Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

РОДНОЙ КРАЙ

 

Урок 55

Тема. Животные родного края

 

Цель: расширять представление учащихся о животных родного края; познакомить со способом питания разных животных; развивать речь, мышление, внимание; прививать уважение к животным.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы познакомимся с животным миром родного края.

 

III. Изучение нового материала

1. Работа над загадками

На доске - отгадки: акліБ, кажЇ, акороС, яцисиЛ, ялпаЧ, ьцєаЗ, авоС, ьнелО, квоВ.

• Кто на себе лес носит? (ьнелО)

 

• Кто спит, а глаз не закрывает? (ьцєаЗ)

 

• Ползун ползет, на базар иглы везет. (кажЇ)

 

• По полю носится, овечек хватает и всех пугает. (квоВ)

 

• Пролетело на хвосте,

Да и спряталось в хвори. (акліБ)

 

• Стрекотуха белобока,

Зовут все... (акороС).

 

• Ночью гуляет,

А днем отдыхает,

Имеет круглые глаза,

Видит среди ночи. (авоС)

 

• Пришла кума с длинным веником

На беседу с нашим петушком,

Схватила петуха на обед

Да и замел метлой след. (яцисиЛ)

 

• Ноги длинные, как жерди,

Чванькувата эта птичья,

Новые сапоги одела,

По болоту почвалала. (ялпаЧ)

 

- Опишите внешний вид лисы, волка, белки, оленя, ежа и зайца. Назовите общие признаки этих животных. (Голова, туловище, хвост, четыре ноги, шерсть или щетина)

- Эти животные относятся к группе зверей. Главный признак зверей - это кормление детенышей молоком.

- Назовите только тех животных, которых называют птицами. (Сова, цапля, сорока)

- Опишите внешний вид этих птиц. Назовите общие признаки птиц. (Клюв, крылья, две ноги, перьевой покров)

- Все эти животные обитают в нашем крае.

2. Игра «Узнай животное по описанию»

• Это небольшая зверушка. Вместо волос спина у нее покрыта колючими иглами. В случае опасности она быстро сворачивается в колючий клубок из 6-8 тысяч иголок. Развернуть эту зверушку не под силу даже взрослому человеку - настолько развиты в нее спинные мышцы. Только вода заставляет ее распрямиться. Это свойство использует хитрая лиса. (Еж)

• Это - санитары леса, ведь они уничтожают огромное количество насекомых-вредителей. Клюв является орудием для добывания корма. Язык с зазубринами далеко высовывается изо рта, поэтому они могут доставать пищу из щелей. Этих птиц в наших лесах немного, поэтому они нуждаются в охране. (Дятел)

• Без него не обходится ни одна сказка о животных. его всегда изображают как труса. Однако благодаря своей пугливости и осторожности он спасается от своих многочисленных врагов. (Заяц)

• Он - постоянный персонаж мультфильмов. В природе - это умный, ловкий, выносливый и сильный хищник. Питается преимущественно мясом диких животных. За ночную охоту он может преодолевать до 100 километров. В природе эти животные являются санитарами леса. Охотясь, они ловят больных и ослабленных животных, оздоравливая все стадо. (Волк)

• Недаром я в сказках - самая хитрунка. Хитрая я на самом деле. Обманываю птиц. Когда голодная и ничего не вполювала, ложусь на бок, закрываю глаза и лежу как мертвая не ворухнусь. Подлетит интересная ворона или сорока - и попадет ко мне в лапы. Да и собак мы обманываем, когда не можем от них убежать. Лапы у меня не мерзнут никогда, ведь в шерсти, словно в ботинках, хвост во время передвижения правит за руль. Гавкаю как молодой пес. Чтобы быть сытой, за день я должна съесть 20 мышей. (Лиса)

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Игра «Лесные характеры»

Учитель просит детей написать на листах о том, кто в лесу:

• самый главный;

• самый хитрый;

• сильнейший;

• самый смелый;

• самый добрый и т.д.

Затем просит детей объяснить свои мысли.

Вывод. В лесу живут дикие животные.

2. Викторина «знаешь Ли ты птиц нашего края»

• Какие птицы прилетают к нам первыми? (Грачи)

• В названии которого птицы читаем число сорок? (Сорока)

• В птицу такой крепкий хвост, что он им поддерживает тело на дереве? (Дятел)

• Птенцы которого птицы не знают своей матери? (Кукушки)

• Какого лесного птицу называют лесным лекарем и почему? (Дятла, ведь он уничтожает вредителей деревьев)

3. Игра «Чья это песня?»

• «Чик-чирик!» - воробей;

• «Кар-кар!» - ворона;

• «Ф'ю, ф'ю!» - синица;

• «Ку-ку!» - кукушка;

• «Ти-ти!» - соловей;

• «Угу-угу!» - сова.

4. Игра «Кто где живет»

Дети образуют круг, и учитель спрашивает всех по очереди: какие животные или птицы живут в лесу (в поле, на лугу, в реке, в лесу)? Дети друг за другом называют этих животных. Тот, кто не смог назвать животное, покидает игру. Побеждает тот, кто последним остался в кругу.

 

V. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие группы животных вы знаете?

- Назовите известных вам животных нашего края.