Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Классификация психических состояний

Состояние фиксирует определенный статический момент в характеристике психического как-то целостное.

Психические состояния можно классифицировать как проявления психических процессов:

• эмоциональные состояния - настроения, аффекты, тревога и т.п.;

• состояния волевые - решительность, растерянность и т.д.;

• состояния познавательные - сосредоточенность, задумчивость и т.д.

Психические состояния различают также по глубине и продолжительности. Страсть как психическое состояние глубже, чем настроение. Каждое состояние временное, его может сменить другой. С практической целью выделяют мгновенные состояния (неустойчивые), долговременные и даже хронические, или оперативные, текущие и перманентные. Каждое состояние - например, тревога и задумчивость, при определенных условиях может быть и оперативным (неустойчивым), и текущим (продолжительным), и перманентным (хроническим). Переход состояний из текущих в перманентные может быть и позитивом (состояние тренированности в спорте, решительности), и негативом (состояние усталости, растерянности).

Сложность различения типов психических состояний в том, что их почти невозможно разместить в пределах одной шкалы, классифицировать по одному признаку. Каждое из состояний имеет свой континуум проявлений и набор признаков (уровень осознанности, доминирование психических процессов, продолжительность, адекватность или неадекватность ситуации и т.п.).

Настроения, аффекты, страсти рассматривают как формы проявлений аффективной сферы, аффективных процессов, различающихся по продолжительности: от кратковременного аффекта до настроения как текущего, длительного состояния и к страсти как перманентного, хронического состояния. По уровню осознанности порядок размещения меняется: от страсти как наиболее осознанного состояния до настроения и аффекта как наименее понимаемого. Относительно доминирования психических процессов с их сложностью и довільністю, то эти состояния размещаются от аффекта, где доминируют эмоции, настроения и страсти как единства эмоции и воли.

Связь эмоциональных состояний и свойств наиболее отчетливо проявляется в состоянии тревоги. Термином «тревога» обозначают эмоциональную ответ на возможную психическую угрозу, в отличие от термина «страх», которым обозначается реакция на реальную угрозу, угрозу нарушения функций организма и деятельности, которая осуществляется. Состояние тревоги возникает в связи с возможными неприятностями, непредвиденными ситуациями, изменениями в привычной обстановке и выражается специфическими переживаниями - волнение, опасения, нарушения покоя и др.

Тревожность как черта личности является наиболее значимым риск-фактором, что способствует нервно-психическим заболеванием. Высокая тревожность снижает эффективность интеллектуальной деятельности, тормозит ее в напряженных ситуациях, например, во время принятия решения на действия в экстремальных ситуациях.

Влияние стресса зависит от интенсивности стрессоров, то есть факторов, что такое состояние предопределяют, и от индивидуально-психологических особенностей личности. В сложных жизненных ситуациях, критических моментах определенный уровень проявления эмоционального стресса может стать характерной чертой личности - склонностью к эмоциональному стрессу. Различают типы личностей, склонных к стрессу и устойчивых к действию стрессоров. У предрасположенных к стрессу чаще имеющиеся способность к конкуренции, четкое стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, экспрессивное речи, ощущение постоянной нехватки времени.

Итак, в психических состояниях сочетаются, сливаются характеристики психических процессов и свойств личности. Анализ психического состояния позволяет прогнозировать поведение личности, ее развитие и самовозрастания.

Психические состояния группируют по различным признакам. За чисто психологическими признаками состояния бывают интеллектуальные, эмоциональные, волевые и комбинированные.

В зависимости от рода занятий личности психические состояния делятся на состояния в учебной, трудовой, боевой, бытовой, экстремальной и других видах деятельности.

По роли в структуре личности состояния могут быть ситуативными, личностными и групповыми. Ситуативные состояния выражают особенности ситуации, которая повлекла в личности нехарактерные для ее психической деятельности реакции. Личностные и коллективные (групповые) - состояния, которые являются типичными для конкретного человека или коллектива (группы).

По глубине переживаний различают состояния глубокие и поверхностные. Например, страсть более глубокое состояние, чем настроение.

По характеру воздействия на личность, коллектив (группу) станы разделяют на положительные и отрицательные.

По продолжительности состояния бывают долгими и короткими. Тоска молодых солдат (матросов) по своей родиной может охватывать период до нескольких недель, пока они не привыкнут к новым условиям, не «вростуть» в коллектив. Состояние ожидания какого-либо значимого события в некоторых людей возникает за несколько месяцев до нее.

По степени осознанности состояния могут быть более-менее осознанными и не осознанными.