ЧАСТЬ III. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
6. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
6.6. Анализ уровня безубыточности
Под уровнем (точкой) безубыточности
или окупаемости затрат считается такой объем реализованной продукции, при которой
выручка от реализации равна ее полной себестоимости, т.е. отсутствуют как
прибыли, так и убытки.
Для определения точки безубыточности
используется графический и алгебраический методы.
Для построения графика или проведения
расчетов используется следующая информация:
- постоянные расходы (ПВ);
- переменные затраты (ПЗ);
- переменные затраты на единицу
реализованной продукции (ПС');
- общие затраты (В);
- объем продукции в натуральном
измерении (q);
- стоимость реализованной продукции
(Г).
На рис. 6.1 приведен графический
метод определения точки безубыточности. С помощью этого графика, если
придерживаться точной шкалы можно оценить различные варианты объемов реализации
продукции и определить степень их доходности.
Рис. 6.1. График определения точки
безубыточности
Однако попытки определить точки
безубыточности предусматривают ряд допущений, которые нужно учитывать при их
применении, в частности:
- неизменность
постоянной части расходов за любого объема производства, что проблематично;
- неизменность переменных затрат на
единицу продукции;
- неизменные цены;
- производство одного вида или
качественно однородной продукции.
При алгебраическом способе определения
объема производства (реализации), достаточного для покрытия затрат,
использовать такие формулы:
Q = ПВ + ЗВ
(6.9)
или
(6.10)
где q - производство продукции в
натуральном измерении;
р - цена за единицу продукции;
СВЯ - переменные затраты на единицу
продукции.
Отсюда, объем производства в
натуральном измерении, который обеспечивает равенство стоимости продукции и затрат на ее
изготовление, рассчитывается по формуле:
(6.11)
Формулу можно также представить в таком
виде:
(6.12)
где МД' -
маржинальный (предельный ) доход на единицу продукции.
Маржинальный доход, а также формулы
для определения точки безубыточности позволяют использовать их для решения
ряда управленческих задач, в частности:
- определить объем производства
продукции в точке безубыточности;
- оценить достоверно
ожидаемая прибыль по заранее заданному объему производства продукции;
- определить, какой
должен быть объем производства ради получения желаемого дохода.
Для получения желаемой прибыли
необходимый объем производства рассчитывается по формуле:
(6.13)
Воспользовавшись приведенными выше
формулам и данным табл. 6.6 за плановый период, рассмотрим возможность
реализации указанных выше управленческих задач.
Для расчета объема производства в
точке безубыточности используем формулу (6.11):
= ед.
Следовательно, при производстве 311 ед.
изделий чистый доход (выручка) от реализации продукции будет равна полной
себестоимости продукции и, соответственно, прибыль будет нулевым.
Предположим, что руководство предприятия
планирует довести объем производства изделий до 600 ед. Для определения ожидаемого
прибыли воспользуемся формулой (6.13), проведя соответствующие преобразования:
= 600 ∙
(0,50 - 0,28) - 68,4 = 63,6 тыс. грн.
Предприятие ставит цель
получить прибыль в объеме 70 тыс. грн. Чтобы определить, до какого уровня довести
объем производства в натуральном измерении, можно использовать формулу (6.13:
=ед.
Если в формуле (6.11)
используются стоимостные показатели, то она позволяет определить порог рентабельности,
т.е. сумму выручки, которая необходима для того, чтобы покрыть все расходы. Прибыли в
таком случае не будет, не будет и убытков, а рентабельность продукции
равна нулю.
(6.14)
На основании порога рентабельности
можно определить запас финансовой устойчивости (ЗФС):
(6.15)
Таким образом, маржинальный анализ
предоставляет руководству большие возможности по гибкости принятия управленческих
решений.