Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 5. ПРАКСИОЛОГИЯ

 

§ 1. Практика, ее структура и разновидности

 

Структура практической деятельности и практического разума

Каждое действие обязательно предполагает исполнителя. Основатель праксеологии - философской науки о деятельности - польский философ Тадеуш Котарбиньский, автор непревзойденной труда с праксеологии - «Трактат о хорошей работе», называет эту личность «виновником». Это и есть субъект практической деятельности.

Целью любого действия является то, для чего ее выполняют. Это уже предусмотрен, созданный в сознании субъекта образ того, достижение чего возможно как выполнение этого действия. Например, К. Маркс отмечает: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых сотов стыдит некоторых людей - архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем построить соты из воска, он уже построил ее в своей голове».

 

Часть действительности, определенный объект, выделенный среди других и такой, что на него направлена практика, имеет название предмета практической деятельности. Зависимости от того, воспринимается предмет с помощью ощущений или постигается посредством мышления, он является материальным или духовным, умственным. Так же классифицируют и два ведущие виды практической деятельности.

Классические определения средства как элемента структуры практической деятельности относятся К упомянутым выше. Марксу: «средство... есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействия на этот предмет», и Т. Котарбінському: «средство данной цели - это событие, что является чьим-то продуктом труда в форме изменения или поддержания данного состояния вещи, вызванная для достижения этой цели».

Результат практической деятельности - это то, что является ее итогом - готов, создан новый объект или его свойство. Причем результат уже имеющийся в самом начале практики как ее цель.

П'ятиелементна структура практической деятельности определяет и предопределяет строение практического разума. Перечислим его главные блоки. 1. Массив теоретически-технологических знаний о свойствах предмета, относительно которого применяется практическая деятельность, умение распознавать возможности различных предметов, сравнивать их, отбирать наиболее пригодны для реализации в новом продукте. 2. Массив знаний субъекта о самом себе, о пределе своих технологических знаний, навыков, физических сил. Значительной чертой практического разума в этом разрезе является способность образного, наглядно-прагматического мышления, склонного к мнимой препарации предметов, моделирование последствий применения будущих результатов, такого, что обеспечит возможность субъекта критически отнестись к себе, своего потенциала, претензий. 3. Способность субъекта практического разума формулировать реальные цели. 4. Способность ориентироваться в массиве имеющихся средств, подбирать те из них, которые необходимы для осуществления цели. 5. Способность достигать результата, применяя достойные методы.