ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА - объединения ученых неомарксист, ориентации, которое действовало в 20 - 60-х pp. в Германии и США. Организационным центром школы стал Франкфуртский ин-т социальных исследований, основанный в 1923 г. на частные средства. Фактически ин-т был напівформальним объединением интеллектуалов, преимущественно выходцев из состоятельных евр. семей (Г. Хоркхаймер, Ф. Поллок, Л. Левенталь, К. Віттфогель, Ф. Вейль, В. Бенджамин, Ю. Гумперц и др.). Первым дир. ин-та был К. Гюнберг. Свою главную задачу ученые ин-та видели в том, чтобы восстановить "чистый или истинный марксизм", поэтому "левая" сусп.-полет, ориентация была здесь доминирующей. С 1981 г. ин-т возглавляет М. Хоркхаймер, с ним начинают сотрудничать Т. Адорно, Г. Маркузе,Е.Фромм, труды которых получили широкое признание. После прихода к власти нацистов большинство работников ин-та эмигрирует за пределы Германии и впоследствии они продолжают свою наук, деятельность в США. С 1949 г. ин-т возобновляет свою работу в ФРГ, сюда возвращаются М. Хоркхаймер и Т. Адорно, тогда как Е. Фромм и Г. Маркузе остаются в США. В послевоенные годы начинает наук, деятельность второе поколение Ш. ф., наиболее известным представителем которого является Ю. Хабермас.
Круг опыты, интересов Ш. ф. охватывает вопросы методологии социального исследования, содержания и функций соціол. теории, проблемы отчуждения, рационализации, социологии личности и культуры, социальной психологии. Франкфуртцы подвергают критике позитивист, методологию социального познания как некрит. по бурж. общества, свою собственную опыты, программу они понимают как крит. теорию этого общества. При участии Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Э. Фромма и др. в 40-х гг. были осуществлены опыты, проект "Авторитарная личность", где изучались социально-психол. механизмы формирования личности фашизоїдного типа. Используя понятие психоанализа, теоретики Ш. ф. указывали на существование изначального конфликта между глубинными человеческими инстинктами и ин-тами и ценностями цивилизации ("Диалектика просвещения" М. Хоркхаймера и Т. Адорно; "Эрос и цивилизация" Г. Маркузе). В то же время значительное внимание уделялось изучению деструктивности как врожденной черты человеческого поведения, которая при определенных социальных условиях может приобретать гипертрофированные масштабы ("Анатомия человеческой деструктивности" Э. Фромма).
Идеи Ш. ф. оказали влияние на идеологию и практику леворадикальных движений в зап. странах в 60-х гг. Деятельность школы прекратилась в связи со смертью ее видных представителей - Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Г. Маркузе. Собственно, единственным ее выдающимся представителем является ныне Ю. Хабермас, взгляды которого во многом не совпадают с класс, наследием школы и представляют собой самобытную концепцию (теория коммуникативного действия).