Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 5
ДУХ АБСОЛЮТА
Иоганн Готлиб Фихте
(1762-1814)
«Действовать! Действовать!Действовать! - вот для чего мы существуем»
Одним из первых среди выдающихся учеников, последователей и критиков И. Канта был, в буквальном смысле «философ от станка», немецкий мыслитель и общественно-политический деятель Иоганн Готлиб Фихте. Бедность, как писал про этого философа Г. Гейне, «сидела возле его колыбели». Отец И. Фихте был бедным ремесленником - ткачом, и поэтому от рождения парню пророчили ремесленную судьбу. Случай распорядился иначе. Способности маленького ткача заметил хозяин. Он же и помог будущему выдающемуся философу получить образование.
В Кенигсберг «до Канта» юноша пришел пешком. Студентом кантовской аудитории он стал через 30 лет после И. Гердера и записал в дневнике: «Я был на лекции И. Канта и нахожу, Что здесь мои надежды не оправдались: его преподавания сонливое». Кант в то время стоял на пороге своего 70-летия, был слабым И болезненным.
Впечатление, что осталось в И. Фихте после лекций, между тем, не мешало молодому философу основательно изучать И. Канта, популяризировать идеи своего философского кумира среди студенческой молодежи и романтично настроенного читательской общественности. Первую «пробу пера» - «Попытка критики всяческого откровения». Фихте, - кстати, изданную анонимно, с подтекстом того, что она якобы принадлежит «самому И. Канту» - И. Кант в общем принял положительно, сделав публичное заявление о том, что этот труд принадлежит И. Фихте. Позже, когда последний получил должность профессора в Йєнеькому университете и начал популяризировать учение И. Канта, собственными (удачными и неудачными) комментариями викривлюючи его сущность, И. Кант произнес такие слова: «Боже, спаси нас от наших друзей, а врагов мы справимся сами». И. Фихте, как известно, стал одним из первых критиков И. Канта - «дело».
Философское наследие И. Фихте достаточно большая. Ведущее место в ней принадлежит трудам «О понятии науковчечня, или так называемой философии» (1794 год), «Основы общего науковчення» (на правах рукописи для слушателей) (1794 год). «Очерки особенностей науковчення отношению к теоретической способности» (1795 год), «Основы естественного права» (1796 год), «Назначение человека» (1800 год), «Закрытая торговое государство» (1800 год), «Ясное, как Солнце, сообщение широкой публике об истинной сущности новейшей философии» (1801 год).
Особый социально-политический и моральный резонанс имело сделанное в разгар войны с Францией, во время пребывания войск Наполеона в Берлине (1808 год), знаменитое Фіхтове «Обращение к немецкой нации». И хотя патриотический пафос этого «Обращения...» відлунював национальной гордостью отношении других народов, что, как известно, не делает чести ни одному из теоретиков, его идеи о необходимости интеграции нации, национальный характер культуры каждого народа, о значении культуры в борьбе за национальную независимость и т.п. имеют общечеловеческую значимость и полной міровз могут рассматриваться как несомненные достижения мировой социально-философской мысли.
И. Фихте отвергал Кантову «вещь-в-себе» и исходным пунктом своей философии объявил абсолютное «Я», которое само себя творит мир со всеми его законами и формовиявами. Он «конструирует мир» средствами волевого и деятельно-активного духовного первоистока (деятельностью мнения как процессом самосознания), признает Бога, свободу воли, бессмертие души. На этих же принципах. Фихте строит свою философскую теорию познания.
Оставляя общефилософское учение И. Фихте для отдельного рассмотрения, сосредоточим анализ на его социально-философских взглядах. Как это ни прискорбно, но именно социально-философская составляющая творческого наследия великого немецкого мыслителя является наименее изученной. Между тем, она содержит в себе идеи, которые не только входят в «философской плоти» социальной теории, но и предстают как важные составляющие ее «станового хребта», то есть выполняют опорную функцию. До таких идей, в частности, относится положение И. Фихте о «деятельного социального субъекта», конструктивно-творческую природу свободы, регулятивную функцию права в гражданской жизни общества.
Идея «деятельного субъекта» известная социальной философии издавна. Вспомним хотя бы мысли о человеке как самоконструюючу существо философов героической эпохи Возрождения, философские конструкции «мыслящей истории» Г. Декарта, социальную направленность выводов И. Канта с его критикой теоретического и практического разума. Итак, первым в постановке этой проблемы. Фихте не был. Он лишь «поднял» ее из истории. Однако «поднял» так основательно, наполнил таким философским смыслом, воспроизвел так системно, что вполне справедливо заслуживает звания пионера и основателя традиции рассмотрения как социального результата деятельности субъекта. И хотя И. Фихте рассматривал деятельность только в ее духовной сущности, как чисто духовную, но его попытку постижения деятельной природы социального нельзя не признать гениальной. Дальше И. Фихте пошел только Г. Гегель. Однако даже он не смог затмить авторитета. Фихте в этом вопросе. Переосмысливая проблему деятельности в философии (деятельного субъекта и деятельной природы социального), современные теоретики обращаются прежде всего к И. Фихте, его противоречивого учения о «Я» и «не-Я», «продуктивное воображение» и интуицию.
Согласно Й. Фихте, вся реальность является порождением духовной деятельности безличного и надособового «Я». Указанная деятельность осуществляется благодаря «продуктивном воображении» - способности «Я» возлагать (то есть осмысливать) свою противоположность «не-Я». Перед этим актом, правда, было возложение «Я» самим собой, рассуждает философ. Итак, «Я» творит «не-Я» не из каких-либо внешних инстанций, а из себя самого. Логика созидания, следовательно, разворачивается согласно схеме «Я возлагает Я», «Я возлагает не-Я», «Я ограничивает не-Я». Фіхтове «Я» бесконечно действует и созерцает себя в своем действии. Это снимает любые ограничения деятельности. Парадигма развертывания этой деятельности определена лишь внутренним миром субъекта и его собственной активностью.
Мнение Й.Фіхте, как видим, является глубокой и величественной. Она воспроизводит деятельное архитектонику становления социального.
И хотя философу можно забросить обвинения в абсолютизации духовного и индивидуального бытия (философская робинзонада) человека в социуме, нельзя не признать, что в его системе в абстрактной, фантастической форме отражена мысль о субстанциональную роль труда в создании человеком внешнего мира и самого себя.
Ничем (кроме собственной духовности) не ограничена деятельность «Я », согласно Й. Фихте, разворачивается в широком поле свободы. Учение философа о свободе, ее эволюцию в истории является следующим величие ним вкладом И. Фихте в развитие социально-философской мысли. Несмотря на абсолютизации духовного и несколько фантастическую схему исторической эволюции свободы, за этим учением И. Фихте рельефно проглядывает вполне реалистичная идея о росте субъективного фактора в истории, прогрессивную роль все крепче разума в поисках оптимальных форм организации социального.
Корни Фіхтової концепции свободы достигают философии Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо и И. Канта, ее социально-політнчним основой были революционные движения, в частности, Великая Французская революция, которой Й.Фіхте, несомненно, восхищался и которую он теоретически оправдывал, особенно в своих ранних произведениях. Сущность и назначение государства. Фіхге видел в воспитании граждан в духе свободы. Если же государство не отвечает этому великому предназначению, она теряет право на существование. Ничто не должно ограничивать неотчуждаемые права человека. Человек, в свою очередь, должен добровольно следовать требованиям закона. Свобода, согласно Й. Фихте, является выполнением человеком своих гражданско-нравственных обязанностей. Она является отголоском необходимости и разворачивается («свобода») через познание и осознание последней. Учение И. Фихте является продолжением концепции свободы Бы. Спинозы. В то же время оно содержит новые моменты. Это, в частности, касается рассмотрения свободы в историческом разрезе.
Есть разные уровни свободы, подчеркивал И. Фихте. Все они зависят от уровня развития общества. На первом уровне свобода обнаруживает себя эстетически, то есть как искусство. Дальше - как мировая идея, как источник героизма и правового порядка. Впоследствии свобода предстает в виде научной идеи, направленной на реконструкцию мышления Вселенной, и в виде религии, что подчиняет индивидуальное бытие абсолютному божеству. Художник, герой, ученый и святой последовательно оказываются субъектами и носителями все высшего уровня свободы. Действительная же (абсолютная) свобода принадлежит не им, а мировые «чистого разума». Идея «мирового разума» И. Фихте во многом перекликается с идеей «духовной субстанции»
Дж-Беркли. Несмотря на ее абсолютизации, как и на схоластически абстрактный характер обоснования исторической эволюции свободы до уровня «чистой мысли» (ума), не увидеть рационального зерна в учении И. Фихте о свободе невозможно. Это учение содержало глубоко рациональную мысль о росте субъективного фактора в истории. Несколько в иной плоскости - в парадигме материалистического понимания истории - ее повторит К. Маркс. И. Фихте, между тем, остается пионером в постановке данной проблемы, что и возвышает его до уровня новаторов социально-философского мышления.
Идея свободы, обоснована Й.Фіхте, не замыкается, как казалось бы должно быть, на индивидуальном «Я», а обобщается философом к признанию свободы всех субъектов исторической драмы. Последнее требует ограничения свободы ради собственного и общественного (гражданского) согласия. На этой почве, согласно Й. Фихте, возникает право, формируется механизм правовой регуляции общественных отношений. Философ отделял право от морали. Если моральные нормы, подчеркивал он, с обязательными для всех, то правовые нормы определяются лишь теми субъектами, между которыми существует соответствующая договоренность. Как и И. Кант, И. Фихте обосновывает социальную и гражданско-стабилизирующую роль частной собственности. Социальное согласие, по убеждению И. Фихте, возможна лишь при условии, что каждый индивид является собственником. Государство - это организация собственников. Закон, регулирующий отношения собственности, является главным. Именно он определяет правовой статус гражданина, направляет его деятельность, устанавливает пределы разумного и целесообразного поведения. Й.Фіхте отрицал теорию разделения властей и в то же время обосновывал необходимость введения в систему властных структур учреждения «эфоров» - контрольной инстанции, которая следит за практикой соблюдения права всеми государственными службами. Нарушение закона карается «интердикт» - запретом, за которой следует удаление виновника - чиновника из системы властных отношений, перевода его в статус частного лица. И. Фихте был сторонником социально организованного общества, концепции прочной и полномочного государства, которая объединяет граждан общей идеей, законами, определенными определенными обязанностями и свободами, обеспечивает порядок, контролирует устоявшийся образ жизни.
В проекте «Закрытой торговой (немецкой) государства» философ скрупулезно описывает нормы жизнедеятельности граждан в самых различных сферах общественного и индивидуального бытия, обосновывает оценки, по которым те или иные жизненные проявления должны быть определены как гражданские или, наоборот, антигромадянські. «Закрытая» в И. Фихте означает ничто другое, как изолированная от других государств мира, экономически самодостаточная и такая, что сама обеспечивает себя, государство; «немецкая» - основанная на определенном этнонациональной (в И. Фихте - немецком)пространстве; «торговая» - такое государство, основой бытия которой являются частнособственнические отношения граждан.
Государство И. Фихте во многом напоминает «идеальное» государство Платона. Граждане в ней делятся на три относительно самостоятельные слои: добытчики материала; мастера - художники, что его обрабатывают; купцы, усилиями которых осуществляется обмен продуктами. При этом пригодность человека к той или иной сферы деятельности, согласно И. Фихте, определяет государство. Она же контролирует потребление, устанавливает пены, обладает монопольным правом на внешние торговые связи, регламентирует общественный порядок, воспитывает людей в соответствии с заранее определенными гражданскими нор мами. Такое государство, считал философ, превращается в «государство разума». Действительным в ней есть то, что соответствует разуму, праву, по конодавству. С развитием ума, самоотверженности граждан «торговая государство перерастает в «моральное объединение» людей. Внешние факторы регуляции общественной жизни отмирают, то есть уступают место нравственным регулятивам, которые все активнее напоминают о себе с подъемом морального духа человека.
Жесткая регламентация, средствами которой И. Фихте пытается выстроить «закрытое государство», дает основания для обвинения философа в симпатии к тоталитарной организации общественной жизни, недооценке им значение индивидуально-активного самоопределения личности, ее внутренней свободы, сторонником и пропагандистом которой философ был в загальнотеоретичній части своей социально-философской доктрины. Указанное обвинение частично снимается постижение исторических обстоятельств, под влиянием (и на преодоление которых был создан проект «закрытого государства». Речь идет о распыленность немецкой буржуазии, необходимость экономической и политической консолидации нации, объединение народа в самостоятельную крепкое государство. Впоследствии к этим факторам добавятся потребности национального освобождения, возрождения культуры и подъема самосознания гражданина. И. Фихте был сыном своего времени и своего народа. Он остро-патриотически реагировал на «злобу дня», теоретически вплетая ее в общую тенденцию прогрессирующей свободы разума.
Несмотря на однозначные организационные державобудівничі мотивы, И. Фихте был и остается певцом деятельного самовыражения человеческой свободы: «Тот, кто считает себя хозяином над другими, сам е рабом. Если он и не всегда является таковым, то у него все же рабская душа, и перед первым же сильнее, кто над ним возобладает, он будет позорно ползать. Только тот свободен, кто желает все вокруг себя сделать свободным » (Фихте И. Г. О назначении ученого. - М-, 1935. - С. 79 -80, 252). Обоснованное теоретически, фіхтеанське возвеличивание деятельности, разума и свободы, с одной стороны, объединяет философа с просвітниками и И. Кантом, а с другой - «перебрасывает мостик» до завершающего аккорда немецкой классики - универсально-диалектической философии Г. Гегеля. Между И. Фихте и Г. Гегелю, правда, еще один гигант духа этой философской школы - Ф. Шеллинг, светлое дыхание мысли которого стало конечным ступенью к диалектической модели социального Г. Гегеля.