Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 6 классов

Урок № 56

Тема. Длина окружности. Числоn

 

Цель: повторить сведения, которые учащиеся из начальной школы о круг; сформировать более строгое геометрическое представление о круге, его элементы и соотношения между ними; дать содержание понятия «длина» круга и выработать умения находить длину окружности с известным радиусом или диаметром и решать обратную задачу.

Тип урока: усвоение новых знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

@ Собираем творческие задания.

 

II. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Вычислите:

 

2. Среди фигур, изображенных на рисунке, укажите те, названия которых вам известны. Назовите эти фигуры.

 

 

3. Точка М принадлежит отрезку АВ, длина которого 25 см. Найдите длины отрезков AM и ВМ, если: а) точка М - середина отрезка; б) AM больше ВМ в 4 раза.

 

III. Формирование знаний

@ Понятие круга знакома учащимся еще с начальной школы. Но поскольку мы к нему еще не обращались (ни в 5 классе, ни в 6 классе), урок следует начать именно с того, что напомнить учащимся на более-менее приличном научном уровне определения круга; назвать его элементы и соотношения между ними, а потом уже говорить о длине окружности и число n.

1. Представление о круге

Напомним учащимся, что математика - это не только наука о числах и действиях с ними (кстати, этот раздел называется арифметикой); математика изучает еще геометрические фигуры и их свойства (см. устные упражнения) (этот раздел математики называется геометрией). Среди многих других геометрических фигур мы рассмотрим очень интересную фигуру - круг.

Как начертить круг? (Берем циркуль и последовательно выполняем действия: выбираем точку, обозначаем ее обычно буквой О; ставим острие циркуля в т. О и проводим другим концом циркуля замкнутую линию - это и есть круг).

 

 

После этого называем элементы круга.

т .O - центр круга;

ОА, ОВ - радиусы окружности:

ОА = OB = R;

АВ - хорда;

АС - диаметр:

АС = D.

Обращаем внимание на то, что в любом круге можно провести множество радиусов, хорд, диаметров! (Кстати, требовать от шестиклассников заучивать определение круга и всех его элементов не надо - достаточно владения темой на интуитивном уровне и выработка умения называть изображенные на готовом рисунке элементы круга).

2. Соотношение между диаметром и радиусом круга

На рисунке видим: на АС лежит т. O, причем AO - OC = R , следовательно, О - середина АС, поэтому AO = CO = АС : 2, то есть R = D : 2, откуда D = 2R.

3. Длина окружности, число n

@ Mи выяснили, что круг - это линия, которую рисує конец циркуля, острие которого находится в т. В центре круга. Но каждая линия имеет длину. Как же найти длину круга? Можно ли ее измерить (вычислить)?

Проведем такой эксперимент. Поставьте круглую стакан на лист бумаги и обведите ее карандашом. Получим круг. Возьмите нитку и обведите ею стакан. Выпрямите нитку и измерьте ее длину. Измерьте диаметр круга. Найдите отношение длины круга к его диаметру.

Вывод. Длина окружности примерно в 3 раза больше его диаметр; следовательно, C = nD или C = 2nR.

После этого рассказываем детям о число n. (Можно добавить интересную информацию о том, что обозначение буквой n не случайное, потому что это первая буква в греческом слове περιφερια («периферия») - круг, круг, и о том, как можно запомнить первые шесть значащих цифр числа n - (рус. языке)

 

это

я

знаю

и

помню

прекрасно...

3

1

4

1

5

9...

 

4. Вывод. Напоследок мы имеем:

1) представление о круг, радиус окружности, диаметр окружности;

2) представление о том, что собой представляет длина окружности; соотношение между С (длиной окружности) и R или D (радиусом или диаметром круга), а в тетрадях учеников краткие записи в виде конспекта 26.

 

IV. Усвоение умений

@ Все задачи, которые решаем на уроке можно условно разделить на 2 группы:

а) задачи на применение формулы D = 2R;

б) задачи на применение формулы C = nD.

Но желательно дать задачи различных уровней на формирование умения работать с этими формулами.

 

Конспект 26

Круг, длина окружности

О - центр окружности;

OA = OB = R - радиусы;

АС = D - диаметр;

АВ - хорда;

R = D : 2; D = 2R;

C = nD; C = 2nR

; С - длина окружности. ; n 3,14

Примеры

1) Если R = 5 см ,

то D = 2R = 2·5 = 10см;

2) если D = 5 см ,

то R = 5:2 = 5:2 = 2,5 см;

3) если D = 5 см ,

то С = nD = 5π (см);

4) если R = 5 см ,

то С = 2nR = 2·n·5 = 10n

 

Устные упражнения

1. Назовите радиус, диаметр, хорду круга (см. рис).

 

 

2. Найдите радиус и длину окружности диаметра 10 см.

3. Найдите длину диаметра круга радиуса 5 дм.

Письменные упражнения

1. Задачи на применение формулы D = 2R. Найдите радиус окружности, если:

а) его диаметр 2 см; 2 м 3 см; 2,6 дм; 1,5 дм;

б) его диаметр больше радиуса на 5 дм; 3 м; 2,5 см.

2. Задачи на применение формулы C = nD = 2nR.

1) Найдите длину окружности, если:

а) диаметр 2,5 см; 24 см; 0,32 м;

б) радиус 5 см; 4, 2 см; 0,8 дм.

2) Длина окружности равна 33 м. Найдите диаметр круга ().

- Обратная (! желательно показать, что из формулы C = nD можно выразить , а из формулы С = 2nR ).

3. Если хватит времени, хотелось бы решить такие задачи (повторить, что t = s : v; P - сумма длин всех сторон).

а) За сколько времени можно облететь на самолете Землю вдоль экватора на высоте 10 км, двигаясь со скоростью 1200 км/ч? Результат округлите до 0,1 ч. ( Радиус экватора приближенно равен 6370 км).

б) Длина круга увеличилась с 157 см до 226,08 см. На сколько увеличился радиус круга?

в) Из прямоугольника вырезали полукруг (рис).

 

Сделайте необходимые измерения и найдите периметр созданной фигуры.

 

V. Итоги урока

«Немой» диктант

Учитель еще раз напоминает содержание изученного на уроке материала в форме «немого» диктанта: показывает на заранее заготовленном рисунке объекты, которые изучались на уроке, а ученики в письменной или устной форме отвечают на вопросы:

1 - радиус ОК;

2 - центр О;

3 - диаметр MN;

4 - круг.

n · MN - ? (С - длина окружности)

 

 

 

VI. Домашнее задание

Задача 1. Найдите длину окружности: а) диаметра 3 см; 0,6 дм; 0,12 м; б) радиуса 6 см; 1,2 дм; 2,3 м.

Задача 2. Длина окружности равна 2,2 м. Найдите диаметр круга ().

Задача 3. Радиус окружности увеличили с 10 см до 11 см. На сколько увеличилась длина окружности?

Задача 4. Диаметр колеса тепловоза равен 80 см. За 2 мин колесо делает 800 оборотов. Какая скорость тепловоза в километрах в час? Результат округлите до десятых км/ч.

Задача 5. В парке первого дня посадили 96 деревьев, а второго - 72 дерева, что составляет 80 % от количества деревьев, посаженных третьего дня. Сколько деревьев посадили за три дня?