Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 52

Тема. Обособленное согласованное определение. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях

 

Цель: углубить знания учащихся об обособленных определениях; развивать у них пунктуационные навыки; воспитывать у детей любовь к своей стране.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают обособленные определения; осмысливают их роль в речи; составляют предложения с обособленными определениями; правильно интонируют данные конструкции и верно ставят знаки препинания при них.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Объяснительный диктант.

Первые лучи солнца, пробив сквозную тучу, блеснули в небе и пробежали по земле и небу. (Л. Толстой) Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки. (М. Горький) Перевалившись через задний борт, я отпустил руки и упал в снег. (В. Солоухин)

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

Сравните два предложения. Различаются ли они по смыслу? Что повлияло на обособление определений во втором предложении? Резкий и упорный холодный ветер кидает нас.

Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас. (И. Бунин)

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя.

Обособленные согласованные определения обычно выражаются причастными оборотами: Дождь, стучащий по крыше, напоминал барабанную дробь; прилагательными с зависимыми словами: Небесный купол, полный звезд, раскинулся над нами; одним или несколькими прилагательными (причастиями): Уставший, он сел отдохнуть. Тянулись бесконечные дни, пустые и печальные. После определяемого слова обособляются:

1) причастные обороты: И только писатели, обладающие даром импровизации, могут писать без предварительного плана. (К. Паустовский);

2) прилагательное с зависимыми словами: Земля, окоченелая после заморозка, побелела, покрылась изморозью;

3) два и более одиночных прилагательных: Терек воет, дик и злобен, меж утесистых громад;

В любой позиции обособляются:

1) определения, имеющие дополнительное обстоятельственное значение: Взъерошенный, немытый, Нежданов имел вид дикий и странный. (И. Тургенев);

2) определения, относящиеся к личному местоимению: Пораженный страхом, я иду за матушкой в спальню. (А. Пушкин) А он, мятежный, просит бури... (М. Лермонтов);

3) определения, расположенные в предложении далеко от определяемого слова: Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы. (М. Шолохов).

Не обособляются:

1) распространенные определения, стоящие перед определяемым словом: в доме есть расположенная на первом этаже парикмахерская;

2) причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова и входящие в состав сказуемого: Б марте лежало зерно ссыпанное в закрома. (М. Салтыков-Щедрин);

3) причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами после неопределенных, указательных, притяжательных, определительных местоимений и слов многое, многие: Б нем уснули все желания, кроме желания думать о чем-то, невыразимом словами. (М. Горький).

Запомните! Несколько обособленных определений в абсолютном конце предложения отделяются тире: Это помогает сделать выводы о характере персонажа — покладистом и добром.

Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] — с. 192-193.

[2] — с. 172.

Тренировочные упражнения.

1. Определите, в каком стиле написаны предложения. В каком стиле не встречаются обособленные члены предложения? Перепишите предложения, составьте их схемы, подчеркните обособленные определения. Первое и второе предложения переделайте так, чтобы обособленные члены предложения стали необособленными.

К трем часам дня мы вышли на песчаный бугор, заросший сухим папоротником. В основе учебного процесса лежат учебные планы, содержащие перечень дисциплин. Верх пирога смажьте яичным желтком, разведенным двумя ложками молока. Результатом поездок писателя по стране явились книги, рассказывающие о жизни села.

2. Найдите обособленные определения. Чем они выражены? Перепишите, расставляя знаки препинания, пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Путники измуче..ые холодом гонимые ледя..ым ветром наконец добрались до какого-то деревя..ого строения. Филипп строгий сосредоточе..ый оделся потеплее и пошел к парому. (Б. Шукшин) Ночь холодная немая промчалась незаметно. (Г. Федосеев) Погруже..ый в воспоминание старик долго (не)мог уснуть. Он расстроенный ушел к себе домой. Угрюмый он (не)отвечал ни на чьи вопросы.

3. Распространите определения и перестройте предложения так, чтобы конструкции стали обособленными.

Образец: Нависшая туча предвещала беду. — Туча, нависшая над лесом, предвещала беду.

У заросшего берега водились утки. Полученная квитанция затерялась. Свирепствующий ураган причинил много бед. Зазеленели посаженные березки. Засеянное поле дало прекрасный урожай.

4. Подчеркните обособленные определения и главные члены предложения. Расставьте знаки препинания.

Ночь была южная теплая. Ночь южная теплая опустилась на город. Володя — скромный трудолюбивый человек. Володя скромный трудолюбивый охотно помогал матери. Он был веселый улыбающийся. Он веселый улыбающийся был приветлив со всеми.

5. Распространите предложения обособленными определениями, относящимися к личным местоимениям.

Образец: Я еле добрался до дома. — Я, измученный и продрогший, еле добрался до дома.

Он лежал почти в беспамятстве. Мы достигли берега. Меня похвалили родители. Ему не хватало терпения.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 197 (письменно).

[2] — 421 (письменно).

Объяснительный диктант.

КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИй

Старый город на каменистом острове, окруженном петлей реки Смотрич, Леся Украинка назвала «цветком на камне» и не преувеличивала. Мощенные улочки Старого города, идущие через армянские, еврейские, польские и русские кварталы, напоминают то Париж, то Львов, то Тифлис. Прекрасно сохранившийся Старый Замок ХIVVI веков регулярно становится ареной рыцарских турниров. И вся эта красота окружена огромным скалистым каньоном, вдоль которого по берегу Смотрича тянутся парки, переходящие один в другой.

А в «новом городе» старый Ботанический сад, уютный и тихий, заманивает своими дорожками и скамеечками. Обязательно посетите костел Св. Петра и Павла, когда-то превращенный турками в минарет, а после возвращенный католикам. Шпиль венчает золотая Дева Мария на исламском полумесяце, символизирующая готовность к компромиссу, требующуюся от обеих сторон в любых отношениях.

В сувенирной лавке Старого Замка купите себе на память очаровательный витраж, изготовленный художницей, и приезжайте сюда еще.

(Из журнала)

Словарная работа.

Каньон — глубокая речная долина с очень крутыми, нередко отвесными склонами и узким дном, обычно полностью занятым руслом реки.

Костел — польское название католического храма.

Минарет — башня для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью.

Витраж — произведение декоративного искусства из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение (чаще всего расположенное в оконном проеме) в каком-либо архитектурном сооружении.

Компромисс — соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-нибудь интересов, стремлений.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — рубрика «Учимся наблюдать и анализировать!», с. 192 (сделать синтаксический разбор предложений) (письменно); [2] — 422 (письменно).

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Беседа с учащимися.

— В каких случаях определения обосабливаются?

— Какие определения называются согласованными?