Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ

 

Урок № 56

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4 (КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ)

 

Цель: проверить и оценить уровень учебных достижений десятиклассников из раздела «Стилистические средства лексикологии и фразеологии», выяснить возможные недостатки в ходе овладения языковым теорией; развивать навыки работы с тестовыми заданиями, навыки самостоятельной работы; воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Тип урока: урок проверки уровня учебных достижений учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока

 

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

Ознакомление с критериями оценивания тестовых заданий закрытой и открытой формы. Проведение инструктажа по выполнению их.

 

IV. Выполнение тестовых заданий закрытой и открытой формы

Вариант 1

► Задание 1-9 имеют по четыре варианта ответа, среди которых только один правильный. Нужно выбрать правильный вариант ответа.

1. В каком ряду все словосочетания являются фразеологизмами?

А Ноги уносить, быстро бежать, хватать дрожь;

Бы ни пары с уст, комарика подавить, как кот наплакал;

В стоять как пень, веселый человек, зуб на зуб не попадает;

Г сидеть сложа руки, бережно ухаживать, бежать сломя голову.

 

2. Отметьте строку, в котором есть контекстуальные синонимы.

А Путь лежал на водоразделе Днепра и Буга, лежал высоко и ровно. Турчанская могила присядькувато чапіла над черным путем прибіленою копной (С. Колесник).

Бы Здесь было создано Кирилло-Мефодиевское общество, революционное крыло которого возглавил Т. Г. Шевченко (3 журнала).

В Прошло несколько дней, как Озиваймо не слышал и не видел волка. Из его владений, по крайней мере, волк исчез. Лесовичок даже волноваться начал - все-таки живое существо пропало (А. Давыдов).

Г Было, как услышат хуторяне, что идет татарва, то прячутся по оврагам и котловинах (О. Стороженко).

 

3. Выясните, какими лексическими единицами являются выделенные слова в предложении Зимой веет метель, летом придет теплая погода (П. Воронько).

А Омонимами;

Бы паронімами;

В антонимами;

Г синонимами.

 

4. В каком ряду все словосочетания содержащие омонимы?

А сию книгу - закрыть книгу, метить мелом - метить в сердце;

Бы песчаная коса - девичья коса, веселые люди - грустные люди;

В материнская ласка - хищное пожалуйста, маскарадный бал - высокий балл;

Г плакать от счастья - смеяться от счастья, написать письмо, получить письмо.

 

5. В какой строке все фразеологизмы составляют синонимический ряд?

А Зубы съесть, как муха в кипятке, как белка в колесе;

Бы кривить душой, крутить хвостом, надевать овечью шкуру;

В горло драть, криком кричать, мылить шею;

Г лежать лежнем, дурака валять, брать на смех.

 

6. В какой строке фразеологизмы имеют значение молодой?

А Ни пары из уст, еще мало каши съел;

Бы молоко на губах, цыпленок жовтороте;

В горобеня жовтодзьобе, наделать шуму;

Г нет гаразду в голове, жуки в голове.

 

7. Какими лексическими единицами являются выделенные слова: съезд пись мечников - конный заезд?

А Синонимами;

Бы антонимами;

В паронімами;

Г омонимами.

 

8. В какой строке фразеологизм имеет значение говорить что-то бессмысленное?

А Глотать слова, открывать душу, сон рябой кобылы рассказывать;

Бы резать правду в глаза, бросать слова, разводить болтовню;

В точить болтовня, во весь голос, не своим голосом;

Г городить турусы на колесах, гари дубаплести, химині куры разводить.

 

9. Укажите строку синонимов к слову дискуссия.

А Говор, болтовня, треп, угроза;

Б пререкания, спор, словесный бой, обсуждение;

В многословия, несогласие, упрек, укор;

Г болтовня, обвинения, потасовка, спор.

 

► Задача 10-12 имеют по шесть вариантов ответа, среди которых два правильные варианты. Нужно выбрать два правильных варианта ответа.

10. Отметьте строки, в которых слова образуют синонимический ряд.

А Заботиться, заботиться, беспокоиться, хлопотать;

Бы любо, мило, весело, приятно;

В горизонт, горизонт, небосклон, возвышенность;

Г обильный, густой, буйный, роскошный;

Д слаб, неслышимый, добрый, послушный.

 

11. Отметьте строки, куда входят фразеологизмы-синонимы к слову бежать.

А Дремнути наутек, задеть за живое, делать публику;

Бы ноги унести, дать стрекача, дать ногам знать;

В даты лиха закаблукам, словно горохом сыпать, еще придет коза до воза;

Г разводить бобы, прошло водой, разводить турусы на колесах;

Д дать ногам волю, дать тягу, намазать пятки салом.

 

12. Отметьте предложения, в которых употреблены слова-антонимы.

А Остальные байдаков рассыпалась без строя, плывут - который впереди, а который где-то позади (Г. Пригара).

Бы Едва взошло солнце, казаки высыпали на берег (М. Пригара).

В Тридцать весел зліта вверх одним взмахом, падает, не хлюпнул (Г. Пригара).

Г Байдак сидит в воде глубоко: семь десятков казаков в каждом и груза много (М. Пригара).

Д Лодки летели по быстринам, словно странные птицы (М. Пригара).

 

► Задача 13 предусматривает установление соответствия. К каждой строке, обозначенного цифрой, нужно подобрать аналог, обозначенный буквой. Каждая цифра может использоваться только один раз.

13. Установить соответствие между фразеологизмами и их значениями.

1 Хороший

2 Отстать

3 Далеко

4 Зря

 

А У черта на болоте;

Бы ни за что ни про душу;

В ни в сказке сказать, ни пером описать;

Г класть зубы на полку;

Д пасти задних.

 

► Задача 14 требует самостоятельного решения.

14. Объяснить значение фразеологизмов, с двумя составить предложение.

Росинки во рту не иметь; обводить взглядом; не по карману; мерить взглядом; как по писаному; стреляная птица.

 

Вариант 2

► Задание 1-9 имеют по четыре варианта ответа, среди которых только один правильный. Нужно выбрать правильный вариант ответа.

1. В каком ряду все словосочетания являются фразеологизмами.

А Сидеть сложа руки, бережно ухаживать, бежать сломя голову;

Бы ноги унести, быстро бежать, хватать дрожь;

В ни пары с уст, комарика подавить, как кот наплакал;

Г стоять как пень, веселый человек, зуб на зуб не попадает.

 

2. Отметьте строку, в котором есть контекстуальные синонимы.

А Прошло несколько дней, как Озиваймо не слышал и не видел волка.

Из его владений, по крайней мере, волк исчез. Лесовичок даже волноваться начал - все-таки живое существо пропало (А. Давыдов).

Было бы, как услышат хуторяне, что идет татарва, то прячутся по оврагам и котловинах (О. Сторожеико).

Путь лежал на водоразделе Днепра и Буга, лежал высоко и ровно. Турчанская могила присядькувато чапіла над черным путем прибіленою копной (С. Колесник).

Г Здесь было создано Кирилло-Мефодиевское общество, р’ цийне крыло которого возглавил Т. Г. Шевченко (3 журнала).

 

3. Выясните, какими лексическими единицами являются выделенные слова в предложении Зимой веет метель, летом придет теплая погода (П. Воронько).

А Синонимами;

Бы омонимами;

В паронімами;

Г антонимами.

 

4. В каком ряду все словосочетания содержащие омонимы?

А Песчаная коса - девичья коса, веселые люди - грустные люди;

Бы развернуть книгу - закрыть книгу, метить мелом - метить в сердце;

В плакать от счастья, смеяться от счастья, написать письмо, получить письмо;

Г материнская ласка - хищное пожалуйста, маскарадный бал - высокий балл.

 

5. В какой строке все фразеологизмы составляют синонимический ряд?

А Кривить душой, крутить хвостом, надевать овечью шкуру;

Бы горло драть, криком кричать, мылить шею;

В лежать лежнем, дурака валять, брать на смех;

Г зубы съесть, как муха в кипятке, как белка в колесе.

 

6. В какой строке фразеологизмы имеют значение молодой?

А Нет гаразду в голове, жуки в голове;

Бы горобеня жовтодзьобе, наделать шуму;

В молоко на губах, цыпленок жовтороте;

Г ни пары с уст, еще мало каши съел.

 

7. Какими лексическими единицами являются выделенные слова; съезд писателей - конный заезд?

А Антонимами;

Бы синонимами;

В омонимами;

Г паронімами.

 

8. В какой строке фразеологизм имеет значение говорить что-то бессмысленное?

А Городить турусы на колесах, паленого дуба плести, химині куры разводить;

Бы глотать слова, открывать душу, сон рябой кобылы рассказывать';

В резать правду в глаза, бросать слова, разводить болтовню;

Г точить болтовня, во весь голос, не своим голосом.

 

9. Укажите строку синонимов к слову дискуссия.

А Многословие, несогласие, упрек, укор;

Бы болтовня, обвинения, потасовка, спор;

В говор, болтовня, треп, угроза;

Г пререкания, спор, словесный бой, обсуждения.

 

► Задача 10-12 имеют по шесть вариантов ответа, среди которых два правильные варианты. Нужно выбрать два правильных варианта ответа.

10. Отметьте строки, в которых слова образуют синонимический ряд.

А Горизонт, горизонт, небосклон, возвышенность;

Бы слабый, неслышимый, добрый, послушный;

В заботиться, заботиться, беспокоиться, хлопотать;

Г обильный, густой, буйный, роскошный;

Д любо, мило, весело, приятно.

 

11. Отметьте строки, куда входят фразеологизмы-синонимы к слову бежать.

А Разводить бобы, прошло водой, разводить турусы на колесах;

Бы дать ногам волю, дать тягу, намазать пятки салом;

В дремнути наутек, задеть за живое, делать публику;

Г пятками блеснуть, дать стрекача, дать ногам знать;

Д Дать лиха закаблукам, словно горохом сыпать, еще придет коза до воза.

 

12. Отметьте предложения, в которых употреблены слова-антонимы.

А Едва взошло солнце, казаки высыпали на берег (М. Пригара).

Тридцать весел с лета вверх одним взмахом, предоставляет, не хлюпнул (Г. Пригара).

В Байдак сидит в воде глубоко: семь десятков казаков в каждом и груза много (М. Пригара).

Г Лодки летели по быстринам, словно странные птицы (М. Пригара).

Д Остальные байдаков рассыпалась без строя, плывут - который впереди, а который где-то позади (Г. Пригара).

 

13. Установить соответствие между фразеологизмами и их значениями.

1 Отстать.

2 Зря.

3 Хороший.

4 Далеко.

 

А У черта на болоте;

Бы ни за что ни про душу;

В ни в сказке сказать, ни пером описать;

Г класть зубы на полку;

Д пасти задних.

 

► Задача 14 требует самостоятельного решения.

14. Объяснить значение фразеологизмов, с двумя составить предложение.

Стреляный волк; изводить до сердца; выводить из терцю; сам не свой; выбросить из головы; прикусить язык.

 

Оценивание контрольного теста

 

Тип задания

Задания закрытой формы

Задача

открытой формы

с выбором одного правильного ответа

с выбором нескольких правильных ответов

на установление соответствия

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Вариант 1

Б

В

В

В

Б

Б

Б

Г

Б

А, Г

Б, Д

А, В

1 - В, 2 - Д,

3 - А, 4 - Б

 

Вариант 2

В

А

г

Г

А

В

Г

А

Г

В, Г

Б, Г

Б, Д

1 - Д, 2 - Б,

3 - В, 4 - А

 

Количество баллов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

4

5

 

24-23 балла

12 б.

12-11 баллов

6 б.

22-21 балла

11 б.

10-9 баллов

5 б.

20-19 баллов

10 б.

8-7 баллов

4 б.

18-17 баллов

9 б.

6-5 баллов

3 б.

16-15 баллов

8 б.

4-3 баллов

2 б.

14-13 баллов

7 б.

2-1 балла

1 б.

 

V. Итог урока

► Организован сбор контрольных тетрадей.

► Ответы на вопросы, возникшие у учащихся при написании контрольной работы.

 

VII. Домашнее задание

► Индивидуальное задание с повторения изученного.