ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Раздел 9.
МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
9.3. Социометрический опрос
Социометрический метод - это метод опроса, нацеленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (например, студенческой группы).
Наличие анкеты - вопросника, характер ее заполнения, требования к контакта с опрашиваемым - эти и некоторые другие признаки дают основание считать социометрический метод, не смотря на наличие отличительных черт, одним из видов опроса. Его особенность и отличие от других традиционных методов опроса (анкетного и интервью) заключается в целенаправленной ориентации исследования особенностей межличностных отношений в малых группах.
Появление соціометричного метода или просто социометрии в арсенале социологического исследования связано с именем американского социального психолога и социолога. Морено (1892 - 1974 гг.). Термин "социометрия", предложенный им, происходит от двух латинских слов: "socius" - друг, товарищ и "metrum" - измерение, мера, то есть в буквальном смысле "социометрия" означает измерение степени дружеских отношений и является своеобразным способом количественной оценки межличностных отношений между индивидами в группе.
Повседневный жизненный опыт свидетельствует о том, что в процессе совместной деятельности индивидов всегда имеющимися есть чувства симпатии и антипатии друг к другу. Одни индивиды стремятся (положительный выбор) сотрудничать с определенными людьми в какой-то конкретной ситуации, в процессе какого-либо достаточно определенного вида деятельности, другие индивиды, наоборот, выражают нежелание (негативный отбор) взаимодействовать с этими лицами. Процесс іптерперсональних положительных или отрицательных выборов является неотъемлемой характеристикой повседневной жизнедеятельности группы. Социометрический тест как раз и имеет своей целью измерить чувства симпатии или антипатии, которые проявляются в межличностных отношениях. Следовательно, этот тест представляет собой специальную технику измерения достаточно конкретного вида межличностных отношений, которые выражаются в различных оценках и суждениях одних групп относительно других в плане желания или нежелания взаимодействовать друг с другом. Социометрический тест позволяет дать количественную оценку выборов индивидов относительно друг друга в процессе выполнения определенного вида деятельности. Он является достаточно эффективным методом описания и оценки социально-психологического состояния межличностных отношений, психологической структуры группы и ее общего психологического климата.
С помощью соціометричного теста можно получить оптимальную информацию о позиции индивидов в группе (например, о степени популярности, о типах межличностных отношений, о наличии подгруппы, неформального лидера в группе, о групповую сплоченность и т. д.) и на их основе выявить положительные, конфликтные, напряженные или индифферентные участки, что имеет очень большое значение для корректировки межличностных отношений в группе.
Интерперсональные выборы могут изучаться на двух уровнях:
• поведенческом, когда исследователь непосредственно наблюдает поведение индивидов в конкретных ситуациях, регистрируя данные своих наблюдений, а затем анализируя их;
• вербально-прожективному, когда исследователь с помощью опроса на основе специальной анкеты - вопросника проявляет желаемые типы отношений между индивидами, те, которым они отдают предпочтение.
Социометрический тест формулируется в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления структуры взаимоотношений (например: "С кем из членов студенческой группы Вы хотели бы отметить свой день рождения?", "Вместе с кем Вы желали бы проживать в одной комнате общежития?", "Кто из членов студенческой группы, на Ваш взгляд, должен быть старостой?" и т. п.). Выбор того или иного способа конструирования теста определяется как задачами исследования, так и характеристиками группы, что изучается. Согласно Как. Морено, тест должен отвечать следующим требованиям:
• пределы группы, в которой проводится тест, должны быть четко определены;
• индивиды должны делать неограниченное число выборов;
• индивиды должны быть опрошены с целью выявления их выбора в терминах определенного критерия;
• результаты соціометричного теста должны быть впоследствии использованы для того, чтобы реконструировать группу;
• все выборы членами группы должны осуществляться самостоятельно;
• вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они были в равной степени понятны всем членам группы.
Чаще всего социометрический тест применяется к изучению малых групп (до 10-25 человек), где он дает наибольший эффект, хотя с его помощью иногда изучают и структуры отношений и связей в больших группах. Социометрический опрос можно проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности (три и более месяцев), на основе которой уже возникли определенные постоянные взаимоотношения между его членами. В противном случае исследование зафиксирует случайную структуру.
Процедура соціометричного опроса состоит из нескольких этапов:
• определение проблемы, выбора объекта исследования, ознакомление с величиной и различными социально-демографическими характеристиками группы;
• вхождение исследователя в прямой контакт с членами коллектива и проявления доверия к себе, а также с установления содержания соціометричних тестов;
• собственно опрос (инструктирование респондентов, раздача соціометричних карточек, заполнение их респондентами, сбор карточек);
• обработки информации и представления ее в аналитическом виде;
• формулировка выводов и рекомендаций.
Социометрический опрос может проводиться как в форме раздаточного анкетирования на месте, так и в форме своеобразной анкеты - интервью. В первом случае исследователь просто раздает респондентам анкеты, контролирует их заполнения, а затем собирает их. Во втором случае исследователь зачитывает вопросник респондентам, каждый из которых на. чистом листке бумаги, нумеруючи очередность вопросов, сразу же отвечает на них.
Социологи используют немало различных методов обработки данных соціометричного опросы, которые можно разделить на две группы: 1) графические методы (соціограми); 2) количественные методы (индексы, статистический анализ, факторный анализ).
Социограмма представляет собой графическое изображение структуры межличностных отношений в группе. При ее построении пользуются такими графическими символами.