II СЕМЕСТР
РАЗДЕЛII
Географическая оболочка и ее составляющие
Тема 3. Гидросфера
Урок 54. Вариант 1. Гидросфера (итоговый урок)
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о гидросфере Земли; в процессе игры вспомнить основные термины, касающиеся темы, и типовые планы характеристик объектов; напомнить учащимся историю осуществления первой навколоосвітньої путешествия; воспитывать чувство коллективизма, взаимоуважения, справедливости.
Тип урока: обобщение знаний, умений, навыков.
Оборудование: физическая карта мира, атласы, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
Класс разделен на пять команд. Перед каждой стоит табличка с названием корабля, на котором экспедиция Ф. Магеллана совершала путешествие. В ходе выполнения заданий команды будут определять участника, который меньше всего помог команде и вынужден будет их оставить. Три ученика являются экспертами, которые ведут итоговые записи на доске, проверяют письменные задания.
II. Проведение путешествия
Учитель. В путешествие мы отправляемся на пяти кораблях: «Сан-Антонио», «Виктория», «Сантьяго», «Консепсьон», «Тринидад».
Но прежде чем отправиться в путешествие, проверим, что вы знаете о первое кругосветное путешествие.
• Почему вам предложено назвать свои команды именно так?
• Когда и кем было совершено первое путешествие вокруг света?
• Откуда началось и где закончилось это плавание?
• Кто начал и кто закончил путешествие? (Команды отвечают по очереди, устно.)
Учитель. О первое кругосветное путешествие вы знаете, а сейчас проверим свои знания по теме «Гидросфера» и узнаем о готовности команд совершить путешествие.
• Что такое внутренние воды?
• Какие воды называют термальными?
• Что такое бассейн реки?
• Какие воды называются артезианскими?
• Что такое пойма реки?
• Какие воды называют минеральными?
• Что такое система реки?
• Какие воды называются грунтовыми?
• Что такое режим реки?
• Какие воды называют міжпластовими?
(Команды отвечают по очереди, устно.)
Учитель. Вы ответили на вопрос и можете воспользоваться морским судном, чтобы пройти морями Атлантического океана.
Задача 1. Найти и исправить ошибки.
• Аравийский остров, Черное море, полуостров Сардиния, гора Этна.
• Апеннинский остров, Балканский архипелаг, Средиземное озеро, Крымский остров.
• Полуостров Крит, Мраморное озеро, Мексиканское море, остров Куросио.
• Остров Ґольфстрім, Скандинавский остров, Бенґальська пролив, Ґібралтарська залив.
• Индийское море, Северный океан, остров Сомали, архипелаг Гренландия.
(Команды отвечают устно.)
Учитель. Сейчас командам, к сожалению, нужно отправить домой того, кто меньше всего помог команде.
Все остальные от берегов Испании отправляются к островам Зеленого Мыса. Так началось путешествие Ф. Магеллана до Молуккских островов. Но скоро эскадра попала в пояс штормов и встречных ветров.
Шестьдесят дней шел дождь. Движение кораблей замедлился, а наши команды ждет новое задание.
Задание 2. Составить схему «Воды гидросферы» (числа заменить словами)
(Команды отвечают письменно, ответ подают эксперту.)
Учитель. 23 ноября 1519 г. испанцы подошли к мысу Святого Августина в Бразилии, где их хорошо встретили туземцы, а 13 декабря они вошли в бухту Санта-Лучіа, где сейчас находится Рио-де-Жанейро. В марте 1520 г. флот Магеллана достиг 45° ю. ш. В ночь на 1 апреля на одном из кораблей возник бунт, моряки захватили «Викторию», «Консепсьоон», «Сан-Антонио». Порядок на кораблях установился после того как 40 человек было заковано в кандалы, а отдельных высажены на пустынный берег.
Задача 3. Сгруппировать моря: Черное, Лаптевых, Охотское, Сарґассове, Средиземное, Карибским, Мраморное, Каспийское, Аравийское, Северное.
(Команды отвечают письменно, ответ подают эксперту для проверки; команду покидает еще один участник команды.)
Учитель. В конце апреля «Сантьяго» исследовал дорогу на юг и столкнулся с рифами. Другие корабли решили перезимовать в этих местах.
Задача 4. Назвать:
• самую длинную реку мира;
• самое глубокое озеро;
• меньше море;
• самый большой полуостров;
• соленое море;
• наймілкіше море.
Учитель. 18 октября флотилия Ф. Магеллана отправилась на поиски пролива Атлантического океана. Во время разведки морского пути корабль «Сан-Антонио» убежал обратно в Испанию. 18 ноября 1520 г. Магеллан вышел в открытый океан и в течение четырех месяцев не встречал суши.
Задание 5. Несколькими предложениями объяснить значение географических названий или терминов
• Гренландия, Ґольфстрім, Мадагаскар;
• Канал, ледник, Байкал;
• Антарктида, Днепр, озеро;
• Танганьика, морена, круговорот;
• река, эрозия, Азовское море.
(Команды отвечают устно, например: Гренландия - крупнейший остров, расположенный на севере Атлантического океана, территория покрыта покровным ледником.)
Учитель. Еще один участник покидает команду. Другие объединяются в две команды и продолжают путешествие.
16 марта 1521 г. моряки подошли к острову Самар (в группе Филиппинских островов). Здесь они нашли пресную воду и продукты питания. На острове Мактан Ф. Магеллан вступил в схватку с местными аборигенами, а 17 апреля 1521 г. погиб вместе с 40 членами своей команды.
Задание 6
• Почему Африканские озера восточной части вытянуты в меридиональном направлении?
• Почему, имея почти одинаковую температуру вод (около 24 °С), течение Бразильская - тепла, а Канарская - холодная?
(Команды отвечают устно.)
Задача для тех, кто «сошел с корабля»:
• назвать части реки;
• назвать искусственные водоемы;
• назвать группы биологических ресурсов Мирового океана.
Учитель. Командование над 115 членами экипажа принял капитан Хуан Себастьян де Эль-Кано. Таком количестве моряков управлять тремя кораблями было невозможно, и они решили оставить «Консепсьон». Два других корабли продолжили плавание, и в ноябре 1521 г. достигли Молуккских островов, где команда смогла купить пряности.
Задача 7
• По какому плану описывают реку?
• По какому плану описывают острова?
Задача для тех, кто на берегу. Определить координаты устья Амазонки, озера Виктория, водопада Анхель, Марианской впадины.
Учитель. Корабль «Тринидад» должен был вернуться обратно через Тихий океан к берегам Испании. Но после долгой дороги Тихим океаном моряки вернулись к Молуккских островов и попали в плен к портуґальців. Лишь трое из них через 5 лет вернулись в Испанию. Моряки «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна де Эль-Кано отправляются Индийским океаном и 20 мая 1522 г. попадают в бурю у мыса Доброй Надежды.
Задача 8
• Как изменяется температура вод в Мировом океане?
• Какую работу выполняют воды рек?
• Как изменяется соленость воды в океане?
• Какую работу выполняет ледник?
Задача для тех, кто на берегу. По типовому плану описать Черное море, реку Тиар.
Учитель. 6 марта 1522 г. корабль «Виктория» бросил якорь в Севілії, на берег вышло 18 моряков. Настоящим героем стал Эль-Кано. Король подарил ему большую ежегодную пенсию, а также герб, на котором был изображен замок - символ Кастилии; под ним - корица, гвоздика, мускатный орех. На гербовые была маленькая земной шар с девизом «Ты первым обогнул меня».
Задача 9
Показать на физической карте географические объекты:
1. Нил, Амазонка, Ґольфстрім, Ґібралтарська пролив, Азовское море.
2. Байкал, Каспийское море, Куросио, Днепр, Берінґова пролив.
Задача 10. «Пойми меня» (каждый член команды получает
слово, которое нужно изобразить с помощью мимики и пластики так, чтобы его отгадали)
Мировой океан, межень, волна, атолл, пороги, озеро, архипелаг, айсберг, планктон, течение.
Эксперты проверяют выполнение письменных характеристик. Подводят итог.
III. Итог урока