Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Раздел 9.

 

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

9. 4. Социологическое интервью

 

Достаточно распространенной формой социологических опросов является интервью (англ. Interview). Наиболее характерная его особенность как специфического вида опроса заключается в том, что интервьюер (тот, кто опрашивает) и респондент (тот, кого опрашивают) сводятся лицом в лицо, что информация, которая интересует исследователя, содержится в ответах индивида на заданный ему в устной форме вопросах (вспомните хотя бы телепередачу "Пятый угол" украинского телевидения).

Интервью - это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Направление беседы определяется той проблемой, которая интересует интервьюера и является предметом прикладного социологического исследования.

Характер общения, степень контакта, взаимодействия, взаимопонимания интервьюера и опрашиваемого лица во многом определяют глубину и качество получаемой информации о тот или иной социальный факт или явление. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдение за поведением собеседника, может получить ту информацию, которую бы он вряд ли получил в случае осуществления анкетирования. Интервьюеру отводится ведущая роль инициатора в организации и проведении беседы, в то время как респондент выступает в роли ведомого, то в роли источника информации. Исследователь спрашивает, респондент отвечает, исследователь, оперируя вопросами, направляет беседу, респондент в своих ответах придерживается его.

Широка сфера применения интервью:

оно может быть использовано на ранней стадии исследования с целью уточнения общей проблематики и формулировки исследовательских гипотез;

интервью часто используется для разработки методики больших опросов - обследований;

оно может быть применено в качестве основного метода получения информации при ограниченной или малой выборке;

интервью применяют в качестве дополнительного метода получения информации вместе с анкетированием, наблюдением и т. д.;

на конец, оно используется в так называемых контрольных исследованиях для уточнения и проверки данных, полученных другими методами.

По форме различают несколько видов интервью:

свободное интервью, когда, как правило, нет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят не интервьюеры, а социологи, которые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т. д. Такое интервью является незаменимым методом на ранних разведочных стадиях исследования;

глубинное интервью имеет целью получить информацию, которая подтверждает не только наличие того или иного социального факта, явления, но и объясняет причины появления данных фактов, явлений;

фокусированный направленное интервью - изучение общественного мнения относительно конкретного события, факта, ситуации;

стандартизированное (формализованное) интервью, когда формулировка вопросов, их порядок, количество и перечень возможных альтернативных ответов, их кодировании и форма записи предусматриваются заранее и строго фиксируются в своем однообразии. Этот вид интервью - наиболее распространенный, чаще всего его применяют при переписи населения.

Существуют и другие классификации интервью. Так, в зависимости от цели, их делят на:

интервью мнений и отношений относительно актуальных событий, явлений;

документальное интервью - цель воспроизведения каких-либо прошлых фактов, событий путем опроса их свидетелей, непосредственных участников.

По типу субъектов, опрашиваются, выделяют интервью с:

ответственным официальным лицом;

экспертом;

респондентом буквально - представителем определенной группы населения.

По процедуре проведения отличают следующие типы интервью:

панельное (повторное) интервью - направлено на изучение трансформации отношений и мыслей какой-то группы людей в течение определенного промежутка времени (от нескольких месяцев до двух лет);

групповое интервью - запланирована беседа в кругу семьи, группы студентов, производственной бригады, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию;

многократное интервью - один из вариантов повторного интервью для всестороннего и глубокого изучения личности респондента в течение длительного промежутка времени;

не направленное интервью - разновидность неформалізованого (свободного) интервью, выполняет ярко выраженную психотерапевтическую функцию. Вся инициатива ведения беседы находится в руках респондента. Задача интервьюера - внимательно выслушивать высказывания респондента на определенные темы, которые его волнуют.

На проведение интервью существенное влияние оказывают такие факторы, как время и место его проведения.

Интервью на рабочем месте респондента, как правило, является очень неудобным, отрывает от дел, присутствуют отвлекающие моменты.

Интервью по месту жительства респондента, в домашних условиях, способствует откровенной беседе, непринужденности, не ограниченное время на осмысление вопросов.

Интервью по специальным местом, куда респондент приглашается заблаговременно или непосредственно перед началом интервью, является наиболее удобным для проведения беседы - отсутствует влияние "третьего лица".

Важное влияние на достоверность и полноту информации, которую получают с помощью интервью, осуществляет фактор времени. Если интервьюер стремится получить информацию у человека, который только-только вернулась с ночной смены или из длительной командировки, то возможности получить объективную информацию будут минимальными, даже если респондент заблаговременно был проинформирован о цели и значение опроса. Время интервью должен быть удобным не для интервьюера, а для респондента.

На сам процесс интервью влияют также возраст и пол его участников. Результаты интервью лучше, когда его участники примерно одного возраста. В интервью со многими вопросами, которые имеют целью выявить ценностные ориентации опрашиваемого, целесообразно, чтобы интервьюер и респондент были одного пола и примерно одного возраста. Вообще же женщинам - интервьюерам удается, как показывает социологическая практика, получать более искренние ответы, чем мужчинам.

Для стимулирования ответов респондентов, получения наиболее полной и точной информации существует немало средств, некоторые применяются большинством интервьюеров.

Выражение согласия (внимательный взгляд, качание головой, улыбка, поддакивания).

Использование коротких пауз.

Повторение основного вопроса.

Частичное согласие, например: "Вы говорите, что... Однако некоторые люди считают, что... ".

Просьба объяснить, например: "Мне не совсем понятно, как... не могли бы Вы объяснить, что имеете в виду... ", "Итак, Вы только что сказали, что... Уточните, пожалуйста...".

Уточнение с помощью неправильного повторения ответа, например:

* - Вы заметили, что обычно возникают споры в семье по вопросам распределения домашнего труда?

* - Нет, я сказал "иногда".

* - Простите, я, видимо, не расслышал.

Указания на противоречия в ответах, например: "Вы только что говорили, что... А теперь отметили несколько другое. Возможно, я неверно Вас понял?".

Повторение последних слов респондента (метод "эха"), например, респондент говорит: "Я принимал этот курс лечения в течение шести месяцев и не почувствовал облегчения". Интервьюер: "Вы не почувствовали облегчения?".

Нейтральная требование дополнительной информации, например: "Это очень интересно, я хотел бы знать больше о путях рационального использования свободного времени. Не могли бы Вы рассказать об этом немного подробнее? "

Требование определенной дополнительной информации, например: "Почему Вы считаете именно так? Как Вы пришли к этому выводу? Когда? "

После любого высказанного сомнения или несогласия и получения на них разъяснения интервьюер должен выразить свое понимание, согласие, одобрение: "да, Да, Вы правы. Сейчас мне понятно. Это очень интересно " и т. д.

Если в процессе интервью получен ответ типа "не знаю", то, прежде всего, интервьюер должен выяснить, что кроется за ним: а) действительно незнание; б) непонимание смысла вопроса; в) неумение выразить свое мнение; г) опасения высказать это вслух; д) опасения дать "неправильный" ответ. В зависимости от этого интервьюер должен выбрать оптимальную линию поведения.

Регистрировать ответы надо сразу, в процессе интервью (с помощью диктофона, магнитофона). В конце беседы интервьюер может вернуться к некоторых вопросов, на которые получены неполные ответы. В завершение интервью можно пригласить респондента к участию в следующих социологических опросах, поблагодарить его за участие в социологическом исследовании.

В завершение разговора об интервью заметим, что его успех во многом зависит от подготовки интервьюеров. Она предусматривает:

ознакомление с общими принципами измерения, разъяснения им роли и значения сбора первичной социологической информации;

• усвоение интервьюерами основных принципов поведения в процессе опроса;

обучение их технике интервьюирования;

предоставление им возможности пройти практику проведения интервью;

приобретение интервьюером умение тщательно анализировать и оценивать процедуру интервью.