Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ШПЕНГЛЕР (SPENGLER) Освальд (25.05.1880, Бланкенбург - 8.05.1936, Мюнхен) - нем. философ, историк, публицист. Преподавал в 1911 г. математику и историю в гимназии в г. Гамбурге, впоследствии занимался наук, и публицистической деятельностью. В 1918 г. опубликовал первый том труда "Закат Европы", которая принесла ему мировое признание (второй том был опубликован в 1921 г.). В сутки фашистского режима его идеологи пытались привлечь ПІ. к сотрудничеству, однако он не согласился на это. Выступил против фашистских толкований творчества Ф. Ницше, отдельные труды Ш. были изъяты гитлеровской цензурой.

Ш. - один из виднейших представителей философии истории и философии культуры XX в. Его взгляды формировались под влиянием идей И. Гете и Ф. Ницше Ключевая тема филос. творчества Ш. - упадок зап. цивилизации, его смысл, причины и будущие последствия. В этом его труда созвучны работам Ш.монтескье и Е. Гиббона о причинах упадка Римской империи. Современный зап, мир (Зап. Европа и США), как в свое время Рим, ветшает, как убежден Ш. прежде всего внутренне, духовно. Однако судьба Запада - это лишь отражение глубинных ритмов всемирной истории, которым подвластны все цивилизации. Само понятие "цивилизация" Ш. употребляет в нетрадиционном, суженном значении, противопоставляя культуре. «Культура - организм, цивилизация - механизм, культура творит, цивилизация организует". Цивилизация истолковывается ПІ. как последняя, старческая фаза развития культуры, поэтому уже по определению она означает кризис, упадок, хотя внешне явления такого упадка могут выглядеть как нечто полноценное и величественное.

Ш. решительно отвергает идею истор. прогресса. Каждая культура уникальна и не может быть оценена масштабам и ценностями других культур, каждая имеет свою "душу", свою символику, свое время жизни и смерти, ПІ. выделяет 8 культур-организмов: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, майя и зап. европейскую, В противовес А. Тойнби, он решительно отрицает возможности любой преемственности культур. Каждой культуре присуще собственное "прафеноменальне" переживания мира: античная культура воспринимает действительность прежде всего в измерении телесно-пластическом, зап. европейская же, "фаустівська", культура переживает мир как глубину, третье измерение, который сам является знаком времени. Этим объясняется, в частности, раннее появление здесь часов как элемента быта и архитектурного декора (башни с часами в центрах средневековых городов и т. др.).

Символами упадка зап. мира есть такие явления, как массовости сусп. жизни и культуры, урбанизация и механизация, милитаризм, империализм, политиканство, духовный примитивизм. Ш. скептически оценивал возможности "массовой демократии", прорікаючи эпоху "цезарей" и тотальную борьбу за господство в планетарном масштабе Социалист, автор идеи "Заката Европы" расценивал как разновидность "пруссацтва" - тот же пафос дисциплины, корпоративность, уважение к труду, стремление к комфорту и т. др. Утверждение Ш. о зависимости всех без исключения явлений хозяйственного, полет, жизнь, произведений искусства, наук, истин от состояния коллективной "души" той или иной культуры свидетельствуют о созвучность его идей некоторым тезисам соціологізму Е. Дюркгейма. Исследователи неоднократно указывали на ощутимый содержательный диалог между "Закатом Европы" и книгой М. Данилевского "Россия и Европа" (1869), однако надежных свидетельств о знакомство Ш. с этой русскоязычной трудом нет. Идеи автора "Заката Европы" нашли дальнейшее развитие в трудах Х. Ортеги-и-Гассета и особенно А. Дж. Тойнби, который сумел придать им более позитивного конкретно-истор. содержания. В укр. культурной традиции идеи Ш. имели полемический отклик в есеїстиці Николая Хвылевого ("Психологическая Европа").