Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 5. ПРАКСИОЛОГИЯ

 

§ 1. Практика, ее структура и разновидности

 

Практика (от греч. «праксис» - «действие», «деяние», «деятельность») - это все, что так или иначе касается деятельности человека. Но что надо понимать под деятельностью? Ведь это слово мы употребляем во многих значениях. Первое значение практики раскрывается в ее противостоянии «гносиса», тоже греческому термину, который означает знание, познание. Мы уже упоминали его в теме «Гносеология». В разрезе этого противостояния, где гносис несет смысл отображения имеющегося, изъятие из имеющегося его закономерностей, теоретической деятельности созерцания (от греч. «теория» - «созерцание Бога»), «праксис» означает активную, силовую, физическое воздействие на имеющиеся объекты с целью сделать из них что-то желаемое. Если в Древней Греции гносисом, или теорией занимались философы, то праксисом - демиурга, ремесленники.

Второе значение практической деятельности (праксиса) также відтінюється гносисом - теорией. Практика - чувственно-предметная деятельность (действия с предметами, доступными органам чувств и физических усилий). Теория же, по древнему определению, - это нахождение, преобразования внечувственного, умопостигаемого, идеального.

Третье значение практики в сравнении с познанием касается определяющего органа управления и управления ею. Речь идет о практический разум (специфическую форму интеллекта с его самодетермінацією, претензиями, активностью).

Практический ум и практическая деятельность

 

Как свидетельствует наука антропология, человек отличается от других существ (животных, птиц, рыб, насекомых) не тем, что она применяет орудия труда или изменяет природу. Сервис для создания комфортных условий жизни, размножение, заготовки запасов, выращивания необходимых продуктов используют даже птицы или муравьи с их манящим разделением труда, способностью к агрокультуры. Особенностью человеческого воздействия на природу является наличие отношения к ее реалиям. Животное поедает найдено, человек способен отнестись к природе, зцілеорієнтувати ее использования. Сознательное целенаправленности действий, а не только импульсивное волеизъявления, делает человека практически разумной, а ее контролируемую волю (способность желаний) практическим умом.

Практический разум - это волевая составляющая психики, способность желать, контролируемая осознанными обстоятельствами существующего положения вещей

и прогнозируемыми обстоятельствами надлежащего состояния (Г. В.)

 

Известный гносеолог и основоположник немецкой классической философии И. Кант дал обстоятельный анализ того разновидности разума, который, в отличие от теоретического, или чистого, имеет название практического. Так, во Вступлении к одной из самых известных своих работ - «Критики практического разума» - мыслитель дает своеобразную формулу практического применения разума: «здесь разум занимается определяющими основаниями воли, а воля - это способность или создавать предметы, соответствующие представлениям, или определять самое себя для создания их (безразлично, будет ли для этого достаточна физическая способность или нет), то есть свою причинность». То есть речь идет о применении разума как регулятора деятельности человека, независимо от того, будет ли эта деятельность воплощена в жизнь. Главное - это руководство по воле человека, ведь, как нам известно, теория и практика, созерцание Бога и деятельность, хотя и противопоставляются друг другу, но находятся в диалектическом взаимодействии. Настоящая «теория» тоже не может обойтись без определенных действий, особенно без четких указаний на их направления: «практическое правило всегда является продуктом разума, потому что оно предписывает поступок в роли средства для [достижения] результата или цели». В одном из справочных изданий по философии читаем также: «если интерес теоретического разума сводится к вопросу: «что я могу знать?», то интерес практического разума заключается в вопросе «что я должен делать?».

 

Легко заметить наличие в среде образованных людей трех групп. Первая - «теоретики», которые наивно верят, что первую скрипку в жизни должно выполнять теоретическая ипостась ума. Они способны сделать заметный вклад в науку, но в практическом аспекте часто не достигают даже принадлежащего им. Вторая - практически (прагматично) ориентированы. Не имея творческого потенциала первой группы, они делают карьеру окольными путями - общественной деятельностью, прилипальством к «ракетоносителей», услугами, иногда подлостью, на которую толкает отсутствие профессионализма. Третья - наиболее выигрышная - совмещает теоретическую и практическую составляющие их синтетического разума.

Чтобы очертить замеры именно практической составляющей, рассмотрим структуру практики.

Первым на нее обратил внимание Аристотель. В его «Метафизике» есть сюжет, посвященный работе демиурга - скульптора. Что нужно, чтобы создать статую? Во-первых, предмет, из которого она будет произведена, - глыбу мрамора. Во-вторых, надо, чтобы был тот, кто эту глыбу обработает, прилагая нелегких усилий, то есть субъект деятельности. В-третьих, нужен мотив приложения усилий, то есть цель деятельности, которая направляет работу, побуждает взяться за нее. В-четвертых, работа должна быть результативной, то есть иметь результат. Как видим, структура практической деятельности, по Аристотелю, состоит из четырех элементов. Через два десятка веков после Аристотеля Карл Маркс ввел в структуру практики пятый элемент - средства работы с предметом, средства производства результата.