Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 5. ПРАКСИОЛОГИЯ

 

§ 1. Практика, ее структура и разновидности

Практически-деятельностные измерения сущности человека

 

Трудно, а то и невозможно найти человека, который за всю свою жизнь не выполнила бы даже одной наименьшего действия. В этом находят точку совпадения, например, такие непримиримые идеи, как библейское, христианское учение о сотворении человека и не менее известное произведение Фридриха Энгельса «Роль труда в превращении обезьяны в человека». Указанная общность касается, конечно, привычного, земного жизни. Физический труд не всегда результативная: «Адаму же сказал: «... проклята земля из-за тебя! Ты в скорби будешь питаться от нее во все дни жизни. Терние и волчцы она возрастит тебе, и ты будешь есть траву полевую. В поте лица своего ты будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, ибо из нее ты взят. Ибо ты прах, и в прах возвратишься». Она является следствием грехопадения и реальностью, которая будет существовать до второго пришествия Христа. По мнению соучредителя марксизма, дал один из классических образцов натуралистической концепции антропогенеза, труд - «первое основное условие всей человеческой жизни, к тому же в такой мере, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».

В теме «Философская антропология» речь пойдет о существующих в истории культуры определение человека. Напомним некоторые из школьной программы: «Человек - животное, которое умеет производить вещи»; «Человек - это животное, способное продуцировать средства производства»; «Человек - животное, способное к сознательных целенаправленных действий»; «Человек - животное, живущее в мире свободы и является творческим субъектом»; «Сущность человека есть совокупность отношений с другими людьми»; «Труд создал человека и составляет его сущность»; «Человек - существо, которое подчиняется нравственному імперативові»; «Человек - зверь, что хочет нового» и т. п.

Как видим, сущность человека так или иначе описывается характеристиками практики. Это не случайно. Практика действительно прямо касается человеческой природы. Все разновидности практической деятельности влияют на сущностную определенность человеческого существа.