Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Раздел 9.

 

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

9. 5. Фокусированный групповое интервью

 

Фокусированный групповое интервью - качественно-количественный метод сбора социологической информации, что возникает в середине XX в. в США. Его предтечей были так называемые свободные интервью, что их применяли в американской социологии конца 30-х и в 40-х гг. В таких интервью заранее задавалась общая тема беседы и определенный круг открытых вопросов. Первым обобщением, посвященным собственно фокусованому групповом интервью, стала работа Г. Мертопа "Фокусированный интервью" (1956). Эту разработку было адаптировано П. Лазарсфельдом и др. авторами для маркетинговых исследований. Именно в этой области фокусированный групповое интервью нашло свое дальнейшее развитие и широкое применение. Позже метод фокусированного группового интервью активно переняли, собственно, социологи. Он позволил им получать более глубокую информацию о мысли, чаяния и опыт людей, чем количественные методы. Метод фокусированного группового интервью имеет общие черты с некоторыми вариантами опроса, скажем - с групповым интервью. Однако фокусированный групповое интервью является не просто чередованием вопросов интервьюера и ответов респондентов, а является своего рода дискуссией. Респонденты имеют больше свободы здесь в выборе формы выражения своих чувств и мыслей по заданной теме. Применение фокусированного группового интервью стимулирует возникновение новых вопросов, а предмет разговора может приобретать неожиданных очертаний (в этом проявляется гибкость метода). Особенностью метода фокусированного группового интервью является то, что дискуссия имеет фокусированный характер: тема дискуссии, логика и форма вопросов (количество которых должно не превышать десять) определяются заранее и фиксируются в инструкции ведущему. Важно, чтобы каждый участник фокус - группы не был скованным, ограниченным временем, чувствовал внимание к себе, сумел настроиться на тему, что интересует исследователя, имел возможность немного отдохнуть в ходе дискуссии и т.д. Сбор информации происходит в процессе наблюдения за обсуждением предлагаемых вопросов, а также за невербальным поведением. Обычно с одной темы проводят три - четыре фокус - группы. В сочетании с другими методами фокусированный групповое интервью может выступать как пілотажне или как дополнительное исследование для проверки результатов, полученных с помощью других методов.