваются практическим путем, ученики выполняют речевые действия на основе сформулированного понятия о речи или общения);

□ кумуляційні (усвоение понятий с осознанием их сути, определений, формулировок, выполнения соответствующих понятием речевых действий);

□ тренировочно-речевые (отработка речевых умений и навыков на основе знаний о соответствующих понятия);

□ творческие (выполнение задач, обобщают, объединяют разные понятия, совершенствование собственного вещания на основе углубления знаний о мовленнєвознавчі понятие, проверка уровня усвоения понятий и соответствующих речевых умений и навыков, самоанализ).

Изучение теоретических мовленнєвознавчих сведений отличается от обучения лингвистической теории прежде всего усиленным прикладным направлением, сращиванием теории и практики, осознанием понятий не только с помощью мыслительных процессов, а прежде всего через мовленннєві действия.

Ознакомление с речевыми нормами и коммуникативными качествами речи

Понятие о речевые нормы и коммуникативные качества речи. Работа с развития речи учащихся предполагает ознакомление с языковыми нормами и коммуникативными качествами речи, что влияет на уровень коммуникативной компетенции учащихся. Понятие речевая норма однозначно не определено в лінгводидактиці. Чаще, когда речь идет о нормативность, кодифікованість языка или речи, оперируют понятием языковая норма. Нормой выступает любое языковое явление (звук, значимая часть слова, грамматическая форма слова, значения слова или фразеологизма, словосочетания, предложения), что воспринимается как образец.

Речевая норма (лат. norma - правило) - это систематизированная совокупность признаков речи, что воспринимается как образец для всех говорящих; совокупность наиболее устойчивых правил и традиций вещания (реализаций языковой системы) в различных сферах употребления. Языковое явление считается нормативным за таких условий, как: соответствие структуре языка; массовое и систематическое воспроизведение в процессе коммуникации; всеобщее признание и одобрение. Речевые нормы существуют во всех функциональных стилях. Отбор речевой нормы зависит от ситуации общения, поэтому не может быть доведен до полного автоматизма, а зависит от гибкости мышления, творческой мастерства говорящего, уровня его коммуникативной компетенции.

Коммуникативные качества речи - это реальные признаки смысловых и формальных факторов речи. Для обозначения этого явления используются следующие термины: коммуникативно-риторические качества речи, признаки культуры речи, основные признаки коммуникативно качественного вещания. В школьной программе - требования к речи (5 класс), требования к культуре речи (10 класс). Коммуникативные качества речи в научной литературе выделяются на основе соотношения речи и таких не речевых структур, как язык, мышление, сознание, действительность, условия общение:

Язык - правильность, чистота, богатство Мышления - логичность Сознание - богатство, выразительность, образность.

Действительность - точность Условия общения - уместность, доступность.

Содержательность речи проявляется в отборе информационных сведений, адекватных коммуникативном замысла, направленных на раскрытие темы и основной мысли. Лингводидактика опирается на толкование правильности и чистоты речи лингвистикой (владение орфоепічними, орфографическими, грамматическими, стилистическими нормами) и современной риторикой (правильное, не искаженное понимание понятий, терминов, уместное их употребление в вопросах и ответах). Правильность речи основывается на языковом чутье и систематическом тренинге, в процессе анализ образцов высказываний.

В основе логически последовательного речи лежит логичность мышления, взаимообусловленность этапов развертывания мысли, умение выдвигать определенные тезисы, подбирать дієві. сильные аргументы с целью убеждения собеседников. Логика мышление связал; с характеристикой ситуации общения, умений моделировать портрет аудитории (определять характеристики собеседников).

Богатство речи связано с разнообразием - т.е. наличием в речи неоднородных по значению, форме, стилистической окраске языковых единиц. Совокупность различных языковых единиц и составляет богатство речи. Его развитие осуществляется во время усвоения лексической и грамматической синонимии, тропов и стилистических фигур.

Точность речи предполагает умение выбрать языковые средства, адекватные воспроизводимой действительности и понятным для собеседников. Точность достигается благодаря таким факторам: точности подбора слов, соответствия стиля, жанра текстов, мыслей, общения. Совершенствование такого качества речи, как точность достигается в процессе работы над паронімами.

Под выразительностью и разнообразием речи понимают такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес слушателей или читателей Информационная выразительность наблюдается тогда, когда слушатель заинтересовывается событиями о которых идет речь в сообщении, а эмоциональная выразительность возникает вследствие интересного способа изложения материала, манеры исполнения. Выразительность достигается благодаря умению пользоваться различными стилями речи, ведь каждый из них имеет свои средства выразительности (лексические повторы, синонимы, антонимы, сроки, сравнения, эпитеты, метафорические выражения, обособленные синтаксические единицы, вставные слова, словосочетания и предложения и т.д.).

Уместность речи обусловлена необходимостью реализации коммуникативного замысла в конкретных условиях общения. Одни и те же языковые средства могут быть кстати в одной ситуации и неуместными в другой, если не будут учтены мотивы общения собеседников, их психологические характеристики, признаки стиля речи.

Ясность, этичность, эстетичность речи тоже считаются средствами реализации коммуникативной цели и создания положительного имиджа человека.

Содержание программы. Вступительные темы, предусмотренные языковой содержательной линией программы, направленные на формирование у учащихся мотивации усвоения речевых норм, воспитание любви к родному языку. Так, пятиклассники осознают роль украинского языка как государственного, необходимость владения украинским языком каждым гражданином Украины, Ученики 6-ого класса учатся объяснять, в чем проявляется красота и богатство украинского языка; в 7-ом классе определяют место украинской языка среди других славянских языков, далее обосновывают функцию языка якнайважливішого средства познания, общения и воздействия, приводят примеры (8 класс); обосновывают возникновение, развитие, функционирование языка как общественного явления (9 класс); раскрывают роль языка в формировании личности; обосновывают необходимость соблюдения культуры речи как показателя общей культуры и уровня интеллектуального развития каждого отдельного человека и нации в целом; характеризуют основные требования к речи (10 класс); обосновывают роль языка как средства самовыражения и самореализации личности (11 класс).

В соответствии с речевой содержательной линии программы (5-6 классы) происходит ознакомление с требованиями к речи (содержательность, логическая последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность, правильность).

Усваиваются (практически) условия успешного общения (некоторые правила общения): быть вежливым, приветливым и доброжелательным, внимательно, не перебивая слушать собеседника, поощрять его высказать его мнению, заинтересованно ее доброжелательно выслушивать ее, уметь выразить несогласие с позицией собеседника так, чтобы не обидеть его; не разговаривать без нужды громко, не употреблять грубых слов, говорить о том, что интересно адресату речи.

В старшей школе (10 класс) прорабатывается понятие требования к культуре речи: содержательность, логическая последовательность, богатство языковых средств, выразительность, точность, уместность, правильность. Школьники систематически работают над повышением личной культуры речи. В настоящее время систематизируются знания по культуры речи, в частности за двумя степенями владения литературным языком; правильностью, что предполагает соблюдение норм литературного языка, и коммуникативной целесообразностью речи, что означает мотивированное использование средств языка для определенной цели.

Так, в языковой содержательной линии программы (раздел "Культура речи и стилистика", 10 класс) прорабатывается тема "Правильность вещание", что предполагает усвоение этого мовленнєвознавчого понятие и совершенствование орфоэпических, морфологических, синтаксических, орфографических норм. Ученики 11 класса совершенствуют основные требования к речи: точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность.

В государственных требованиях к уровню общеобразовательной подготовки учащихся определяются и результаты овладения учащимися языковыми нормами и коммуникативными качествами речи, которые регулируют осуществление речевой деятельности в четырех ее видах: говорении, аудировании, письме, чтении.

Рецептивная виды речевой деятельности регулируют правила восприятия речи. Известно, что результатом процесса восприятия является интерпретация (понимание, воспроизведения).

Во время объяснений, инструктажа к аудированию учителю необходимо нацеливать учащихся на соблюдение правил эффективного восприятия высказываний с помощью слуха: мотивировать деятельность, внимательно слушать, осмысливать, запоминать услышанное; концентрировать внимание во время слушания.

Эти правила обусловлены тем, что слушание как активный процесс отбора звуковых сигналов коммуникации зависит от развития селективной внимания - отбора звуковых сигналов. Составляющими внимательности есть минимальный порог восприятия (все, что можно воспринять), уровне заинтересованности и мотивации. Осмысление основывается па интерпретации (понимании, истолковании) - то есть предоставлении услышанным словам, сообщению, текстам определенных значений, смыслов. Интерпретация опирается на знание языковых единиц, распознавание намерений говорящего, ориентации в контексте и ситуации общения. Запоминание - процесс хранения информации в памяти с целью последующего ее использования. Учащихся следует нацеливать на кратковременное или долговременное запоминание, что зависит от пользования полученной информацией. На урок, аудирование основном развиваются умения внимательного, вдумчивого слушания, мелкого - понимание и запоминание. Применяется также и слушание ради удовольствия, эмпатичное слушание (вызывает сочувствие), критическое слушание (в случае неуверенности в достоверности информации). Соблюдение правил слушания со стороны ученики обеспечения надлежащего качества аудиотекстов со стороны учителя раскрывает возможности постоянного совершенствования восприятия устной вещание. Ведь известно, что потенциал восприятие речи значительно больше, чем возможности порождения речи (скорость человеческой речи составляет примерно 100-150 слов в минуту, человек способен воспринять и понять к 400-500 слов в минуту).

Программой определены нормы чтения для каждого класса. Кроме нормативные скорости для чтения молча и вслух, выделяются и такие:

□ для чтение молча: быстро просматривать текст и находить в нем указаны элементы (цифры, слова в кавычках, слова со сносками и т.д.); выбирать вид чтения (вивчальне, ознакомительное, выборочное, поисковое) в зависимости от коммуникативной цели;

□ для чтение вслух, выразительно читать тексты разных стилей, плавно, в соответствии с орфоэпических и интонационных норм, выражать с помощью темпа, тембра, громкости голоса особенности содержания, стиля, авторский замысел, приспосабливать к чтению особенностей аудитории (степени подготовки, заинтересованности темой, т.д.), уместно пользоваться различными видами (стратегиями) чтения.

В современной лінгводидактиці и практической работе учителей усиливается внимание к развития аудирования и чтения, ведь от этих видов речевой деятельности зависит качество более действенных и показательных внешне - говорения и письма.

Ознакомление с нормами продуктивных видов речи опирается на более древние методические традиции. Результатом говорения и письма как порождение процессов адресантом речи являются тексты (высказывания).

Основное содержание четкого, нормативного устной речи - говорения-определены программой. Нормы, связанные с процессом говорения, регулирующие механизмы воспроизведение готового текста во время перевода и создания собственных высказываний (диалоги, монологические выступления): соблюдать требования артикуляции, интонирования, темпа, тембра, высоты голоса, пауз и т.п. как средств передачи смысла высказывания и воздействия на слушателей; следить за техникой дыхания; чувствовать себя уверенно перед аудиторией, уместно использовать жесты, мимику, держать осанку, выбирать удобное для общения место и т.д.

Письмо предусматривает прежде всего соблюдение орфографических норм, определяемых в языковой содержательной линии программы, а также, как и все виды речевой деятельности, усвоение других норм литературного языка и правил культуры речи.

При создании устных или письменных высказываний необходимо производить такие нормативные речевые умения:

□ подчинения высказывания коммуникативной цели, теме и основной мысли;

□ уместно использовать языковые средства и способы связи;

□ соблюдать правил общения, речевого этикета;

□ различать нормативную и ненормативную лексику, не использовать лексику позанормативну (речевые табу);

□ контролировать и исправлять смысловые и речевые ошибки.

Своеобразие ознакомления учащихся с языковыми нормами и коммуникативными качествами речи заключается прежде всего в розосередженості, практическом направлении соответствующей работы, учете социальных, региональных условий, усиленном субъективизме, обусловленный психическими, половыми особенностями учащихся, их способностью к самоконтролю. Такое своеобразие предусматривает соблюдение определенных методических положений в процессе ознакомления учащихся с языковыми нормами и коммуникативными качествами речи:

□ Процессы мышления и речи неразрывны. Закономерно, что обучение нормативного речи способствует развитию у учащихся мыслительных процедур и операций, повышает интеллектуальный уровень.

□ Усвоение нормативности речи требует соблюдения принципа коммуникативной целесообразности, заключающийся в соответствии языковых форм условиям и задачам общение. Коммуникативная целесообразность зависит от социальных, региональных отличий, стиля речи, конкретных условий общения.

□ Речевые нормы и коммуникативные качества речи должны усваиваться сознательно. Необходимо формировать у учащихся потребность постоянно совершенствовать свою речь, относиться к нему как к средству достижения цели в различных жизненных ситуациях. Вещание должно восприниматься учениками как важная составляющая имиджа человека.

□ Особого внимания требуют систематические наблюдения за образцами речью, анализ высказываний относительно соблюдения или несоблюдения норм и эффективности в реализации коммуникативного намерения. Следует формировать у учащихся речевую бдительность, желание следить за развитием нормативности языка и речи, негативное отношение к позанормативных явлений в речи.

□ Самоорганизация и самоконтроль являются решающими в формировании речевой и коммуникативной практики учащихся. Поэтому учитель должен помочь своим воспитанникам организовать самостоятельную работу во время уроков, а также в повседневной общении.

□ Воспитание уважения к речевых традиций украинского народа, желание следовать эти традиции, прежде всего этические и эстетические, усваивать речевые шаблоны в типичных ситуациях является важной предпосылкой формирования гражданина Украины.

□ Преимущественно практический характер ознакомления учащихся с языковыми нормами и коммуникативными качествами речи требует концентрации внимания на действиях, а не на усвоении соответствующих понятий культуры речи, риторики, коммуникативной лингвистики. Речевые действия отрабатываются с постепенным усложнением, многократным повторением.

□ Организация индивидуальной работы с опорой на языковое чутье и дар слова учеников есть основой для эффективного усвоения ими языковых и коммуникативных норм качеств речи. Усвоение норм может быть проверено только речевой практикой учащихся.

Современная наука активно разрабатывает соціостатеві, или тендерные (англ. gender род) аспекты общение. Поэтому стоит во время усвоения речевых норм и правил общения учитывать особенности речевого поведения женщин и мужчин в частности женщин: богатый словарный запас, большую эмоциональность, разнообразие речи, эмпатию (сочувствие), ориентированность на общую атмосферу общения, скрытность интенций (намерений), способность отказаться от своих взглядов и т.п.: мужчин: сосредоточение на содержании, информативности, фактах, цифрах, независимой взглядов, преимущественно прямое формулирование своих желаний и т.д.

Среди методических приемов, направленных на ознакомление с речевым; нормами и коммуникативными качествами речи.

Нормы различных видов речевой деятельности взаимосвязаны, все они одинаково влияют на формирование коммуникативной компетенции учащихся. Поэтому ознакомление с языковыми нормами и коммуникативными качествами речи надо проводить комплексно, систематически, с постепенным усилением требований в соответствии с возрастными и индивидуальных особенностей школьников.