РОДНОЙ КРАЙ
Урок 55
Тема. Животные родного края
Цель: расширять представление учащихся о животных родного края; познакомить со способом питания разных животных; развивать речь, мышление, внимание; прививать уважение к животным.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся с животным миром родного края.
III. Изучение нового материала
1. Работа над загадками
На доске - отгадки: акліБ, кажЇ, акороС, яцисиЛ, ялпаЧ, ьцєаЗ, авоС, ьнелО, квоВ.
• Кто на себе лес носит? (ьнелО)
• Кто спит, а глаз не закрывает? (ьцєаЗ)
• Ползун ползет, на базар иглы везет. (кажЇ)
• По полю носится, овечек хватает и всех пугает. (квоВ)
• Пролетело на хвосте,
Да и спряталось в хвори. (акліБ)
• Стрекотуха белобока,
Зовут все... (акороС).
• Ночью гуляет,
А днем отдыхает,
Имеет круглые глаза,
Видит среди ночи. (авоС)
• Пришла кума с длинным веником
На беседу с нашим петушком,
Схватила петуха на обед
Да и замел метлой след. (яцисиЛ)
• Ноги длинные, как жерди,
Чванькувата эта птичья,
Новые сапоги одела,
По болоту почвалала. (ялпаЧ)
- Опишите внешний вид лисы, волка, белки, оленя, ежа и зайца. Назовите общие признаки этих животных. (Голова, туловище, хвост, четыре ноги, шерсть или щетина)
- Эти животные относятся к группе зверей. Главный признак зверей - это кормление детенышей молоком.
- Назовите только тех животных, которых называют птицами. (Сова, цапля, сорока)
- Опишите внешний вид этих птиц. Назовите общие признаки птиц. (Клюв, крылья, две ноги, перьевой покров)
- Все эти животные обитают в нашем крае.
2. Игра «Узнай животное по описанию»
• Это небольшая зверушка. Вместо волос спина у нее покрыта колючими иглами. В случае опасности она быстро сворачивается в колючий клубок из 6-8 тысяч иголок. Развернуть эту зверушку не под силу даже взрослому человеку - настолько развиты в нее спинные мышцы. Только вода заставляет ее распрямиться. Это свойство использует хитрая лиса. (Еж)
• Это - санитары леса, ведь они уничтожают огромное количество насекомых-вредителей. Клюв является орудием для добывания корма. Язык с зазубринами далеко высовывается изо рта, поэтому они могут доставать пищу из щелей. Этих птиц в наших лесах немного, поэтому они нуждаются в охране. (Дятел)
• Без него не обходится ни одна сказка о животных. его всегда изображают как труса. Однако благодаря своей пугливости и осторожности он спасается от своих многочисленных врагов. (Заяц)
• Он - постоянный персонаж мультфильмов. В природе - это умный, ловкий, выносливый и сильный хищник. Питается преимущественно мясом диких животных. За ночную охоту он может преодолевать до 100 километров. В природе эти животные являются санитарами леса. Охотясь, они ловят больных и ослабленных животных, оздоравливая все стадо. (Волк)
• Недаром я в сказках - самая хитрунка. Хитрая я на самом деле. Обманываю птиц. Когда голодная и ничего не вполювала, ложусь на бок, закрываю глаза и лежу как мертвая не ворухнусь. Подлетит интересная ворона или сорока - и попадет ко мне в лапы. Да и собак мы обманываем, когда не можем от них убежать. Лапы у меня не мерзнут никогда, ведь в шерсти, словно в ботинках, хвост во время передвижения правит за руль. Гавкаю как молодой пес. Чтобы быть сытой, за день я должна съесть 20 мышей. (Лиса)
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Игра «Лесные характеры»
Учитель просит детей написать на листах о том, кто в лесу:
• самый главный;
• самый хитрый;
• сильнейший;
• самый смелый;
• самый добрый и т.д.
Затем просит детей объяснить свои мысли.
Вывод. В лесу живут дикие животные.
2. Викторина «знаешь Ли ты птиц нашего края»
• Какие птицы прилетают к нам первыми? (Грачи)
• В названии которого птицы читаем число сорок? (Сорока)
• В птицу такой крепкий хвост, что он им поддерживает тело на дереве? (Дятел)
• Птенцы которого птицы не знают своей матери? (Кукушки)
• Какого лесного птицу называют лесным лекарем и почему? (Дятла, ведь он уничтожает вредителей деревьев)
3. Игра «Чья это песня?»
• «Чик-чирик!» - воробей;
• «Кар-кар!» - ворона;
• «Ф'ю, ф'ю!» - синица;
• «Ку-ку!» - кукушка;
• «Ти-ти!» - соловей;
• «Угу-угу!» - сова.
4. Игра «Кто где живет»
Дети образуют круг, и учитель спрашивает всех по очереди: какие животные или птицы живут в лесу (в поле, на лугу, в реке, в лесу)? Дети друг за другом называют этих животных. Тот, кто не смог назвать животное, покидает игру. Побеждает тот, кто последним остался в кругу.
V. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие группы животных вы знаете?
- Назовите известных вам животных нашего края.