УРОК № 53
Тема. Обособленные несогласованные определения
Цель: углубить знания учащихся об обособлении определений; развивать у них пунктуационные навыки; воспитывать у детей любовь к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают обособленные согласованные и несогласованные определения; составляют предложения с обособленными определениями; правильно интонируют данные конструкции и верно ставят знаки препинания при них.
Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Проверка домашнего задания.
- Объяснительный диктант.
Корявые дубы и вязы, поломанные грозами, вздымали к небу свои старые дуплистые стволы. (М. Горький) Поросшие лесом берега томили своим однообразием. (В. Шишков) Удивленный, мальчик, казалось, застыл на месте. Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стоном и свистом. (Б. Полевой) Одаренный необычайной силой, Николай работал за четверых. Мы, полные впечатлений, вернулись с экскурсии.
- Работа по карточкам.
КАРТОЧКА 1
Вставьте после выделенных слов обособленные определения, выраженные причастными оборотами, и запишите полученные предложения.
Образец: Дом стоял в самом конце улицы. — Дом стоял в самом конце улицы, уходившей в поле.
Лодка застыла на тихой воде. Асфальтовое шоссе проходило неподалеку от дома. В ручье виднелись пестрые камушки. Мальчик взял палку и стал помешивать дрова в костре. Ольга разговаривала по телефону.
КАРТОЧКА 2
Спишите предложения, заменяя существительные, к которым относятся определения, личными местоимениями.
Образец: Испуганная Наташа сидела тихо. — Испуганная, она сидела тихо.
Вымокшие под дождем путники расположились у огня. Отутюженное платье выглядело очень нарядным. Веселая и оживленная девочка взахлеб рассказывала о своей поездке. Раздраженный отец замолчал. Испытавший трудности похода путешественник не боялся ни жары, ни холода.
КАРТОЧКА 3
Составьте предложения, используя данные конструкции в качестве обособленных определений, относящихся к личным местоимениям.
Утомленный тяжелой работой. Изнемогающие от жары. Серьезный и внимательный. Радостный и оживленный. Гордый доверием.
КАРТОЧКА 4
Вставьте после определяемого слова по 2-3 одиночных определения и запишите полученные предложения.
Образец: Ветер шевелил молодые листочки. — Ветер, теплый и влажный, шевелил молодые листочки.
Гул постепенно приближался. Два огонька ярко горели в ночном небе. Сумерки все плотнее охватывали город. Собака лениво развалилась около забора. Деревья едва виднелись вдалеке.
КАРТОЧКА 5
Распространите одиночные причастия и полученные обороты поставьте после определяемых слов.
Слышен шум падающей воды. Исполняемая песня мне очень понравилась. Я прислушивался к звукам журчащего ручья. В горящий костер мы подбрасывали сухие ветки. Осыпавшиеся лепестки черемухи плывут по воде.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
Сравните предложения. Сделайте вывод о роли обособленных определений и о способах их выражения. Какие определения называются несогласованными?
Величественно вошла мать.
Величественно вошла мать, одетая в сиреневое платье с кружевами.
Величественно вошла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее. (М. Горький)
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Слово учителя.
После определяемого слова обособляются:
1) несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательного с зависимыми словами: Рыжая борода, намного темнее волос, обрамляла его лицо;
2) несогласованное определение при имени собственном или личном местоимении: Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. (Л. Толстой);
3) несогласованное определение, выраженное сравнительной степенью без зависимых слов, если при определяемом существительном уже есть согласованное определение: Другой мальчик, постарше, звался Петрушей.
Запомните! Несогласованное определение, выраженное инфинитивом глагола, отделяется тире (если можно задать вопрос а именно?): Он с детства мечтал только об одном — стать геологом.
- Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
[1] — составить конспект лекции учителя.
[2] — с. 172-173.
- Тренировочные упражнения.
1. Найдите обособленные несогласованные определения. Объясните постановку знаков препинания.
Денис Антонович, без пиджака, в шлепанцах на босу ногу, сидел у большого стола с газетой. (А. Коптяева) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (И. Тургенев) Каждый из них решал этот вопрос — уехать или остаться — для себя, для своих ближних. (В. Кетлинская) Казаки помоложе охотно состязались в рубке. (М. Шолохов) Сегодня она, в новом голубом капоте*, была особенно молода и внушительно красива. (М. Горький) Больная, в белом капоте, вся обложенная подушками, сидела на постели. (Л. Толстой)
2. Найдите определения. Расставьте знаки препинания и объясните их.
Она с ярким румянцем на щеках и блестящими глазами была очень красива. Огромный плакат метра два в длину висел над сценой. Высокий человек с холодными серыми глазами строгий и неприступный сразу произвел на меня гнетущее впечатление. Истонченное страданиями молодое лицо ее с выпуклым лбом с красивыми пепельными волосами окрученными косой вокруг головы было покойно и бесстрастно. (А. Толстой) Утром уже в пальто с портфелем в руках Иван стоял в коридоре и ждал кого-то. (А. Кузнецов)
- Выборочный диктант.
Выпишите из предложений обособленные несогласованные определения (знаки не расставлены) вместе с определяемым словом. Чем выражены несогласованные определения? Расставьте и объясните знаки препинания.
Алена с красными от жары щеками бегала то в сад то в дом то в погреб. (А. Чехов) Дядя Матвей в мокром переднике с бляхой поливал тротуар из шланга. (Ю. Бондарев) Черный щенок величиной с большую жабу подкатился под ноги к нам. (М. Горький) Другая комната почти вдвое больше называлась залой. (А. Чехов) У дяди Семена была своя золотая и несбывшаяся мечта стать столяром. (К. Паустовский) Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо возвращалась с прогулки. (И. Тургенев)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] — 200 (письменно).
[2] — 420 (письменно).
- Творческая работа.
Составьте несколько предложений, содержащих обособленные однородные и неоднородные определения, характеризующие увлечения, род занятий и т. д. членов вашей семьи.
Образец: Бабушка, не знающая отдыха, с неизменным вязанием в руках, любит слушать по телевизору новости.
- Диктант с дополнительным заданием.
Запишите под диктовку текст. В первом предложении замените обособленное определение необособленным, а в первом предложении второго абзаца — необособленное определение — обособленным. В последнее предложение введите несогласованное обособленное определение, относящееся к личному местоимению.
МОРЕ
Море, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд.
Темное могуче размахнувшееся море светлей, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин горы и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу.
(По М. Горькому)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Подготовить описание одного из памятников архитектуры г. Харькова.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Вопрос учащимся.
— Каковы условия обособления несогласованных определений?
___________________________________________________________
* Капот — женская домашняя одежда свободного покроя, род халата.