Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ЧАСТЬ III. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

 

6. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

6.7. Анализ рентабельности

 

Как и каждый абсолютный показатель размер прибыли не всегда характеризует эффективность деятельности предприятия. Поэтому, чтобы оценить эффективность работы предприятия, полученную прибыль необходимо соотносить с осуществленными затратами - текущие (себестоимость продукции) и авансированным (активы или части их).

Соотношение прибыли с указанными выше затратами представляет собой рентабельность.

Рентабельность можно определить как отношение определенной прибыли до показателя, рентабельность которого рассчитывается.

Рентабельность характеризует уровень доходности; он в большей степени, чем прибыль характеризует конечные результаты деятельности предприятия. Рентабельность позволяет сопоставить эффективность работы различных предприятий, доходность различных видов продукции и т.п.

Рентабельность оценивается, обычно, в процентах, а в некоторых случаях и в коэффициентах.

Существует значительное количество показателей рентабельности.

В данном разделе рассматриваются показатели рентабельности, связанные с производством и реализацией продукции. Показатели рентабельности, характеризующие использование капитала, будут рассмотрены в следующем разделе.

При расчетах показателей рентабельности, связанных с производством и реализацией продукции, как прибыль должен использоваться прибыль от производства или реализации продукции, поскольку лишь он характеризует производственную деятельность предприятия.

Использование же чистой прибыли для этой цели нецелесообразно, поскольку он характеризует результаты всех видов деятельности и поэтому рентабельность показателей, связанных с производством продукции, будут искажены и соответственно не отражать реальную производственную деятельность предприятия.

К показателям рентабельности продукции относят:

- рентабельность изготовленной (реализованной) продукции

(6.16)

где RQ(P) - рентабельность изготовленной продукции (продажа);

П - прибыль от производства (реализации) продукции;

Q(Г) - объем производства (реализации) продукции;

- рентабельность отдельных видов продукции

(6.17)

где Rq - рентабельность отдельных видов продукции;

Ц - цена за единицу продукции;

С - себестоимость единицы продукции;

- рентабельность затрат

(6.18)

где Rв - рентабельность затрат;

П - прибыль от производства (реализации) продукции;

В - затраты (себестоимость) на произведенную (реализованную) продукцию.

Между затратами на 1 грн. продукции и рентабельностью продукции (продажа) существует такая взаимосвязь:

(6.19)

где V - затраты на 1 грн. продукции;

- коэффициент рентабельности изготовленной (реализованной) продукции.

Отсюда:

(6.20)

Таким образом:

(6.21)

если затраты на 1 грн. продукции оцениваются в гривнах или

(6.22)

если затраты на 1 грн. оцениваются в копейках.

При наличии значения рентабельности изготовленной или реализованной продукции затраты на 1 грн. продукции рассчитываются по формуле:

(6.23)

Рентабельность продукции, рентабельность затрат, затраты на 1 грн. продукции находятся в определенной взаимосвязи:

(6.24)

т.е. рентабельность продукции равна произведению рентабельности затрат на затраты на 1 грн. продукции.

Анализ показателей рентабельности приведенный в табл. 6.7.

Из табл. 6.7 видно, что показатели рентабельности в отчетном периоде выше по сравнению с предыдущим периодом. Так, рентабельность продаж выросла на 3,2%, рентабельность затрат - на 3,7%. Снизились соответственно затраты на 1грн. продукции.

По методу цепных подстановок проведем факторный анализ изменения рентабельности продаж.

Для этого в соответствующей формуле (6.16) проведены определенные преобразования, чтобы расширить состав факторов

(6.25)

где R - рентабельность продаж;

П - прибыль от реализации продукции;

Р - чистый доход (выручка) от реализованной продукции (товаров, услуг, работ);

 

 

 

Таблица 6.7

Анализ показателей рентабельности

 

Показатель

Код строки ф. № 2

Предыдущий

период

Отчетный

период

Отклонения

(+, -)

(гр.З-гр.2)

А

1

2

3

4

Начальные данные

1. Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, услуг, работ), тыс. грн.

035

6621,3

8976,3

+2355,0

2. Себестоимость реализации продукции(товаров, услуг, работ), тыс. грн.

040

5165,8

6806,5

+1640,7

3. Административные расходы, тыс. грн.

070

737,8

943,4

+205,6

4. Расходы на сбыт,

тыс. грн.

080

379,6

479,7

+100,1

Расчетные показатели

5. Полная себестоимость реализованной продукции (товаров, услуг, работ) (р.2+ +р.3+р.4), тыс. грн.

040+070+

+080

6283,2

8229,6

+1946,4

6. Прибыль от реализации продукции(товаров, услуг, работ) (г.1-р.5), тыс. грн.

035-(040+

+070+080)

338,1

746,7

+408,6

7. Рентабельность продаж, % (с.6:г.1)100

 

5,1

8,3

+3,2

8. Рентабельность затрат, % (с.6:р.5)100

 

5,4

9,1

+3,7

9. Затраты на 1 грн. продукции, коп. (р.5:г.1)100, коп.

 

94,9

91,7

-3,2

 

В - затраты (полная себестоимость) на реализованную продукцию. Рентабельность продаж в предыдущем периоде:

=

Цепные подстановки:

=,

=.

Общее изменение рентабельности продаж:

= 8,3-5,1 = 3,2%,

в том числе под влиянием изменений:

- чистого дохода (выручки) от реализации продукции

= 30,0-5,1 = 24,9%;

- затрат на реализованную продукцию

= 8,3-30,0 = -21,7%.

Балансовая проверка:

= 24,9-21,7 = 3,2%,

т.е. результаты расчетов совпадают с общим отклонением рентабельности продаж.

Аналогично проводится анализ рентабельности отдельных видов продукции, только вместо чистого дохода (выручки) от реализации продукции используется цена за единицу продукции, а вместо полной себестоимости реализованной продукции - себестоимость единицы продукции.

Важное значение имеет оценка влияния рентабельности отдельных видов продукции на общую рентабельность всей продукции, которая производится в следующей последовательности.

Определяется удельный вес каждого вида продукции в общем объеме производства (реализации). Рассчитываются индивидуальные показатели рентабельности отдельных видов продукции. Оценивается влияние рентабельности отдельных изделий на ее общий (средний) уровень для всей изготовленной (реализованной) продукции. Для этого значение индивидуальной рентабельности умножается на удельный вес изделия в общем объеме изготовленной (реализованной) продукции. При этом общая (средняя) рентабельность продукции рассчитывается по формуле:

(6.26)

где R - рентабельность изготовленной продукции (продажа);

Ri - рентабельность i-го вида продукции;

di - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме.

В табл. 6.8 приведен пример оценки влияния рентабельности отдельных видов продукции на общую (среднюю) рентабельность всей продукции. В условии задачи представлены только первые два показателя, остальные рассчитаны.

 

Таблица 6.8

Оценка влияния рентабельности изготовленных изделий на рентабельность всей продукции

 

Виды продукции

Общие затраты на реализованную продукцию, тыс. грн., Вi

Рентабельность расходов,

% RВi

Прибыль от реализации продукции, тыс. грн.,

гг _ КЕ Ви

Пi=(RBиBi):100

(гр.1гр.2):100

Объем реализации,тыс.грн. Ги=ии (гр.І+гр.З)

Рентабельность реализованной продукции, %

Ri=(Пи/Pi)100

(гр.3:гр..4)100

или

Ridi (гр.5-гр.6)

А

1

2

3

4

5

6

7

К

150

15,0

22,5

172,5

13,00

0,375

4,9

Л

120

13,0

15,6

135,6

11,50

0,294

3,4

М

140

9,0

12,6

152,6

8,26

0,331

2,7

Вместе

410

-

50,7

460,7

11,00

1,000

11,00

 

В последней колонке табл. 6.8 отражено, в какой степени рентабельность каждого вида продукции влияет на общую (среднюю) рентабельность реализованной продукции.

Итог последней колонки (гр.7) должен равняться общей (средней) рентабельности всей продукции (гр.5).

Действительно:

(50,7:460,7)100= 11,00%.

Указанная методика может быть использована для оценки эффективности отдельных видов продукции и для оптимизации структуры ассортимента продукции в процессе формирования производственной программы. Регулируя ассортимент продукции с учетом спроса на определенные изделия, можно по посредством изменения структуры достичь лучших результатов, не увеличивая даже при этом объем производства продукции.

Учитывая важность факторного анализа в экономических исследованиях, в табл. 6.9 приведена методика оценки влияния отдельных факторов на изменение рентабельности отдельных видов продукции.

 

 

 

Таблица 6.9

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

 

Вид продукции

Средняя цена реализации, грн.

Себестоимость единицы продукции, грн.

Рентабельность продукции, %

Отклонение от плана, % (+, -)

по плану

по факту

по плану

по факту

плановая

условная

фактическая

общее

(гр.7-гр.5)

в том числе за счет изменений:

цены

(гр.6-гр.5)

себе-

стоимости

(гр.7-гр.6)

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

К

500

520

400

450

20,0

23,1

13,5

-6,5

+3,1

-9,6

Л

600

610

500

512

16,7

18,0

16,1

-0,6

+1,3

-1,9

М

700

735

570

556

18,6

22,4

24,4

+5,8

+3,8

+2,0

Н

750

780

587

575

21,7

24,7

26,3

+4,6

+3,0

+ 1,6

 

 

Итак, как свидетельствуют данные табл. 6.9, в результате роста цен на все виды продукции соответственно повысилась рентабельность продукции. Однако повышение себестоимости продукции К и Л привело к снижению рентабельности указанных видов продукции в течение отчетного периода.