География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

II СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛII

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 3. Гидросфера

 

Урок 53. Подземные воды

 

Цель: сформировать у учащихся систему знаний об подземные воды как часть гидросферы; углубить систему знаний учащихся о гидросфере; выяснить условия образования подземных вод, выявить, какие породы способны пропускать, а какие - задерживать воду; ввести понятие «верховодка», «грунтовые воды», «межпластовые воды, «артезианские воды»; раскрыть значение подземных вод для человека; воспитывать бережное отношение к водным богатствам.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта мира, атласы, учебники, карточки с заданиями, схемы, таблица «Подземные воды».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

1. Работа с карточками «Проверь себя»

Подписать к понятиям номера соответствующих объяснений.

Ледник Эхолот Снежная линия

Шельф Море Батискаф

Цунами Зоопланктон Болото

1. Линия, выше которой образуются ледники. 2. Прибор для определения глубин в океанах с помощью звука. 3. Часть океана, отделенная от него сушей или подводными поднятиями. 4. Узкий участок воды, которая соединяет море, океаны, разъединяет участки суши. 5. Волны, вызванные землетрясениями. 6. Самые маленькие животные организмы океанов и морей. 7. Подводная окраина материков глубиной до 200 м. 8. Подводный самокерований аппарат для исследования океанов на большой глубине. 9. Чрезмерно увлажненная діляка со слоем торфа не менее 30 см. 10. Скопления многолетнего льда и снега.

2. Беседа

• Что такое озеро? Какое значение озер?

• Что такое болото? Какое значение имеют болота?

• Что такое ледник? Каково значение ледников?

• Что такое многолетняя мерзлота? Какое значение она имеет?

3. «Третий лишний»

1) Берингов, Гавайские, Гренландия.

2) Черное, Африка, Евразия.

3) Озеро, болото, пруд.

4) Ледник, снеговая линия, канал.

5) Атлантический, Индийский, эхолот.

6) Бенгальский, Бискайский, Айсберг.

7) Средиземное, Азовское, Африка.

8) Карское, Урал, Балтийское.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

• Как происходит круговорот воды?

• Что происходит с водой, которая попала на сушу в виде осадков?

• Как называется вода, которая попала в почву?

Воды суши называются водами суши. Они бывают поверхностными и подземными. В чем особенность вод под землей - узнаем на этом уроке.

 

IV. Изучение нового материала

Работа со словарем. Подземные воды - воды, что является в трещинах горных пород, пустотах и порах.

Вопрос. Как образуются подземные воды?

Подземные воды образуются в процессе взаимодействия гидросферы и атмосферы с литосферой. Условия образования подземных вод: а) большое количество осадков; б) пропускания горных пород. Способность горных пород пропускать воду объясняется тем, что в них есть поры, трещины, пустоты. Чем крупнее частицы, тем больше времени и тем легче проходит сквозь породу вода. Вода легко проходит сквозь песок, грунт, гравий, гальку. Так, сквозь толщу гальки за сутки вода может просочиться на 100 м, сквозь песок - на 10 м.

Работа со словарем. Горные породы, которые пропускают воду, называются водопроницаемыми.

Почти не пропускает воду глина (за сутки 1 мм), совсем не пропускает гранит.

Работа со словарем. Горные породы, мало пропускают воду, называются водоупорными.

Поверхность суши состоит из осадочных пород различной проницаемости. Вода проходит через водопроницаемые породы в глубину, пока не встретит водоупорный слой, и затем начинает накапливаться над ним.

Работа со словарем. Пласты, содержащие воду, называются водоносными. (Учитель во время рассказа рисует схему образования верховодки, почвенной, міжпластової воды.)

По условиям залегания подземные воды подразделяются на верховодку, грунтовые, межпластовые воды. Верховодка - сезонная вода, которая расположена близко к поверхности и образуется в результате выпадения дождей, таяния снега.

Воду, содержащейся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называют грунтовой водой.

Поверхность грунтовых вод называют уровнем грунтовых вод. Он зависит от количества осадков, расчлененности местности, близости рек, озер, болот.

Грунтовые воды медленно перетекают порами в ту сторону, где уровень их меньше. В оврагах и речных долинах они выходят на поверхность, образуя источники.

Работа со словарем. Подземные воды, залегающие между двумя пластами, называют міжпластовими.

Эти воды пополняются очень медленно, потому что вода в них проникает только в местах выхода водоносного слоя. Вода между пластами находится под напором. Когда в таких пластах пробурить скважину, то вода может даже фонтанировать. Такие скважины называются артезианскими колодцами. Впервые такие колодцы были построены во Франции в провинции Артуа в ХІІ ст.

Грунтовые воды в разных местах земного шара залегают на разных глубинах. На Полтавщине - 4-10 м, а в пустынях - 250 м. Подземные воды широко используются населением для водоснабжения, орошения, обводнения.

Основными факторами, которые загрязняют подземную воду, является использование минудобрений, ядохимикатов, накопления бытовых отходов, отсутствие эффективной очистки на животноводческих фермах. Поэтому, чтобы пресные воды были чистыми, нужно заботиться о поверхность Земли. Во многих районах находят воду, в которой в большом количестве растворенные соли и газы. Такую воду называют минеральной. Эта вода имеет лечебные свойства, которые были известны очень давно.

Известно, что кабаны, медведи, олени тоже нередко используют минеральные воды. В рассказе Е. Сетона-Томпсона «Жизнь серого медведя» описано, как старый медведь Уэб, больной ревматизмом, успешно лечился, принимая ванны сероводородного источника в Скалистых горах близ Йеллоустонского парка.

Это интересно

Вода на большой глубине имеет высокую температуру. Такую воду называют термальной. Чаще всего такие воды есть в районах вулканической деятельности, землетрясений. Она есть на Камчатке, в Италии, Исландии, США. Термальные воды можно использовать в оранжереях, ими обогревают дома, бани, они используются как источник энергии.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

Беседа

• В чем отличие между грунтовыми и межпластовомводами?

• Зависит уровень межпластовых вод от количества атмосферных осадков?

Задачи. Водоупорные породы отметьте одной чертой, а водопроницаемые - оставьте так: глина, песок, мрамор, галька, известняк, мел, лабрадор, пемза, гранит.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий параграф в учебнике.

• Повторить материал темы «Гидросфера».